Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, ноябрь К проекту федерального закона "О недрах"


4. Особенности регулирования недропользования в развитых странах

США

     Законодательство США в области недропользования складывается из ряда федеральных законов и из законодательства отдельных штатов.
     Основными федеральными законами в области недропользования являются: "О горной аренде" (Mineral Leasing Act, принят в 1920 г.); "О континентальном шельфе" (1953 г.); "Об аренде земель для добычи каменного угля" (1976 г.).
     Упомянутыми выше законодательными актами регламентируются:
    порядок изъятия и виды земель, которые могут быть переданы во временное целевое использование. В частности, в соответствии с действующей редакцией закона О горной аренде только на основе долгосрочной аренды возможна добыча нефтегазового сырья на так называемых приобретенных землях т.е. землях, ранее находившихся в частной собственности и выкупленных федеральными ведомствами;
    максимальные размеры арендуемых участков;
    условия получения права на разведку и эксплуатацию недр;
    распределение получаемых финансовых средств между уровнями бюджетной системы.
     В соответствии с законодательством США собственниками недр на континентальной части территории США могут быть федерация, штаты, частные лица, но право частной собственности ограничено значительным числом изъятий.
     Законом О горной аренде за перечисленными собственниками недр закреплено право получать рентные доходы от недропользования в виде единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов (бонусов), рентных платежей, роялти или в виде участия в собственности нефтяных и газовых компаний.
     Континентальный шельф в США является федеральной собственностью, все платежи с нефтегазодобычи на шельфе поступают в государственный бюджет.
     В основе государственного регулирования доступа к недрам в США лежит арендно-лицензионная система. Но, следует отметить, что хотя предоставление прав на разработку недр, как правило, определяется термином аренда (lease), с содержательной точки зрения характер взаимоотношений между государством и недропользователем во многом соответствуют определению понятия концессии.
     Федеральное законодательство США разрешает гражданам и корпорациям разрабатывать минеральные ресурсы на участках, принадлежащих федеральному правительству, на основе покупки земли, либо посредством лизинга, который предполагает создание совместных предприятий, заключение соглашений о разделе прибыли или других видов соглашений.
     Используются два типа арендных соглашений:
     соглашения, заключаемые в условиях конкуренции их соискателей;
    при отсутствии такой конкуренции. Этот тип соглашений может быть заключен только после того, как соответствующие участки были выставлены на торги и не получили предложений.
    Условия арендных соглашений зависят от ряда факторов: от типа соглашения, местоположения участка (оффшорная или континентальная зона, национальные нефтяные резервы на Аляске, земли американских индейцев), глубины залегания месторождения, даты заключения соглашения о лизинге и некоторых других. Максимальный размер предоставляемого участка для соглашений первого типа составляет 2560 акров (1024 га) в 48 штатах, расположенных южнее Канады, и 5760 акров (2304 га) - на Аляске. В соглашениях, заключаемых при отсутствии конкуренции, максимальный размер участка одинаков для всех штатов и составляет 10240 акров (4096 га).
     В настоящее время соглашения обоих типов заключаются на период до 10 лет с возможностью их пролонгации при условии поддержания рентабельного производства. Для обоих типов соглашений роялти составляют не менее 12,5 % от стоимости добычи. Доля государства в чистой прибыли от продажи добытого сырья составляет не менее 30 % и может колебаться в зависимости от характеристик конкретного участка.
     Концессионер, с согласия соответствующего компетентного органа, может в последствии переуступить возможность осуществления прав по концессии (фактического осуществления добычи) специализированной добывающей компании, сохранив за собой часть доходов от добычи.
    Покупка земельных участков с минеральными ресурсами иностранными юридическими или физическими лицами запрещена. Им предоставляется право на лизинг в случае, если страна их регистрации (гражданства) предоставляет гражданам США аналогичные права. Участие иностранцев в совместных предприятиях допускается только при условиях приобретения ими долей в капитале корпораций США. В отдельных штатах накладываются дополнительные ограничения на деятельность иностранцев в сфере разработки минеральных ресурсов, например, на размер участков.
    На федеральных землях разведка производится свободно всеми заинтересованными лицами. Для получения права на осуществление геологической разведки недр необходимо получение платной лицензии, которая выдается федеральной администрацией и дает ее обладателю исключительное право на проведение геологоразведочных работ в границах определенного района в течение определенного периода.
     Если после завершения геологоразведочных работ владелец лицензии обнаруживает промышленное месторождение, то он получает преимущественное право на заключение договора долгосрочной аренды (как правило на 20 лет с возможностью пролонгации) для добычи минерального сырья.
     Для получения права на добычу сырья месторождение необходимо сертифицировать в Геологическом управлении Министерства внутренних дел США. Оно же, на базе представленных данных, рекомендует размеры ренты, роялти и связанных с ними платежей. После завершения сертификации концессионер подает заявку на разрешение осуществлять добычу.
     
     

Налогообложение горнодобывающих предприятий

     В США используются налоговые методы изъятия природной ренты непосредственно с пользователей природных ресурсов. Такие механизмы ее изъятия как соглашения о разделе продукции не применяются.
     Налоги и сборы, выплачиваемые предприятиями нефтегазовой промышленности США, можно разделить на две группы:
    специальные платежи, налоги и сборы за право эксплуатации недр;
    налоги на предприятия и корпорации, уплачиваемые в соответствии с законодательством США.
    В состав специальных платежей, налогов и сборов за право эксплуатации недр входят:
    рентные платежи в размере 2-3 долл. за акр;
    роялти. Его ставка составляет  в среднем 15%. Как правило применяется пониженная ставка (12-12,5%) в первые пять лет добычи. Кроме того на менее прибыльных месторождениях ставка налога снижается за счет так называемого экономического лимитирования, но она не может быть ниже 80 центов за баррель;
    сборы в целевые траст-фонды. Фонды используются как механизм для более равномерного распределения поступлений с целью обеспечения производства и потребления энергии с учетом социальных факторов.
     Компании, работающие на континентальном шельфе, помимо перечисленных выше платежей, в соответствии с Законом Об использовании континентального шельфа перед началом работ выплачивают единовременные бонусы (фактически повышенные первые рентные платежи), а также роялти в размере 16,66%.
     Размеры роялти за добычу на частных землях устанавливаются владельцами этих земель.
    Получаемые государством рентные платежи и роялти следующим образом распределяются между уровнями бюджетной системы:
    62,6% централизуются на федеральном уровне (10% направляются в федеральный бюджет, 52,5% - в фонд рекультивации земель);
    37,5% - поступают в бюджет соответствующего штата и используются на развитие инфраструктуры, реализацию социальных и образовательных программ.  
     Кроме перечисленных специальных налогов и сборов нефтегазовые компании выплачивают налоги на предприятия и корпорации, установленные налоговым законодательством США:
    налог на имущество. Им облагаются основные фонды и оборудование по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа;
     налог на доход корпораций (35% от чистого годового дохода. Налогооблагаемая база определяется путем вычитания из валового дохода компании эксплуатационных издержек (рентные платежи, зарплата, затраты на топливо и энергию, ремонт и содержание оборудования и др.) и капитальных затрат.
    Совокупное налоговое бремя в случае применения всех указанных выше налогов может достигать до 50% прибыли горнодобывающих предприятий.


Налоговые льготы

     Правовую базу для предоставления налоговых льгот образуют специальные положения Налогового кодекса США, которыми разрешается преференциальный подход к налогоплательщикам.
    Предоставляемые льготы включают в себя:
    целевые налоговые скидки на повышение извлекаемости минерального сырья;
     меры по сокращению налогооблагаемой базы (скидка на истощение недр) и отсрочки налоговых платежей в начальный период освоения месторождений
;
    ускоренное амортизационное списание оборудования;
    налоговые кредиты на исследование и бурение;
    вычеты между суммой уплаченной за акции и их реальной стоимостью
.
    

Франция

     Основным законодательным актом, регламентирующим недропользование, является Горный кодекс Франции, который дополняется нормативными актами, изданными разнообразными органами административной власти.
     В отличие от США правовое регулирование отношений в области недропользования во Франции имеет чисто административную природу, что проявляется в высокой степени контроля административных органов власти за деятельностью концессионера. В частности, в Горном кодексе Франции прямо предусматривается, что изыскания и добыча полезных ископаемых производятся на основании административного разрешения (Статья 83).
     Разведка производится бесплатно с согласия собственника участка или на основании разрешения уполномоченного федерального ведомства. Данное разрешение имеет форму лицензии и по сути своей представляет сервисный контракт с риском. Сделавшее коммерческое обнаружение лицо имеет право подать заявку на получение концессии на разработку месторождения. Однако концессионное соглашение может быть заключено как с лицом, произведшим коммерческое обнаружение, так и с третьей стороной, если она предложит лучшие условия при выплате соответствующей компенсации лицу, произведшему коммерческое обнаружение.
    Собственник земельного участка, обнаруживший на нем полезные ископаемые также не имеет права начать их разработку без получения соответствующей концессии. Концессия может быть выдана исключительно после проведения опроса общественного мнения и консультаций с руководством соответствующих местных органов власти. Более того, такой собственник не гарантирован от того, что концессия не достанется третьему лицу, предложившему лучшие условия.
    Концессии выдаются сроком до 50 лет при возможности последующего продления не более чем на 25 лет. Концессионные платежи состоят из платы взимаемой за каждый гектар концессионной территории, платы за каждую тонну извлеченного полезного ископаемого, и фиксированной ставки роялти за право добычи.
    В случае исчезновения или банкротства концессионера вся совокупность его прав и обязанностей переходит к государству (Пункт 3 статьи 29).
     Особенностью французского законодательства является  наличие большого числа разнообразных требований к концессионеру, в том числе касающихся повышения образовательного уровня персонала, страхования, проведения научно-изыскательных работ и так далее. При этом неисполнение данных требований, а также разнообразных предписания различных административных органов, может повлечь аннулирование концессии. Контроль над соблюдением многочисленных норм в области недропользования, экологии, охраны труда осуществляют горная администрация и горная полиция.
    Следует отметить, что при недостатке гарантий прав инвестора в концессионном законодательстве, защита этих прав обеспечивается развитым институтом административной юстиции и другими механизмами французского административного права.