Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2004, май Референдумы и плебисциты в международном и российском праве


Ограничения в проведении референдумов

     
     Вопросы, выносимые на всенародное альтернативное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Данные вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Будет принято то решение, которое собрало наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими.
    Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать следующие вопросы:
чрезвычайного и безотлагательного характера (принятия экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения);
требующие специальных знаний (принятия и изменения бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства);
ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов).
    Не выносятся на суд избирателей вопросы о формировании состава органов государственной власти и органов местного самоуправления или их персональном составе, амнистий или помилования.
    В большинстве стран референдумы и плебисциты не могут проводиться в периоды военного и чрезвычайного положения (см., например Закон Республики Казахстан О Правовом Режиме Чрезвычайного Положения ).
     Что касается сроков проведения, то в законодательстве ряда государств имеются рекомендации по совмещению общенационального либо местного референдума с ближайшими национальными либо местными выборами. Так, Конституция штата Вайоминг (США), ст. 52 п. d предписывает назначать референдум одновременно с ближайшими выборами, проходящими в штате в течение 120 дней после одобрения инициативы по проведению референдума законодательным собранием штата. Согласно  Временному закону о референдуме Нидерландов (Tijdelijke Referendumwet; Trw, вступил в действие с 1 января 2002), в случае сбора достаточного числа действительных подписей в поддержку референдума, он должен быть назначен не раньше чем через 50 дней и не позже чем через 4 месяца, и совмещается с любыми выборами, проводимыми в этот период. Разрешается также совмещение референдумов - одновременный плебисцит по нескольким не связанным вопросам.
     Законодательство многих стран, в том числе США, запрещает проведение референдумов по одному и тому же вопросу чаще определенного срока (в среднем пять лет). По общему правилу, не проводится референдум дважды по одному и тому же вопросу, либо может быть проведен по этому вопросу через определенный промежуток времени (например, в Испании, Болгарии - через три года, в Венгрии - через два года). В Канаде такой перерыв между референдумами по одному и тому же вопросу составляет 10 лет. Интересно в связи с этим положение закона О всеукраинском референдуме . Законом устанавливаются ограничения относительно проведения всеукраинского референдума (в частности, на протяжении одного года после проведения всеукраинского референдума) и количества его вопросов (на всеукраинский референдум может выноситься только один вопрос).
     Кодекс о выборах Республики Молдова содержит наиболее строгие ограничения относительно проведения референдумов. Так, республиканский референдум не проводится не только в случае введения чрезвычайного,  осадного, военного положения, а также в течение 120 дней после их отмены. Республиканский референдум также не может  проводиться  в  течение 120  дней,  предшествующих, и 120 дней, следующих за днем проведения парламентских, президентских и всеобщих местных выборов  или  другого  республиканского референдума (ст. 145, п. 2).