Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, ноябрь К проекту федерального закона "О недрах"


5. Законодательство развивающихся стран

Аргентина

     Недропользование в Аргентине опирается на развитую нормативно-правовую базу, состоящую из Горного кодекса , законов Об углеводородных ископаемых и Об инвестициях в горнодобывающей промышленности , а также ряда нормативных актов.
     Аргентинская модель недропользования во многом сходна с классической французской моделью, но имеет ряд отличий.
     В частности, Горный кодекс является уникальным по своей юридической силе законодательным актом, обязательность соблюдения положений которого на всех уровнях власти закреплена в Конституции Аргентины.
    Право на разведку полезных ископаемых и на их добычу устанавливается различными правоустанавливающими документами.
    Право на произведение разведки месторождений и опытную добычу сырья на определенной территории, предоставляется на основании лицензии, которая выдается на основании проведения конкурсных процедур.
     В случае, если получившей лицензию компании удается произвести коммерческое обнаружение, такая компания имеет право на заключение концессионного соглашения на эксплуатацию данного месторождения в течение 25 лет. В случае же, если произвести коммерческое обнаружение не удастся затраты на осуществление разведки не компенсируются.
    В Аргентине используется классический сервисный контракт с риском, который оформляется в форме лицензии.  Концессия на добычу полезных ископаемых предоставляет концессионеру достаточно широкий спектр прав на концессионную территорию. Концессионер получает право, без получения дополнительных разрешений, осуществлять строительство необходимой инфраструктуры, транспортировку полезных ископаемых и осуществление прочих работ, необходимых для эксплуатации месторождения.
    Платежи концессионера государству складываются из фиксированной платы (ренталз), размер которой зависит от площади месторождения, предоставляемого в концессию, и роялти, устанавливаемой в процентах от стоимости добытого сырья. Ренталз поступает в центральный бюджет, а роялти - в бюджет провинций, на территории которых расположены месторождения.
    Концессионеры имеют право продажи своей продукции на внутреннем и внешнем рынках без каких-либо ограничений. Но, в период нехватки внутренней продукции для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, правительство Аргентины может обязать концессионеров продавать нефть, газ, нефтепродукты и иные полезные ископаемые исключительно на внутреннем рынке. При этом цена не должна быть ниже цены импортируемых полезных ископаемых.
    

Египет

     В сфере недропользования Египет представляет собой пример распространенной в развивающихся странах системы недропользовательских отношений, основанной на создании государственной компании, сочетающей в себе функции органа государственной власти и коммерческой организации.
    Регулирование недропользования в Египта базируется на законах О шахтах и рудниках и Об инвестиционных гарантиях и льготах .
     В Египте используются концессионные механизмы недропользования,  условия каждого концессионного соглашения рассматриваются парламентом и принимаются в форме специального закона.
     При реализации концессионного соглашения выделяются две стадии: проведение работ по разведке и стадия добычи, которое осуществляется на условиях СРП с созданием совместного предприятия. Причем, сторонами концессионного соглашения являются 3 участника: государство, Египетская государственная корпорация и концессионер.
     Срок стадии разведки составляет 3-4 года с возможностью продления на период до 4 лет. Концессионер осуществляет все необходимые разведывательные работы за свой счет. В контракте на эти работы особо оговаривается какие минимальные вложения должен сделать концессионер на каждом из этапов проведения работ (нарушение этого условия влечет расторжение договора). Концессионное соглашение автоматически прекращает свое действие по истечению срока проведения разведки, если не было сделано коммерческого обнаружения, и в этом случае концессионер не может требовать компенсации затраченных им средств.
    В случае коммерческого обнаружения концессионер получает с одобрения отраслевого министерства разрешение на разработку месторождения на срок не более 35 лет. Для осуществления работ по разработке месторождения создается компания-оператор, принадлежащая в равных долях концессионеру и государственной корпорации, которая осуществляет свою деятельность исключительно на основании концессионного соглашения.
     Концессионер освобождается от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования, необходимого для осуществления деятельности в рамках концессионного соглашения.
    Концессионные платежи рассчитываются по следующей схеме. Сначала определенная часть добытой нефти идет на покрытие издержек компании-оператора, а также компенсацию расходов концессионера на разведку месторождения. Оставшаяся после компенсации нефть делится между концессионером и государственной корпорацией. Формально концессионер обязан уплачивать налог на прибыль, роялти и ряд других платежей. Однако, фактически, все эти платежи уже учтены в той доле нефти, которая причитается государственная корпорация, и на практике осуществляются последней.
     Все активы компании-оператора и концессионера, связанные с осуществлением деятельности в рамках концессионного соглашения, по истечению срока действия концессионного переходят в собственность государственной корпорации.
    Следует отметить, что многие международные инвесторы считают египетскую систему недропользования излишне громоздкой и непривлекательной для реализации крупных проектов. Подобное отношение инвесторов послужило, в частности, причиной провала аукциона 1999 г., когда для разведки жидких углеводородов были предложены 15 перспективных блоков. Большую часть данных участков удалось передать инвесторам только после дробления в 2001 г.
    

ОАЭ

     Использование недр (в основном добыча жидких углеводородов) осуществляется на основе концессионных контрактов, в которых детально фиксируются условия разведки, бурения, добычи и продажи нефти, обязанности концессионерА.
    Типичным примером такого контракта является концессионный контракт эмирата Абу-Даби с компанией Attock Oil сроком на 35 лет с эксклюзивными правами разведки, бурения, добычи и продажи нефти на участке шельфа площадью 1500 квадратных километров. Обязанности концессионера включают:
    проведение первичного геологического обследования (на него отведено 8 месяцев);
     полная разведка, включая разведочное бурение, которая должна быть начата не позже 6 месяцев с даты подписания концессии;
    осуществление затрат на эти работы не ниже 4 млн долл. в первый год работы, 10 млн долл. во второй год работы, 11 млн долл. в третий год, по 5 млн долл. с четвертого по восьмой год;
     выплату бонусов, первый из которых (3 млн долл.) платится в течение 30 дней после подписания концессионного договора, второй (2 млн долл.) - после открытия нефти в коммерческом количестве (5 тыс. барр. в день в течение более 30 дней), третий (6 млн долл.) - когда объем экспорта добытой нефти превысит 100 тыс. барр. в день, четвертый (12 млн долл.) - когда этот объем превысит 200 тыс. барр. в день, и, наконец, пятый (12 млн долл.) - когда экспорт нефти перевалит за 500 тыс. барр. в день;
     выплату роялти, составляющую 16 % от стоимости добытой нефти. Выплата производится либо деньгами, либо нефтью - по выбору правительства Абу-Даби;
     уплату налога на доходы (Income Tax) по ставке 60%, налога на имущество (на недвижимое имущество - 10%, на движимое - 5%).
     Кроме того, контрактом предусматривается, что часть разведанной территории концессионер должен уступить правительству (в первые три года - 25%, за 5 лет - 50 и за 8 лет - 75%).
     У концессионера нет полной свободы выбора субподрядных фирм, их перечень подлежит согласованию в правительстве.
     По достижении объемов добычи в 100 тыс. барр. в день концессионер должен предусмотреть возможность налаживания одного из следующих производств:
    производство метанола на экспорт;
     производство и экспорт сжиженного нефтяного газа;
     производство азотных удобрений;
     десульфуризация (очищение от серы) нефти;
     производство и экспорт сжиженного природного газа.
     В те производства, которые будут сочтены экономически наиболее целесообразными, концессионер обязуется инвестировать не менее 10% своих прибылей.
     Все разведывательные работы, эксплуатация месторождения и транспортировка нефти должны соответствовать самым высшим мировым технологическим и экологическим стандартам.
    Правительство Абу-Даби оставляет за собой право приобрести долю до 60% в концессионном предприятии, вернув концессионеру соответствующую часть расходов.
     Как правило такие контракты содержат еще и условие, называемое "better terms", суть которого в том, что если правительство добьется в будущем лучших условий для себя в концессионном договоре с любой компанией, то данный договор может быть пересмотрен в сторону соответствующего улучшения.