АВ 2009г. Выпуск 19 Российский консерватизм: идеология, политика, экономика
В контексте вышеизложенного, первым типом философско-исторических концепций является прогрессивная философско-историческая концепция (культуры), которая отражена в первой главе Ветхого Завета, в идеологическом контексте интерпретируется как модернизм и соответствует светской мировоззренческой доминанте, а также светским принципам политики, права и государства.
В рамках такой концепции и идеологии всемирная история (культуры), включая как цивилизационные, так и экономические, формационные и политические процессы, системы и ценности, имеют более или менее динамический (долгосрочный), непрерывный (или дискретный), но в итоге - конечный прогрессивный характер, отражающий сравнительные как формальные, так и содержательные изменения, а именно рост, улучшение во времени значений этих процессов, систем и ценностей от минимума до максимума, в пределе - до бесконечности ( от низшего к высшему и от простого к сложному , а также нарастание добра - как результат свободного выбора человеком после познания им дихотомии добра и зла , общего доминирования в человеке добра ).
Соответственно, это означает также и аналогичную неравнозначность всех (прошлых, настоящих и будущих) периодов всемирной истории и элементов культуры: так, с течением календарного времени, то есть во всемирной истории как линейного (однонаправленного в целом, но разнонаправленного в частностях, содержащего локальные регрессивные процессы) прогрессивного явления происходит повышение (от минимума до максимума) уровней абстрактности, масштабности и активности отдельных элементов культуры, а также соответствующих им процессов, систем и ценностей в следующей последовательности: от природы к человеку и, далее, к социуму; от политики к праву и, далее, к государству; от мифа к религии и, далее, к науке.
В силу этого, прогрессивная концепция имеет две фундаментальные особенности, составляющие также и основы идеологии модернизма.
Первая особенность прогрессивной концепции и поэтому модернизма состоит в преувеличении значений настоящих (краткосрочных) и, главным образом, будущих (долгосрочных) состояний всемирной истории, исторической перспективы, в идеализации некоторого иллюзорного (еще не существующего) золотого века в будущем (конечного позитивного состояния равновесия), представляя собой, таким образом, дурную (в терминологии Гегеля) прогрессивную бесконечность (необходимость преодоления которой и являлось основной причиной установления предела всемирной истории Гегелем в форме конституционной монархии , а Марксом - в форме коммунизма ), что означает ориентацию человека и социума на длительное существование всемирной истории и медленное течение исторического времени, укрепляющие устойчивость (и веру в устойчивость) субстанциального и исторического бытия.
Вторая особенность прогрессивной концепции и поэтому модернизма состоит в дискриминации (упрощении, восприятии как худшего, незначимого и простого) прошлых состояний всемирной истории, в отрицании (и отсутствии) долгосрочной исторической ретроспективы и единого начала всемирной истории, фактически - в отказе от прошлого, главным образом, от его реализованного негатива, неизбежно присутствующего во всемирной истории, в отказе ему в праве существования во всемирной истории (всего того, что, так или иначе, не согласуется с современными понятиями), в отрицании детерминирующего значения прошлых состояний всемирной истории для настоящего и будущего ее состояний, ведущих, в конечном счете, к разрыву между негативом и позитивом, отрицанию их единства, а также причинно-следственной связи (что негатив может быть причиной или следствием позитива, или наоборот).
В данном контексте прогрессивная концепция и модернизм - как социальные и психологические установки, одни из форм социального и индивидуального мышления и поведения, связанные с доминированием тенденций к преодолению инерции и привычки, имеют фундаментальный и вечный , имманентный и социуму, и человеку, мобилизующий (в контексте обыденного тезиса - все будет лучше ) характер, определяющий направленность на создание нового порядка , в конечном счете, будущего золотого века (в контексте современного российского модернизма - на создание новой российской империи ), что, в принципе, допускает автоматические (и обоснованные) их претензии на участие как в текущем, так и в будущем политических процессах.
Тем не менее, политика в контексте прогрессивной концепции и модернизма имеет в целом пассивный характер - в силу априорного действия (при таком подходе) во всемирной истории именно прогрессивных закономерностей и тенденций, означающее, что любая политика (действия человека или социума) неизбежно ведет к прогрессу, что определяет, однако, необходимость проведения двух типов активной политики, направленных на сохранение достигнутого уровня или на сдерживание чрезмерного прогресса: минимально активной политики, направленной на достижение некоторого состояния равновесия, то есть проравновесной политики, и максимально активной политики, направленной на сдерживание регресса, то есть антирегрессивной политики.
Наконец, одной из не менее фундаментальных отличительных особенностей прогрессивной концепции и модернизма, корректирующей вышеизложенное, является предельный индивидуализм, связанный с секуляризацией в течение всемирной истории состояния социума и направленный на сохранение возможности индивидуального спасения , то есть, в конечном счете, на сохранение идеи индивида и ее доминирования над идеей коллектива .
Вторым типом философско-исторических концепций является регрессивная философско-историческая концепция (культуры), которая отражена во второй главе Ветхого Завета, в идеологическом контексте интерпретируется как традиционализм и соответствует религиозной мировоззренческой доминанте, а также религиозным принципам политики, права и государства.
В рамках такой концепции и идеологии всемирная история (культуры), включая как цивилизационные, так и экономические, формационные и политические процессы, системы и ценности, имеют более или менее динамический (долгосрочный), непрерывный (или дискретный), но в итоге - конечный регрессивный характер, отражающий сравнительные как формальные, так и содержательные изменения, а именно, спад, ухудшение во времени значений этих процессов, систем и ценностей от максимума до минимума, в пределе - до нуля ( от высшего к низшему и от сложного к простому , а также нарастание зла - как результат свободного выбора человека после познания им дихотомии добра и зла , общего доминирования в человеке зла ).
Соответственно, это означает также и аналогичную неравнозначность всех (прошлых, настоящих и будущих) периодов всемирной истории и элементов культуры: так, с течением календарного времени, то есть во всемирной истории как линейного (однонаправленного в целом, но разнонаправленного в частностях, содержащего локальные прогрессивные процессы) регрессивного явления происходит понижение (от максимума до минимума) уровней абстрактности, масштабности и активности отдельных элементов культуры, а также соответствующих им процессов, систем и ценностей в следующей последовательности: от природы к человеку и, далее, к социуму; от политики к праву и, далее, к государству; от мифа к религии и, далее, к науке.
В силу этого, регрессивная концепция имеет две фундаментальные особенности, составляющие также и основы идеологии традиционализма.
Первая особенность регрессивной концепции и поэтому традиционализма состоит в преувеличении значений настоящих (краткосрочных) и, главным образом, прошлых (долгосрочных) состояний всемирной истории, исторической ретроспективы, в идеализации некоторого иллюзорного (уже не существующего) золотого века в прошлом (первичного позитивного состояния равновесия, первобытного естественного состояния Руссо, ранее - киников, в частности, Антисфена, Диогена Синопского), представляя собой, таким образом, дурную (в терминологии Гегеля) регрессивную бесконечность .
Вторая особенность регрессивной концепции и поэтому традиционализма состоит в дискриминации (упрощении, восприятии как худшего, незначимого и простого) будущих состояний всемирной истории, фактически - в отказе от будущего, в отрицании (и отсутствии) долгосрочной исторической перспективы и единого завершения всемирной истории, что означает ориентацию на скорое ее завершение (физический апокалипсис ) и поэтому (в контексте эсхатологии) на ускоренное течение исторического времени, подрывающие устойчивость (и веру в устойчивость) субстанциального и исторического бытия.
В целом, это означает, главным образом, отказ от возможного позитива в будущем, неизбежно присутствующего во всемирной истории, в отказе ему в праве существования во всемирной истории (всего того, что, так или иначе, не согласуется с прошлыми понятиями), в отрицании детерминированного значения будущих состояний всемирной истории как от настоящего, так и от прошлого ее состояний, что ведет, в конечном счете, к разрыву между негативом и позитивом, отрицанию их единства, а также причинно-следственной связи (что позитив может быть причиной или следствием негатива, или наоборот).
В данном контексте регрессивная концепция и традиционализм - как социальные и психологические установки, одни из форм социального и индивидуального мышления и поведения, связанные с доминированием тенденций к закреплению инерции и привычки, имеют фундаментальный и вечный , имманентный и социуму, и человеку, мобилизующий (в контексте обыденного тезиса - все было лучше ) характер, определяющий направленность на воссоздание старого порядка , в конечном счете, прошлого золотого века (в контексте современного российского традиционализма - на воссоздание старой российской или советской империи ), что, в принципе, исключает автоматические (и, очевидно, не вполне обоснованные) их претензии на участие не только в текущем, но и в будущем политических процессах.
Тем не менее, политика в контексте регрессивной концепции и традиционализма имеет в целом пассивный характер - в силу априорного действия (при таком подходе) во всемирной истории именно регрессивных закономерностей и тенденций, означающее, что любая политика (действия человека или социума) неизбежно ведет к регрессу, что определяет, однако, необходимость проведения двух типов активной политики, направленных на сохранение достигнутого уровня или на сдерживание чрезмерного регресса: минимально активной политики, направленной на достижение некоторого состояния равновесия, то есть проравновесной политики, и максимально активной политики, направленной на достижение прогресса, то есть пропрогрессивной политики.
Наконец, одной из не менее фундаментальных отличительных особенностей регрессивной концепции и традиционализма, корректирующей вышеизложенное, является предельный коллективизм, связанный с сакрализацией социума в течение всемирной истории и направленный на сохранение возможности коллективного спасения , то есть, в конечном счете, на сохранение идеи коллектива и ее доминирования над идеей индивида .
Третьим типом философско-исторических концепций является циклическая философско-историческая концепция (культуры), которая отражена в третьей главе Ветхого Завета, в идеологическом контексте интерпретируется как консерватизм и соответствует религиозно-светской мировоззренческой доминанте, религиозно-светским принципам политики, права и государства.
В рамках такой концепции и идеологии всемирная история (культуры), включая цивилизационные, экономические, формационные и политические процессы, системы и ценности имеют более или менее динамический (долгосрочный), непрерывный (или дискретный - регрессивно-прогрессивный), но в итоге - бесконечный циклический характер, отражающий не содержательные, а формальные изменения во времени значений этих процессов, систем и ценностей, соответствующие содержательным изменениям в рамках прогрессивной и регрессивной концепций, что означает, таким образом, аналогичную - содержательную равнозначность при формальной неравнозначности всех (прошлых, настоящих и будущих) периодов всемирной истории и элементов культуры.
Так, во всемирной истории как нелинейного (разнонаправленного в целом, но однонаправленного в частностях, содержащего локальные прогрессивные и регрессивные процессы) циклического явления в любой минимальный (вплоть до нуля) период календарного времени отсутствуют изменения - снижения или повышения уровней абстрактности, масштабности и активности любых элементов культуры, а также соответствующих им процессов, систем и ценностей: и природа, и человек, и социум; и политика, и право, и государство; и миф, и религия, и наука имеют равные уровни абстрактности, масштабности и активности, то есть имеет место субстанциальное состояние равновесия культуры.
Поэтому циклическая концепция имеет единую фундаментальную особенность, составляющую основу консерватизма и исходящую из преуменьшения значения настоящего (как несущественного для единого целого) и краткосрочного состояния всемирной истории, и отрицающую ключевые и линейные положения прогрессивных и регрессивных концепций, модернизма и традиционализма, снимая, таким образом, характерные для них дурные (в терминологии Гегеля) прогрессивную и регрессивную бесконечности , и обеспечивая, тем самым, абсолютную - и прошлую, и будущую - устойчивость (и, собственно, веру в такую устойчивость) субстанциального и исторического бытия.
В целом, это означает, что для циклической концепции и поэтому консерватизма являются характерными: повышение значений и прошлых, и будущих состояний всемирной истории, принятие (и наличие) долгосрочной исторической ретроспективы и перспективы, единого начала и завершения всемирной истории, фактически - признание и прошлого, и будущего, главным образом, их реализованного и возможного негативов, неизбежно присутствующих во всемирной истории, признание за ними права на существование во всемирной истории (всего того, что, так или иначе, не согласуется с современными и прошлыми понятиями), принятия взаимно детерминирующего и детерминированного значения прошлых, настоящего и будущих состояний всемирной истории, единства негатива и позитива, а также наличия их причинно-следственной связи (что негатив может быть причиной или следствием позитива, или наоборот).
В данном контексте циклическая концепция и консерватизм - как социальные и психологические установки, единые формы социального и индивидуального мышления и поведения, представляют собой синтез (континуум) прогрессивной и регрессивной концепций, модернизма и традиционализма, связанный с периодическим чередованием доминирования тенденций к закреплению и преодолению инерции и привычки, имеют фундаментальный и вечный , имманентный и социуму, и человеку, мобилизующий (в контексте обыденного тезиса - все было лучше и все будет лучше ) характер, определяющий также периодическую направленность на воссоздание старого порядка , в конечном счете, прошлого золотого века , и на создание нового порядка , в конечном счете, будущего золотого века (в контексте современного российского модернизма - на создание новой российской империи , а в контексте современного российского традиционализма - на воссоздание старой российской или советской империи ), что, в принципе, допускает абсолютные автоматические (и, очевидно, абсолютно обоснованные) их претензии на участие не только в текущем, но и в будущем политических процессах.
Тем не менее, политика в контексте циклической концепции и консерватизма имеет в целом пассивный характер - в силу априорного действия (при таком подходе) во всемирной истории именно циклических закономерностей и тенденций, означающее, что любая политика (действия человека или социума) неизбежно ведет к циклу, что определяет, однако, необходимость проведения двух типов активной политики, направленных, в конечном счете, на достижение и временное закрепление (на максимуме или минимуме, в зависимости от начальной точки цикла) некоторого состояния равновесия: активной политики, направленной на сдерживание чрезмерного прогресса, то есть антипрогрессивной политики, и активной политики, направленной на сдерживание чрезмерного регресса, то есть антирегрессивной политики, поскольку и прогресс, и регресс в равной степени ведущих к определенным негативным последствиям.
Наконец, одной из не менее фундаментальных отличительных особенностей циклической концепции и консерватизма, корректирующей вышеизложенное, является и индивидуализм, и коллективизм, связанные с периодической секуляризацией и сакрализацией социума в течение всемирной истории и направленные на сохранение возможности и индивидуального, и коллективного спасения , в конечном счете, на сохранение идей и индивида , и коллектива , а также их взаимной интеграции, обеспечивающей единство и отсутствие взаимного доминирования индивидуального и социального.