Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июнь О ходе реализации Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


4. Информация Министерства регионального развития
Российской Федерации

     О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


ИНФОРМАЦИЯ
о реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" по данным за I квартал 2005 г.

Количество муниципальных образований, в которых установлены границы и которые наделены соответствующим статусом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

     С учетом информации, полученной из субъектов Российской Федерации, работа по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) проведена в 88 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Ингушетия.
    По состоянию на 30 апреля 2005 года установлены границы 24372 муниципальных образований. Из них:
    муниципальных районов - 1803
    городских округов - 535
    городских поселений - 2072
    сельских поселений -19726
    внутригородских территорий городов федерального значения
    Москвы и Санкт-Петербурга - 236

Сведения об установлении границ муниципальных
образований  в субъектах Российской Федерации
и наделении их соответствующим статусом
(по данным на 15 апреля 2005 года)


Центральный федеральный округ


Субъект
Всего муниципальных образований
Кол-во городских округов
Кол-во муниципальных районов
Кол-во сельских поселений
Кол-во
городских поселений
г. Москва
125
  
  
  
  
Белгородская обл.
337
1
21
287
28
Брянская обл.
287
7
27
223
30
Владимирская обл.
55
12
8
6
29
Воронежская обл.
535
3
31
471
30
Ивановская обл.
181
6
21
129
25
Калужская обл.
319
2
24
262
31
Костромская обл.
303
6
24
261
12
Курская обл.
540
5
28
480
27
Липецкая обл.
331
2
18
305
6
Московская обл.
378
36
36
192
114
Орловская обл.
267
3
24
224
16
Рязанская обл.
296
4
25
236
31
Смоленская обл.
350
2
25
26
297
Тамбовская обл.
352
7
23
309
13
Тверская обл.
405
7
36
318
44
Тульская обл.
179
3
23
112
41
Ярославская обл.
103
2
17
71
13
Итого
по округу:

5343
108
411
3912
787

Северо-Западный федеральный округ

г. Санкт-Петербург
111
  
  
  
  
Республика
Карелия
120
2
16
80
22
Республика
Коми
169
9
И
143
6
Архангельская обл.
244
7
19
194
24
Вологодская обл.
372
2
26
321
23
Калининградская обл.
36
19
3
10
4
Ленинградская обл.
222
1
17
142
62
Мурманская обл.
42
14
5
10
13
Новгородская обл.
290
1
21
244
24
Псковская обл.
244
2
24
192
26
Ненецкий автономный округ
21
1
1
18
1
Итого
по округу:

1871
58
143
1354
205

Южный федеральный округ

Республика Адыгея
57
2
7
43
5
Республика
Дагестан
740
10
41
681
8
Республика
Ингушетия
  
  
  
  
  
Кабардино-Балкарская
Республика
132
3
10
112
7
Республика
Калмыкия
128
1
13
112
2
Карачаево-Черкесская
Республика
96
2
8
81
5
Республика
Северная Осетия - Алания
114
1
8
100
5
Чеченская
Республика
234
2
15
214
3
Краснодарский край
426
11
37
352
26
Ставропольский край
330
9
26
281
14
Астраханская обл.
176
2
11
151
12
Волгоградская обл.
491
6
33
421
31
Ростовская обл.
463
12
43
390
18
Итого
по округу:

3387
61
252
2938
136

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан
1020
9
54
942
15
Республика
Марий Эл
169
3
14
136
16
Республика Мордовия
459
1
22
419
17
Республика
Татарстан
998
2
43
915
38
Удмуртская Республика
341
5
25
299
12
Чувашская Республика
317
5
21
284
7
Кировская обл.
482
6
39
373
64
Нижегородская обл.
660
4
48
529
79
Оренбургская обл.
613
9
35
565
4
Пензенская обл.
431
5
28
376
22
Пермская обл.
326
5
36
231
54
Самарская обл.
342
10
27
292
13
Саратовская обл.
439
4
38
355
42
Ульяновская обл.
167
4
21
111
31
Коми-Пермяц-кий автономный округ
37
0
6
30
1
Итого
по округу:

6801
72
457
5857
415

Уральский федеральный округ

Курганская обл.
458
2
24
419
13
Свердловская обл.
93
67
5
16
5
Тюменская обл.
319
5
21
293
0
Челябинская обл.
317
16
27
246
28
Ханты-Мансий-ский автономный округ
105


13
9
57
26
Ямало-Ненецкий автономный округ
58
6
7
38
7
Итого
по округу:

1350
109
93
1069
79

Сибирский федеральный округ

Республика
Алтай
103
1
10
92
0
Республика
Бурятия
296
2
21
250
23
Республика
Тыва
142
2
17
119
4
Республика
Хакасия
101
5
8
79
9
Алтайский край
797
12
60
720
5
Красноярский край
559
18
42
461
38
Иркутская обл.
392
9
27
289
67
Кемеровская обл.
223
16
18
167
22
Новосибирская обл.
490
5
30
429
26
Омская обл.
424
1
32
365
26
Томская обл.
140
4
16
117
3
Читинская обл.
376
4
28
302
42
Агинский
Бурятский автономный округ
42
0
3
35
4
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
5
0
1
2
2
Усть-Ордын-ский Бурятский автономный
округ
83
0
6
77
0
Эвенкийский автономный округ
25
0
1
24
0
Итого
по округу:

4198
79
320
3528
271

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха
(Якутия)
448
2
34
360
52
Приморский край
179
12
22
119
26
Хабаровский край
236
2
17
188
29
Амурская обл.
320
9
20
272
19
Камчатская обл.
39
2
7
25
5
Магаданская обл.
53
1
8
19
25
Сахалинская обл.
25
17
2
3
3
Еврейская автономная обл.
36
1
5
18
12
Корякский автономный округ
33
1
4
27
1
Чукотский автономный округ
53
1
8
37
7
Итого
по округу:

1422
48
727
1068
179
Итого
по России:

24372
535
1803
19726
2072
Примечание: Общее число муниципальных образований по Российской Федерации не включает в себя муниципальные образования Республики Ингушетия и 1 муниципальное образование Республики Дагестан

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, решившие вопросы территориальной организации местного самоуправления, обновляют региональное законодательство о местном самоуправлении, совершенствуют межбюджетные отношения, осуществляют перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями и городскими округами.


Информация о формах подготовки органами государственной
власти субъектов Российской Федерации к реализации
Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

     К основным мероприятиям, которые были проведены органами государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке к реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) можно отнести:
    - создание структурного подразделения в системе исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию Федерального закона 131-ФЗ;
    - формирование плана проведения установочных совещаний, конференций, семинаров, круглых столов для депутатов, выборных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
    - утверждение программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц;
    - поиск учебных заведений, ведущих подготовку по специальности "государственное и муниципальное управление", а также формирование учебных программ, связанных с изучением муниципального права;
    - обучение государственных и муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц.
    В Российской Федерации к 1 апреля 2005 г. около 56 тысяч государственных и муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц прошли обучение по различным учебным программам, что выше аналогичного показателя 2004 г. на 16 тысяч.
    

Формирование органов местного самоуправления
в Российской Федерации

     В первом квартале 2005 г. органами государственной власти субъектов Российской  Федерации  в соответствии с требованиями пункта 2 части I статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ должна была быть завершена работа по законодательному определению основных параметров формирования представительных органов и выборов глав вновь образованных муниципальных образований.
    В целях проведения анализа реализации государственной политики в области местного самоуправления и обобщения практики применения Федерального закона 131-ФЗ Министерство регионального развития Российской Федерации направило письма в субъекты Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о выполнении вышеназванных требований Федерального закона. Для получения более целостного представления об органах местного самоуправления Минрегионом России также была запрошена информация о представительных органах и главах муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ.

По состоянию на 16 мая 2005 г. информация предоставлена 66 субъектами Российской Федерации, в том числе всеми субъектами Уральского и Дальневосточного федеральных округов, 12 из 18 субъектов Центрального федерального округа, 8 из 11 субъектов Северо-Западного федерального округа, 7 из 13 субъектов Южного федерального округа, 12 из 15 субъектов Приволжского федерального округа и 11 из 16 субъектов Сибирского федерального округа.

     В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, где вновь образованные муниципальные образования отсутствуют, органами государственной власти проводится работа по приведению законодательства данных субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ.

Таким образом, полученные сведения позволяют получить наиболее объективную картину о выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации.

     
     Формирование представительных органов муниципальных  образований в Российской Федерации
    
     В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона   131-ФЗ до 31 марта 2005 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны были установить законом субъекта численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, а также определить порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и дату выборов.
    В первом квартале 2005 г. полностью сформированы представительные органы всех 128 муниципальных образований в Республике Калмыкия, где выборы состоялись 6 февраля 2005 г.
    Численность представительных органов муниципальных образований Численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований определена в соответствии с требованиями части 6 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Магаданской области, где в представительных органах 2 муниципальных районов, 2 городских и 3 сельских поселений количество депутатов составит менее 7 человек.

Следует отметить, что в Республике Башкортостан, занимающей лидирующую позицию по количеству (1020) муниципальных образований в Российской Федерации, с 1 января 2006 г. рекордным будет и общее число депутатов представительных органов муниципальных образований - 9976.
     
Сроки полномочий представительных органов
муниципальных образований

     Согласно пункту 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ срок полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований не может составлять менее двух лет. Данная норма соблюдена во всех субъектах Российской Федерации.
    В 47 из 66 рассматриваемых субъектов РФ сроки полномочий представительных органов дифференцированы. Причем, подобная ситуация наблюдается во всех федеральных округах. Объясняется это тем, что уставы многих муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ, не приведены в соответствие с Федеральным законом 131 -ФЗ в переходный период его действия, поэтому сроки полномочий представительных органов в них отличаются от сроков полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований.
    Вместе с тем, в некоторых субъектах сроки полномочий дифференцированы в зависимости от типа муниципальных образований: минимальные установлены для представительных органов городских и сельских поселений, максимальные - для представительных органов городских округов и муниципальных районов. Например, в Архангельской области в 3 года определен срок полномочий для представительных органов городских и сельских поселений, в 4 года - для представительных органов городских округов и муниципальных районов. В Кировской и Томской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, соответственно, 2 года и 5 лет, в Еврейской автономной области - 3 года и 5 лет, в Республике Марий Эл - 4 года и 5 лет.
    Единый срок полномочий представительных органов всех муниципальных образований определен в 19 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в 2 года 2 месяца - в Республике Коми, в 2 года 9 месяцев - в Республике Башкортостан, в 4 года - в Республике Карелия, в Хабаровском крае, в Амурской, Ленинградской, Свердловской областях, в 5 лет - в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, в Ивановской, Камчатской, Кемеровской, Курганской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской областях, в Агинском Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.

При этом необходимо отметить, что 18 мая 2005 г. на очередном заседании Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа будет рассмотрен законопроект, согласно которому будут пересмотрены сроки полномочий органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований - 2 года.
     
Порядок формирования представительных органов
муниципальных образований

     Только на муниципальных выборах избираются депутаты представительных органов муниципальных образований в 49 из 66 рассматриваемых субъектах РФ:
    ЦФО - в 10 субъектах (Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской Рязанской, Тверской, Тульской областях);
    СЗФО - в 6 субъектах (Республике Карелия, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской областях, в Ненецком автономном округе);
    ЮФО - в 4 субъектах (Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Краснодарском крае, в Ростовской области);
    ПФО - в 11 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Кировской, Оренбургской, Пермской, Пензенской, Ульяновской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
    УрФО - во всех 6 субъектах;
    СФО - в 8 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской Омской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе);
    ДФО - в 4 субъектах (Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях и Еврейском автономном округе).
    Помимо формирования представительных органов на муниципальных выборах, осуществление полномочий представительных органов посредством схода граждан в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ законодательно закреплено в 12 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в Республике Коми (1 сельское поселение), в Республике Саха (Якутия) (15 сельских поселений), в Республике Хакасия (1 сельское поселение), в Хабаровском крае (11 сельских поселений), в Иркутской области (6 сельских поселений), в Камчатской области (1 сельское поселение), в Магаданской области (3 сельских поселения), в Смоленской области (2 сельских поселения), в Корякском автономном округе (2 сельских поселения), в Чукотской автономном округе (2 сельских поселения), в Эвенкийском автономном округе (10 сельских поселений).
    В Нижегородской области полномочия представительных органов посредством схода граждан будут осуществляться в 1 городском поселении.
    Таким образом, по состоянию на 16 мая 2005 г. установлено, что в целом по России полномочия представительных органов сходом граждан будут осуществляться в 54 сельских поселениях и 1 городском поселении. Отметим, что подобная практика пока отсутствует в Южном и Уральском федеральных округах. Напротив, в Дальневосточном федеральном округе, где плотность населения является самой низкой в Российской Федерации и в большинстве субъектов есть немало поселений, в которых избирательным правом обладает менее 100 человек, полномочия представительных органов сходом граждан будут осуществляться в 6 из 10 субъектов.
    Кроме того, что депутаты представительных органов муниципальных образований избираются на муниципальных выборах, из глав поселений и депутатов представительных органов поселений формируются представительные органы муниципальных районов в 7 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в Республике Адыгея - 7 представительных органов, в Ставропольском крае - 25 представительных органов, во Владимирской области - 16 представительных органов, в Ленинградской области - 17 представительных органов, в Нижегородской области - 1 представительный орган, в Корякском автономном округе - 1 представительный орган, в Эвенкийском автономном округе - 1 представительный орган. Всего в соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ в Российской Федерации будут формироваться представительные органы 68 муниципальных районов.
    
     Даты выборов в представительные органы муниципальных образований
    
     В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Федерального закона   131-ФЗ выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований должны быть проведены до 1 ноября 2005 г.
    До 1 января 2005 г. выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований проводились в 44 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:
    ЦФО - в 8 субъектах (Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской областях);
    СЗФО - в 5 субъектах (Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской областях, в Ненецком автономном округе);
    ЮФО - в 3 субъектах (Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области);
    ПФО - в 8 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ульяновской областях);
    УрФО - в 4 субъектах (Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях);
    СФО - в 7 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях);
    ДФО - во всех 10 субъектах, за исключением Сахалинской области.
    Следует отметить, что до 1 ноября 2005 г. формирование представительных органов муниципальных образований, в том числе и вновь образованных будет производиться по всей территории России практически ежемесячно. Тем не менее, по результатам анализа поступившей из 66 субъектов Российской Федерации информации можно сделать предварительный вывод о том, что наибольшее количество выборов в представительные органы муниципальных образований будет проходить в октябре.
    Так, на август не запланированы выборы в представительные органы муниципальных образований ни в одном из 66 рассматриваемых субъектов РФ. В октябре же депутаты представительных органов муниципальных образований будут избираться в 39 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:
    ЦФО - в 10 субъектах (Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской областях);
    СЗФО - в 6 субъектах (Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях);
    ЮФО - в 4 субъектах (Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае, Ростовской области);
    ПФО - в 10 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пермской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
    УрФО - в 4 субъектах (Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах);
    СФО - в 9 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областях, Агинском Бурятском и Эвенкийском автономных округах);
    ДФО - в 6 субъектах (Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях, Корякском автономном округе).

После 1 ноября 2005 г. выборы в представительные органы муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ, состоятся в 24 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:

     ЦФО - в 5 субъектах (Владимирской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тверской областях);
    СЗФО - в 4 субъектах (Республике Карелия, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях);
    ЮФО - в 3 субъектах (Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, в Краснодарском крае);
    ПФО - в 5 субъектах (Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Пермской, Пензенской областях);
    УрФО - в Ханты-Мансийском автономном округе;
    СФО - в 4 субъектах (Республике Хакасия, Иркутской, Новосибирской областях, Эвенкийском автономном округе);
    ДФО - в 2 субъектах (Магаданской области, Корякском автономном округе).
    
     Выборы глав муниципальных образований в Российской Федерации
    
     В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона   131-ФЗ до 31 марта 2005 г. органы государственной власти Российской Федерации должны были установить законом субъекта сроки полномочий и определить дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, в которых в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона 131-ФЗ, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления. В каждом из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации подобная работа проведена.
     Следует отметить, что в первом квартале 2005 г., а именно 6 февраля 2005 г. избраны главы всех муниципальных образований в Республике Калмыкия.
    

     Сроки полномочий глав муниципальных образований

     
     Согласно пункту 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ срок полномочий глав вновь образованных муниципальных образований не может быть менее двух лет. Данная законодательная норма соблюдена в каждом из 66 рассматриваемом субъекте Российской Федерации.
    В большинстве муниципальных образований Российской Федерации сроки полномочий глав совпадают со сроками полномочий представительных органов. В 47 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации сроки полномочий представительных органов дифференцированы по причине того, что уставы многих муниципальных образований, образованных до вступления в силу Главы 12 Федерального закона 131-ФЗ, не приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в переходный период его действия, поэтому в них сроки полномочий глав отличаются от сроков полномочий глав вновь образованных муниципальных образований.
    В отдельных субъектах сроки полномочий глав дифференцированы в зависимости от типа муниципальных образований: минимальные установлены для глав городских и сельских поселений, максимальные - для глав городских округов и муниципальных районов. Например, в Архангельской области в 3 года определен срок полномочий для глав городских и сельских поселений, в 4 года - для глав городских округов и муниципальных районов. В Кировской и Томской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, соответственно, 2 года и 5 лет, в Еврейской автономной области - 3 года и 5 лет, в Республике Марий Эл - 4 года и 5 лет. Единый срок полномочий глав всех муниципальных образований определен в 19 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в 2 года 2 месяца - в Республике Коми, в 2 года 9 месяцев - в Республике Башкортостан, в 4 года - в Республике Карелия, в Хабаровском крае, в Амурской, Ленинградской, Сахалинской, в 5 лет - в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, в Ивановской, Камчатской, Кемеровской, Курганской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской областях, в Агинском Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.
    

     Даты выборов глав муниципальных образований

     
     До 1 ноября 2005 г. в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить проведение выборов глав вновь образованных муниципальных образований.
    До 1 января 2005 г. выборы глав вновь образованных муниципальных образований состоялись в 49 из 66 рассматриваемых субъектов РФ: в каждом субъекте Уральского и Дальневосточного федерального округов, а также
    - в 9 субъектах Центрального федерального округа (Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областях);
    - в 5 субъектах Северо-Западного федерального округа (Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской областях, в Ненецком автономном округе);
    - в 4 субъектах Южного федерального округа (Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области);
    - в 7 субъектах Приволжского федерального округа (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ульяновской областях);
    - в 8 субъектах Сибирского федерального округа (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях).
     До 1 ноября 2005 г. выборы глав муниципальных образований будут проходить по всей территории Российской Федерации каждый месяц. Как и в случаях с выборами в представительные органы, минимальное количество выборов глав муниципальных образований состоится в августе: 1 сельского поселения в Алтайском крае, 1 муниципального района в Амурской области.
    В большинстве субъектов Российской Федерации выборы глав муниципальных образований будут проведены в октябре: в 48 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:
    в ЦФО - в 10 субъектах (Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской областях);
    в СЗФО - в 5 субъектах (Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской, Калининградской, Мурманской областях);
    в ЮФО - в 5 субъектах (Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области);
    в ПФО - в 10 субъектах (Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Нижегородской, Кировской Оренбургской, Пермской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
    в УрФО - в 3 субъектах (Свердловской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах);
    в СФО - в 9 субъектах (Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе);
    в ДФО - в 6 субъектах (Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях, Корякском автономном округе).
После 1 ноября 2005 г. выборы глав муниципальных образований, образованных  до  вступления  в  силу  Главы  12  Федерального  закона 131-ФЗ, состоятся в 26 из 66 рассматриваемых субъектов РФ:

     в ЦФО - в 5 субъектах (Владимирской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тверской областях);
    в СЗФО - в 4 субъектах (Республике Карелия, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях);
    в ЮФО - в 4 субъектах (Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарском крае, Ростовской области);
    в ПФО - в 5 субъектах (Республике Мордовия, Кировской, Пермской, Пензенской областях, Коми-Пермяцкого автономного округа);
    в УрФО - в 2 субъектах (Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах);
    в СФО - в 4 субъектах (Республике Хакасия, Иркутской, Новосибирской областях, Эвенкийском автономном округе);
    в ДФО - в 2 субъектах (Приморского края и Корякского автономного округа).

     
     Порядок избрания глав муниципальных образований


     Только на муниципальных выборах избираются главы муниципальных образований в 26 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации:
    ЦФО (в Ивановской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской областях);
    СЗФО (в Республике Карелия, в Архангельской, Калининградской областях);
    ЮФО (в Республике Адыгея, Краснодарском крае);
    ПФО (в Чувашской Республике, Пермской, Пензенской областях, Коми-Пермяцком автономном округе);
    УрФО (в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе);
     СФО (в Республике Алтай, Республике Хакасия, Кемеровской, Омской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе);
    ДФО (в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Камчатской области, Чукотском автономном округе).
    Наряду с избранием на муниципальных выборах, главы муниципальных образований избираются из числа депутатов представительных органов в 36 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации:
    ЦФО (во Владимирской, Воронежской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областях);
    СЗФО (в Республике Коми, Вологодской, Ленинградской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе);
    ЮФО (в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Ростовской области);
    ПФО (в Удмуртской Республике, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях);
    УрФО (в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе);
    СФО (в Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской, Новосибирской областях, Эвенкийском автономном округе);
    ДФО (в Приморском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Корякском автономном округе).
    Главы всех муниципальных образований избираются исключительно представительными органами из своего состава в Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий Эл, Республике Мордовия.
    В Эвенкийском автономном округе 10 из 25 глав сельских поселений избираются сходом граждан из своего состава.
    В Магаданской области глава 1 сельского поселения избирается на сходе граждан.
    В настоящее время вносятся изменения в Закон Мурманской области об избрании глав из состава Советов муниципальных образований.
    18 мая 2005 г. на очередном заседании Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа будет рассмотрен законопроект, согласно которому будут пересмотрены сроки полномочий органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований - 2 года и изменен порядок избрания главы муниципального образования во вновь образованном муниципальном образовании Приуральский район (избирается представительным органом из своего состава).
    Следует отметить, что в 3 из 66 рассматриваемых субъектов Российской Федерации порядок избрания глав муниципальных образований будет определяться  в  соответствии  с нормами Федерального закона от 18 апреля 2005 г. 34-ФЗ "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Законом Республики Марий Эл до 31 мая 2005 г. будет определен порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий, в соответствии с которым главы муниципальных образований поселений будут избираться представительным органом.
    В Нижегородской области порядок избрания глав муниципальных образований будет установлен до 31 мая 2005 г.
    Проектом закона Республики Бурятия, представленного к рассмотрению на сессии Народного Хурала Республики Бурятия 27 мая 2005 г., определен порядок избрания глав городских и сельских поселений из числа депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования.
    
     
     Количество объектов собственности субъектов Российской Федерации,  подлежащих передаче, предназначенных для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность
    В муниципальную собственность поселений передано около 4 % объектов собственности субъектов Российской Федерации от количества объектов собственности, подлежащих передаче в соответствии с утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечнем, а в собственность городских округов и муниципальных районов - по 7% .
    Передача объектов собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципальных образований проводится в 13 субъектах Российской Федерации, в том числе в 4 субъектах Центрального федерального округа, в 2 - Северо-Западного федерального округа, в 3 -Южного федерального округа, в 2 - Уральского, в 1 - Сибирского федеральных округах, в 2 - Дальневосточного федерального округа.
    К настоящему времени в Санкт-Петербурге определено к передаче 87 объектов, из которых 40 уже передано. В Архангельской области 5 объектов только определены к передаче.
    Полностью переданы объекты собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципальных образований в Республике Алтай, в собственность городских округов и муниципальных районов - в Костромской области, в собственность городских округов - в Республике Саха (Якутия), в собственность муниципальных районов - в Ростовской области.
    В собственность поселений передано следующее количество объектов собственности субъектов Российской Федерации: 100 % - в Республике Алтай, 88% - в Республике Саха (Якутия), 61 % - в Ханты-Мансийском автономном округе, 30 % - в Астраханской области, 27 % - в Курской области.
    В собственность городских округов передано следующее количество объектов собственности субъектов Российской Федерации: 100 % - в Республиках Алтай и Саха (Якутия) и Костромской области, 89 % - в Ямало-Ненецком автономном округе, 60 % - в Архангельской области, 49 % - в Воронежской области, 32 % - в Астраханской области, 4 % - в Тамбовской области, 1 % в Ставропольском крае.
    В собственность городских округов передано следующее количество объектов собственности субъектов Российской Федерации: 100 % - в Республике Алтай и Костромской и Ростовской областях, 99 % - в Ставропольском крае, 71 % - в Ханты-Мансийском автономном округе, 69 % - в Республике Саха (Якутия), 41 % - в Воронежской области, 40 % - в Архангельской области, 23 % - в Тамбовской области, 14 % - в Астраханской области, 13 % - в Ивановской области,
    Количество объектов муниципальной собственности, переданных в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации
    В I квартале 2005 г. в государственную собственность передано 1,2 % объектов собственности муниципальных образований от планируемого к передаче количества и составило в общем 3,4 %.
    В соответствии с утвержденным перечнем все объекты муниципальной собственности городских округов и муниципальных районов в Архангельской области и Еврейской автономной области, городских округов в Ростовской области, муниципальных районов в Вологодской и Костромской областях переданы в государственную собственность.
Передача объектов муниципальной собственности в соответствии с утвержденным перечнем в государственную собственность осуществляется также в Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Красноярском крае, Вологодской, Курганской, Сахалинской и Тульской областях, в городе Санкт-Петербург.
     
     
Приведение законодательства субъектов Российской Федерации
 в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ

     В Российской Федерации в I квартале 2005 г. количество конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, приведенных в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ, увеличилось на 4 % и составило 53 %, региональных законов о местном самоуправлении - на 8 % и составило 48 %, законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - на 12 % и составило 42 %.
    Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации полностью приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в 46 субъектах Российской Федерации, в том числе в 12 субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа, в 6 - Северо-Западного федерального округа, в 3 - Южного федерального округа, в 7 - Приволжского федерального округа, в 8 - Сибирского федерального округа, по 5 -в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
    Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении приведены в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в 22 субъектах Российской Федерации, в том числе по 1 субъекту Центрального и Северо-Западного федеральных округов, в 3 субъектах Южного федерального округа, в 6 - Приволжского федерального округа, в 2 - Уральского федерального округа, в 4 - Сибирского федерального округа, в 5 - Дальневосточного федеральных округов. Кроме этого, активно ведется работа по приведению законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ еще в 35 субъектах Российской Федерации.
    Все законы субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями приведены в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в 30 субъектах Российской Федерации, в том числе в 6 субъектах Центрального и 6 субъектах Приволжского федеральных округов, в 2 - Северо-Западного федерального округа, в 2 - Уральского федерального округа, в 3 - Южного федерального округа, в 4 - Сибирского федерального округа, в 7 -Дальневосточного федеральных округов. Указанная работа активно проводится еще в 15 субъектах Российской Федерации.
    

Приведение муниципальных правовых актов в соответствие

с требованиями Федерального закона 131ФЗ

     Все уставы городских поселений приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Адыгея, Красноярском крае, Новосибирской и Пензенской областях, Агинском (Бурятском) и Ханты-Мансийском автономных округах. Кроме того, активно осуществляется данная работа еще в 9 субъектах Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты городских поселений приводятся в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Калмыкия, Архангельской, Астраханской и Пензенской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
    Все уставы сельских поселений приведены в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Хакасия, Ленинградской, Новосибирской, Пензенской областях, Агинском (Бурятском) автономном округе. Также активно осуществляется данная работа еще в 9 субъектах Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты городских поселений приводятся в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Астраханской и Пензенской областях.
    Работа по приведению в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ уставов городских округов проводится в 23 субъектах Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты городских округов приводятся в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в 11 субъектах Российской Федерации.
    Все  уставы  муниципальных районов  приведены  в  соответствии  с Федеральным законом 131-ФЗ в Республике Адыгея, Республике Алтай, Кемеровской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Читинской областях, Ханты-Мансийском  автономном  округе. Иные  нормативные  правовые  акты  муниципальных  районов  приводятся в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ в 25 субъектах Российской Федерации.
    В Российской Федерации в I квартале 2005 г. количество уставов городских поселений, приведенных в соответствие с Федеральным законом 131-ФЗ увеличилось на 2 % и составило 9 %, уставов сельских поселений - на 4 % и составило 11 %, уставов городских округов - на 7 % и составило 17%, уставов муниципальных районов - на 6 % и составило 20 %.