АО, 2005, июнь О ходе реализации Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Российской Федерации
О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
ИНФОРМАЦИЯ
о реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" по данным за I квартал 2005 г.
Количество муниципальных образований, в которых установлены границы и которые наделены соответствующим статусом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
С учетом информации, полученной из субъектов Российской Федерации, работа по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) проведена в 88 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Ингушетия.
По состоянию на 30 апреля 2005 года установлены границы 24372 муниципальных образований. Из них:
муниципальных районов - 1803
городских округов - 535
городских поселений - 2072
сельских поселений -19726
внутригородских территорий городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга - 236
Сведения об установлении границ муниципальных
образований в субъектах Российской Федерации
и наделении их соответствующим статусом
(по данным на 15 апреля 2005 года)
Центральный федеральный округ
образований в субъектах Российской Федерации
и наделении их соответствующим статусом
(по данным на 15 апреля 2005 года)
Центральный федеральный округ
|
|
|
|
|
городских поселений |
г. Москва |
|
|
|
|
|
Белгородская обл. |
|
|
|
|
|
Брянская обл. |
|
|
|
|
|
Владимирская обл. |
|
|
|
|
|
Воронежская обл. |
|
|
|
|
|
Ивановская обл. |
|
|
|
|
|
Калужская обл. |
|
|
|
|
|
Костромская обл. |
|
|
|
|
|
Курская обл. |
|
|
|
|
|
Липецкая обл. |
|
|
|
|
|
Московская обл. |
|
|
|
|
|
Орловская обл. |
|
|
|
|
|
Рязанская обл. |
|
|
|
|
|
Смоленская обл. |
|
|
|
|
|
Тамбовская обл. |
|
|
|
|
|
Тверская обл. |
|
|
|
|
|
Тульская обл. |
|
|
|
|
|
Ярославская обл. |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
|
|||||
г. Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
Республика Карелия |
|
|
|
|
|
Республика Коми |
|
|
|
|
|
Архангельская обл. |
|
|
|
|
|
Вологодская обл. |
|
|
|
|
|
Калининградская обл. |
|
|
|
|
|
Ленинградская обл. |
|
|
|
|
|
Мурманская обл. |
|
|
|
|
|
Новгородская обл. |
|
|
|
|
|
Псковская обл. |
|
|
|
|
|
Ненецкий автономный округ |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
|
|||||
Республика Адыгея |
|
|
|
|
|
Республика Дагестан |
|
|
|
|
|
Республика Ингушетия |
|
|
|
|
|
Кабардино-Балкарская Республика |
|
|
|
|
|
Республика Калмыкия |
|
|
|
|
|
Карачаево-Черкесская Республика |
|
|
|
|
|
Республика Северная Осетия - Алания |
|
|
|
|
|
Чеченская Республика |
|
|
|
|
|
Краснодарский край |
|
|
|
|
|
Ставропольский край |
|
|
|
|
|
Астраханская обл. |
|
|
|
|
|
Волгоградская обл. |
|
|
|
|
|
Ростовская обл. |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
|
|||||
Республика Башкортостан |
|
|
|
|
|
Республика Марий Эл |
|
|
|
|
|
Республика Мордовия |
|
|
|
|
|
Республика Татарстан |
|
|
|
|
|
Удмуртская Республика |
|
|
|
|
|
Чувашская Республика |
|
|
|
|
|
Кировская обл. |
|
|
|
|
|
Нижегородская обл. |
|
|
|
|
|
Оренбургская обл. |
|
|
|
|
|
Пензенская обл. |
|
|
|
|
|
Пермская обл. |
|
|
|
|
|
Самарская обл. |
|
|
|
|
|
Саратовская обл. |
|
|
|
|
|
Ульяновская обл. |
|
|
|
|
|
Коми-Пермяц-кий автономный округ |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
|
|||||
Курганская обл. |
|
|
|
|
|
Свердловская обл. |
|
|
|
|
|
Тюменская обл. |
|
|
|
|
|
Челябинская обл. |
|
|
|
|
|
Ханты-Мансий-ский автономный округ |
|
|
|
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
|
|||||
Республика Алтай |
|
|
|
|
|
Республика Бурятия |
|
|
|
|
|
Республика Тыва |
|
|
|
|
|
Республика Хакасия |
|
|
|
|
|
Алтайский край |
|
|
|
|
|
Красноярский край |
|
|
|
|
|
Иркутская обл. |
|
|
|
|
|
Кемеровская обл. |
|
|
|
|
|
Новосибирская обл. |
|
|
|
|
|
Омская обл. |
|
|
|
|
|
Томская обл. |
|
|
|
|
|
Читинская обл. |
|
|
|
|
|
Агинский Бурятский автономный округ |
|
|
|
|
|
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ |
|
|
|
|
|
Усть-Ордын-ский Бурятский автономный округ |
|
|
|
|
|
Эвенкийский автономный округ |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
|
|||||
Республика Саха (Якутия) |
|
|
|
|
|
Приморский край |
|
|
|
|
|
Хабаровский край |
|
|
|
|
|
Амурская обл. |
|
|
|
|
|
Камчатская обл. |
|
|
|
|
|
Магаданская обл. |
|
|
|
|
|
Сахалинская обл. |
|
|
|
|
|
Еврейская автономная обл. |
|
|
|
|
|
Корякский автономный округ |
|
|
|
|
|
Чукотский автономный округ |
|
|
|
|
|
Итого по округу: |
|
|
|
|
|
Итого по России: |
|
|
|
|
|
Примечание: Общее число муниципальных образований по Российской Федерации не включает в себя муниципальные образования Республики Ингушетия и 1 муниципальное образование Республики Дагестан |
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, решившие вопросы территориальной организации местного самоуправления, обновляют региональное законодательство о местном самоуправлении, совершенствуют межбюджетные отношения, осуществляют перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями и городскими округами.
Информация о формах подготовки органами государственной
власти субъектов Российской Федерации к реализации
Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
К основным мероприятиям, которые были проведены органами государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке к реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) можно отнести:
- создание структурного подразделения в системе исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию Федерального закона 131-ФЗ;
- формирование плана проведения установочных совещаний, конференций, семинаров, круглых столов для депутатов, выборных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- утверждение программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц;
- поиск учебных заведений, ведущих подготовку по специальности "государственное и муниципальное управление", а также формирование учебных программ, связанных с изучением муниципального права;
- обучение государственных и муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц.
В Российской Федерации к 1 апреля 2005 г. около 56 тысяч государственных и муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц прошли обучение по различным учебным программам, что выше аналогичного показателя 2004 г. на 16 тысяч.
в Российской Федерации
В первом квартале 2005 г. органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 части I статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ должна была быть завершена работа по законодательному определению основных параметров формирования представительных органов и выборов глав вновь образованных муниципальных образований.
В целях проведения анализа реализации государственной политики в области местного самоуправления и обобщения практики применения Федерального закона 131-ФЗ Министерство регионального развития Российской Федерации направило письма в субъекты Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о выполнении вышеназванных требований Федерального закона. Для получения более целостного представления об органах местного самоуправления Минрегионом России также была запрошена информация о представительных органах и главах муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, где вновь образованные муниципальные образования отсутствуют, органами государственной власти проводится работа по приведению законодательства данных субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ.
Формирование представительных органов муниципальных образований в Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ до 31 марта 2005 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны были установить законом субъекта численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, а также определить порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и дату выборов.
В первом квартале 2005 г. полностью сформированы представительные органы всех 128 муниципальных образований в Республике Калмыкия, где выборы состоялись 6 февраля 2005 г.
Численность представительных органов муниципальных образований Численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований определена в соответствии с требованиями части 6 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Магаданской области, где в представительных органах 2 муниципальных районов, 2 городских и 3 сельских поселений количество депутатов составит менее 7 человек.
Сроки полномочий представительных органов
муниципальных образований
Согласно пункту 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ срок полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований не может составлять менее двух лет. Данная норма соблюдена во всех субъектах Российской Федерации.
В 47 из 66 рассматриваемых субъектов РФ сроки полномочий представительных органов дифференцированы. Причем, подобная ситуация наблюдается во всех федеральных округах. Объясняется это тем, что уставы многих муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ, не приведены в соответствие с Федеральным законом 131 -ФЗ в переходный период его действия, поэтому сроки полномочий представительных органов в них отличаются от сроков полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований.
Вместе с тем, в некоторых субъектах сроки полномочий дифференцированы в зависимости от типа муниципальных образований: минимальные установлены для представительных органов городских и сельских поселений, максимальные - для представительных органов городских округов и муниципальных районов. Например, в Архангельской области в 3 года определен срок полномочий для представительных органов городских и сельских поселений, в 4 года - для представительных органов городских округов и муниципальных районов. В Кировской и Томской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, соответственно, 2 года и 5 лет, в Еврейской автономной области - 3 года и 5 лет, в Республике Марий Эл - 4 года и 5 лет.
Единый срок полномочий представительных органов всех муниципальных образований определен в 19 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в 2 года 2 месяца - в Республике Коми, в 2 года 9 месяцев - в Республике Башкортостан, в 4 года - в Республике Карелия, в Хабаровском крае, в Амурской, Ленинградской, Свердловской областях, в 5 лет - в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, в Ивановской, Камчатской, Кемеровской, Курганской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской областях, в Агинском Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Порядок формирования представительных органов
муниципальных образований
Только на муниципальных выборах избираются депутаты представительных органов муниципальных образований в 49 из 66 рассматриваемых субъектах РФ:
ЦФО - в 10 субъектах (Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской Рязанской, Тверской, Тульской областях);
СЗФО - в 6 субъектах (Республике Карелия, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской областях, в Ненецком автономном округе);
ЮФО - в 4 субъектах (Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Краснодарском крае, в Ростовской области);
ПФО - в 11 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Кировской, Оренбургской, Пермской, Пензенской, Ульяновской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
УрФО - во всех 6 субъектах;
СФО - в 8 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской Омской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе);
ДФО - в 4 субъектах (Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях и Еврейском автономном округе).
Помимо формирования представительных органов на муниципальных выборах, осуществление полномочий представительных органов посредством схода граждан в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ законодательно закреплено в 12 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в Республике Коми (1 сельское поселение), в Республике Саха (Якутия) (15 сельских поселений), в Республике Хакасия (1 сельское поселение), в Хабаровском крае (11 сельских поселений), в Иркутской области (6 сельских поселений), в Камчатской области (1 сельское поселение), в Магаданской области (3 сельских поселения), в Смоленской области (2 сельских поселения), в Корякском автономном округе (2 сельских поселения), в Чукотской автономном округе (2 сельских поселения), в Эвенкийском автономном округе (10 сельских поселений).
В Нижегородской области полномочия представительных органов посредством схода граждан будут осуществляться в 1 городском поселении.
Таким образом, по состоянию на 16 мая 2005 г. установлено, что в целом по России полномочия представительных органов сходом граждан будут осуществляться в 54 сельских поселениях и 1 городском поселении. Отметим, что подобная практика пока отсутствует в Южном и Уральском федеральных округах. Напротив, в Дальневосточном федеральном округе, где плотность населения является самой низкой в Российской Федерации и в большинстве субъектов есть немало поселений, в которых избирательным правом обладает менее 100 человек, полномочия представительных органов сходом граждан будут осуществляться в 6 из 10 субъектов.
Кроме того, что депутаты представительных органов муниципальных образований избираются на муниципальных выборах, из глав поселений и депутатов представительных органов поселений формируются представительные органы муниципальных районов в 7 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в Республике Адыгея - 7 представительных органов, в Ставропольском крае - 25 представительных органов, во Владимирской области - 16 представительных органов, в Ленинградской области - 17 представительных органов, в Нижегородской области - 1 представительный орган, в Корякском автономном округе - 1 представительный орган, в Эвенкийском автономном округе - 1 представительный орган. Всего в соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ в Российской Федерации будут формироваться представительные органы 68 муниципальных районов.
Даты выборов в представительные органы муниципальных образований
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований должны быть проведены до 1 ноября 2005 г.
До 1 января 2005 г. выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований проводились в 44 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:
ЦФО - в 8 субъектах (Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской областях);
СЗФО - в 5 субъектах (Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской областях, в Ненецком автономном округе);
ЮФО - в 3 субъектах (Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области);
ПФО - в 8 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ульяновской областях);
УрФО - в 4 субъектах (Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях);
СФО - в 7 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях);
ДФО - во всех 10 субъектах, за исключением Сахалинской области.
Следует отметить, что до 1 ноября 2005 г. формирование представительных органов муниципальных образований, в том числе и вновь образованных будет производиться по всей территории России практически ежемесячно. Тем не менее, по результатам анализа поступившей из 66 субъектов Российской Федерации информации можно сделать предварительный вывод о том, что наибольшее количество выборов в представительные органы муниципальных образований будет проходить в октябре.
Так, на август не запланированы выборы в представительные органы муниципальных образований ни в одном из 66 рассматриваемых субъектов РФ. В октябре же депутаты представительных органов муниципальных образований будут избираться в 39 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:
ЦФО - в 10 субъектах (Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской областях);
СЗФО - в 6 субъектах (Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях);
ЮФО - в 4 субъектах (Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае, Ростовской области);
ПФО - в 10 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пермской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
УрФО - в 4 субъектах (Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах);
СФО - в 9 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областях, Агинском Бурятском и Эвенкийском автономных округах);
ДФО - в 6 субъектах (Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях, Корякском автономном округе).
ЦФО - в 5 субъектах (Владимирской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тверской областях);
СЗФО - в 4 субъектах (Республике Карелия, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях);
ЮФО - в 3 субъектах (Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, в Краснодарском крае);
ПФО - в 5 субъектах (Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Пермской, Пензенской областях);
УрФО - в Ханты-Мансийском автономном округе;
СФО - в 4 субъектах (Республике Хакасия, Иркутской, Новосибирской областях, Эвенкийском автономном округе);
ДФО - в 2 субъектах (Магаданской области, Корякском автономном округе).
Выборы глав муниципальных образований в Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ до 31 марта 2005 г. органы государственной власти Российской Федерации должны были установить законом субъекта сроки полномочий и определить дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, в которых в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона 131-ФЗ, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления. В каждом из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации подобная работа проведена.
Следует отметить, что в первом квартале 2005 г., а именно 6 февраля 2005 г. избраны главы всех муниципальных образований в Республике Калмыкия.
Сроки полномочий глав муниципальных образований
Согласно пункту 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ срок полномочий глав вновь образованных муниципальных образований не может быть менее двух лет. Данная законодательная норма соблюдена в каждом из 66 рассматриваемом субъекте Российской Федерации.
В большинстве муниципальных образований Российской Федерации сроки полномочий глав совпадают со сроками полномочий представительных органов. В 47 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации сроки полномочий представительных органов дифференцированы по причине того, что уставы многих муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ, не приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в переходный период его действия, поэтому в них сроки полномочий глав отличаются от сроков полномочий глав вновь образованных муниципальных образований.
В отдельных субъектах сроки полномочий глав дифференцированы в зависимости от типа муниципальных образований: минимальные установлены для глав городских и сельских поселений, максимальные - для глав городских округов и муниципальных районов. Например, в Архангельской области в 3 года определен срок полномочий для глав городских и сельских поселений, в 4 года - для глав городских округов и муниципальных районов. В Кировской и Томской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, соответственно, 2 года и 5 лет, в Еврейской автономной области - 3 года и 5 лет, в Республике Марий Эл - 4 года и 5 лет. Единый срок полномочий глав всех муниципальных образований определен в 19 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в 2 года 2 месяца - в Республике Коми, в 2 года 9 месяцев - в Республике Башкортостан, в 4 года - в Республике Карелия, в Хабаровском крае, в Амурской, Ленинградской, Сахалинской, в 5 лет - в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, в Ивановской, Камчатской, Кемеровской, Курганской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской областях, в Агинском Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Даты выборов глав муниципальных образований
До 1 ноября 2005 г. в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить проведение выборов глав вновь образованных муниципальных образований.
До 1 января 2005 г. выборы глав вновь образованных муниципальных образований состоялись в 49 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в каждом субъекте Уральского и Дальневосточного федерального округов, а также
- в 9 субъектах Центрального федерального округа (Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областях);
- в 5 субъектах Северо-Западного федерального округа (Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской областях, в Ненецком автономном округе);
- в 4 субъектах Южного федерального округа (Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области);
- в 7 субъектах Приволжского федерального округа (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ульяновской областях);
- в 8 субъектах Сибирского федерального округа (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях).
До 1 ноября 2005 г. выборы глав муниципальных образований будут проходить по всей территории Российской Федерации каждый месяц. Как и в случаях с выборами в представительные органы, минимальное количество выборов глав муниципальных образований состоится в августе: 1 сельского поселения в Алтайском крае, 1 муниципального района в Амурской области.
В большинстве субъектов Российской Федерации выборы глав муниципальных образований будут проведены в октябре: в 48 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:
в ЦФО - в 10 субъектах (Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской областях);
в СЗФО - в 5 субъектах (Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской, Калининградской, Мурманской областях);
в ЮФО - в 5 субъектах (Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области);
в ПФО - в 10 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Нижегородской, Кировской Оренбургской, Пермской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
в УрФО - в 3 субъектах (Свердловской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах);
в СФО - в 9 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе);
в ДФО - в 6 субъектах (Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях, Корякском автономном округе).
в ЦФО - в 5 субъектах (Владимирской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тверской областях);
в СЗФО - в 4 субъектах (Республике Карелия, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях);
в ЮФО - в 4 субъектах (Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарском крае, Ростовской области);
в ПФО - в 5 субъектах (Республике Мордовия, Кировской, Пермской, Пензенской областях, Коми-Пермяцкого автономного округа);
в УрФО - в 2 субъектах (Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах);
в СФО - в 4 субъектах (Республике Хакасия, Иркутской, Новосибирской областях, Эвенкийском автономном округе);
в ДФО - в 2 субъектах (Приморского края и Корякского автономного округа).
Порядок избрания глав муниципальных образований
Только на муниципальных выборах избираются главы муниципальных образований в 26 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации:
ЦФО (в Ивановской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской областях);
СЗФО (в Республике Карелия, в Архангельской, Калининградской областях);
ЮФО (в Республике Адыгея, Краснодарском крае);
ПФО (в Чувашской Республике, Пермской, Пензенской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
УрФО (в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе);
СФО (в Республике Алтай, Республике Хакасия, Кемеровской, Омской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе);
ДФО (в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Камчатской области, Чукотском автономном округе).
Наряду с избранием на муниципальных выборах, главы муниципальных образований избираются из числа депутатов представительных органов в 36 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации:
ЦФО (во Владимирской, Воронежской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областях);
СЗФО (в Республике Коми, Вологодской, Ленинградской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе);
ЮФО (в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Ростовской области);
ПФО (в Удмуртской Республике, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях);
УрФО (в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе);
СФО (в Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской, Новосибирской областях, Эвенкийском автономном округе);
ДФО (в Приморском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Корякском автономном округе).
Главы всех муниципальных образований избираются исключительно представительными органами из своего состава в Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий Эл, Республике Мордовия.
В Эвенкийском автономном округе 10 из 25 глав сельских поселений избираются сходом граждан из своего состава.
В Магаданской области глава 1 сельского поселения избирается на сходе граждан.
В настоящее время вносятся изменения в Закон Мурманской области об избрании глав из состава Советов муниципальных образований.
18 мая 2005 г. на очередном заседании Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа будет рассмотрен законопроект, согласно которому будут пересмотрены сроки полномочий органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований - 2 года и изменен порядок избрания главы муниципального образования во вновь образованном муниципальном образовании Приуральский район (избирается представительным органом из своего состава).
Следует отметить, что в 3 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации порядок избрания глав муниципальных образований будет определяться в соответствии с нормами Федерального закона от 18 апреля 2005 г. 34-ФЗ "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Марий Эл до 31 мая 2005 г. будет определен порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий, в соответствии с которым главы муниципальных образований поселений будут избираться представительным органом.
В Нижегородской области порядок избрания глав муниципальных образований будет установлен до 31 мая 2005 г.
Проектом закона Республики Бурятия, представленного к рассмотрению на сессии Народного Хурала Республики Бурятия 27 мая 2005 г., определен порядок избрания глав городских и сельских поселений из числа депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования.
Количество объектов собственности субъектов Российской Федерации, подлежащих передаче, предназначенных для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность
В муниципальную собственность поселений передано около 4 % объектов собственности субъектов Российской Федерации от количества объектов собственности, подлежащих передаче в соответствии с утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечнем, а в собственность городских округов и муниципальных районов - по 7% .
Передача объектов собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципальных образований проводится в 13 субъектах Российской Федерации, в том числе в 4 субъектах Центрального федерального округа, в 2 - Северо-Западного федерального округа, в 3 -Южного федерального округа, в 2 - Уральского, в 1 - Сибирского федеральных округах, в 2 - Дальневосточного федерального округа.
К настоящему времени в Санкт-Петербурге определено к передаче 87 объектов, из которых 40 уже передано. В Архангельской области 5 объектов только определены к передаче.
Полностью переданы объекты собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципальных образований в Республике Алтай, в собственность городских округов и муниципальных районов - в Костромской области, в собственность городских округов - в Республике Саха (Якутия), в собственность муниципальных районов - в Ростовской области.
В собственность поселений передано следующее количество объектов собственности субъектов Российской Федерации: 100 % - в Республике Алтай, 88% - в Республике Саха (Якутия), 61 % - в Ханты-Мансийском автономном округе, 30 % - в Астраханской области, 27 % - в Курской области.
В собственность городских округов передано следующее количество объектов собственности субъектов Российской Федерации: 100 % - в Республиках Алтай и Саха (Якутия) и Костромской области, 89 % - в Ямало-Ненецком автономном округе, 60 % - в Архангельской области, 49 % - в Воронежской области, 32 % - в Астраханской области, 4 % - в Тамбовской области, 1 % в Ставропольском крае.
В собственность городских округов передано следующее количество объектов собственности субъектов Российской Федерации: 100 % - в Республике Алтай и Костромской и Ростовской областях, 99 % - в Ставропольском крае, 71 % - в Ханты-Мансийском автономном округе, 69 % - в Республике Саха (Якутия), 41 % - в Воронежской области, 40 % - в Архангельской области, 23 % - в Тамбовской области, 14 % - в Астраханской области, 13 % - в Ивановской области,
Количество объектов муниципальной собственности, переданных в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации
В I квартале 2005 г. в государственную собственность передано 1,2 % объектов собственности муниципальных образований от планируемого к передаче количества и составило в общем 3,4 %.
В соответствии с утвержденным перечнем все объекты муниципальной собственности городских округов и муниципальных районов в Архангельской области и Еврейской автономной области, городских округов в Ростовской области, муниципальных районов в Вологодской и Костромской областях переданы в государственную собственность.
Приведение законодательства субъектов Российской Федерации
в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ
В Российской Федерации в I квартале 2005 г. количество конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, приведенных в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ, увеличилось на 4 % и составило 53 %, региональных законов о местном самоуправлении - на 8 % и составило 48 %, законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - на 12 % и составило 42 %.
Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации полностью приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в 46 субъектах Российской Федерации, в том числе в 12 субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа, в 6 - Северо-Западного федерального округа, в 3 - Южного федерального округа, в 7 - Приволжского федерального округа, в 8 - Сибирского федерального округа, по 5 -в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении приведены в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в 22 субъектах Российской Федерации, в том числе по 1 субъекту Центрального и Северо-Западного федеральных округов, в 3 субъектах Южного федерального округа, в 6 - Приволжского федерального округа, в 2 - Уральского федерального округа, в 4 - Сибирского федерального округа, в 5 - Дальневосточного федеральных округов. Кроме этого, активно ведется работа по приведению законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ еще в 35 субъектах Российской Федерации.
Все законы субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями приведены в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в 30 субъектах Российской Федерации, в том числе в 6 субъектах Центрального и 6 субъектах Приволжского федеральных округов, в 2 - Северо-Западного федерального округа, в 2 - Уральского федерального округа, в 3 - Южного федерального округа, в 4 - Сибирского федерального округа, в 7 -Дальневосточного федеральных округов. Указанная работа активно проводится еще в 15 субъектах Российской Федерации.
Приведение муниципальных правовых актов в соответствие
с требованиями Федерального закона 131ФЗ Все уставы городских поселений приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Адыгея, Красноярском крае, Новосибирской и Пензенской областях, Агинском (Бурятском) и Ханты-Мансийском автономных округах. Кроме того, активно осуществляется данная работа еще в 9 субъектах Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты городских поселений приводятся в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Калмыкия, Архангельской, Астраханской и Пензенской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
Все уставы сельских поселений приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Хакасия, Ленинградской, Новосибирской, Пензенской областях, Агинском (Бурятском) автономном округе. Также активно осуществляется данная работа еще в 9 субъектах Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты городских поселений приводятся в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Астраханской и Пензенской областях.
Работа по приведению в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ уставов городских округов проводится в 23 субъектах Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты городских округов приводятся в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в 11 субъектах Российской Федерации.
Все уставы муниципальных районов приведены в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Адыгея, Республике Алтай, Кемеровской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Читинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Иные нормативные правовые акты муниципальных районов приводятся в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в 25 субъектах Российской Федерации.
В Российской Федерации в I квартале 2005 г. количество уставов городских поселений, приведенных в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ увеличилось на 2 % и составило 9 %, уставов сельских поселений - на 4 % и составило 11 %, уставов городских округов - на 7 % и составило 17%, уставов муниципальных районов - на 6 % и составило 20 %.