Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, ноябрь К проекту федерального закона "О недрах"


6. Законодательство о недрах Казахстана и Литовской Республики

     
Казахстан

     Порядок недропользования регулируется Указами Президента Казахстана от 27 января 1996 г. 2828 О недрах и недропользовании , и от 28 июня 1995 г. 2350 О нефти . В августе 1999 г. в данные указы были внесены значительные поправки, в результате чего существовавшая до этого лицензионная система была заменена контрактной концессионной.
    Казахским законодательством определено, что могут быть использованы следующие виды концессий:
     контракт на проведение работ по разведке (сервисный контракт с риском);
    контракт на проведение работ по добыче (классическая концессия);
    контракт о разделе продукции и контракт на проведение работ по совмещенной разведке и добыче.
    Из текста Модельного контракта на проведение операций в недропользовании, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан 1015 от 31.07.2001 следует, что контракты на разведку, добычу и совмещенную разведку и добычу рассматриваются не как самостоятельные механизмы, а как последовательная цепочка операций, выполняемых в рамках одного концессионного соглашения.
     По контракту на проведение работ по разведке концессионер получает в пользование участок потенциального залегания полезных ископаемых и за свой счет осуществляет на нем разведывательные работы. В случае если в результате разведки не было произведено коммерческого обнаружения полезных ископаемых, недропользователь не имеет права на возмещение затраченных на разведку средств.
    В случае коммерческого обнаружения концессионер имеет исключительное право на заключение контракта на добычу полезных ископаемых на данном участке. Заключение контракта на совмещенную разведку и добычу просто избавляет концессионера от необходимости дополнительно заключать контракт на добычу в случае коммерческого обнаружения.
     Концессионерами в сфере недропользования могут являться как казахские, так и иностранные юридические и физические лица, а концедентом выступают уполномоченные правительством органы.
     Контракт на разведку заключается сроком на 6 лет, концессионер имеет право продлить контракт еще максимум на 4 года. Контракт на добычу заключается сроком до 25 лет, а по месторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых до 45 лет. Контракт на совмещенную разведку и добычу заключается на срок, включающий период разведки и добычи с учетом возможности его продления.
    При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан отдавать предпочтение казахским кадрам, привлекать услуги казахских предприятий, а также использовать оборудование и материалы, произведенные в Казахстане. В случае отсутствия какого-либо вида товаров либо услуг в стране, недропользователь может использовать товары и услуги иностранных организаций только по разрешению правительства.
     Концессионеры обязаны страховать предпринимательские риски, имущество и гражданско-правовую ответственность, связанные с исполнением концессионного соглашения. Отдельно устанавливается также обязанность концессионера страховать риски, связанные с загрязнением окружающей среды, которые, помимо гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами, включают в себя возможные затраты на ликвидацию последствий причиненного окружающей среде ущерба.
     В соответствии с законодательством Республики Казахстан, государство имеет первоочередное право на приобретение у концессионера добытых полезных ископаемых, предельный объем которых, порядок определения цен и оплаты устанавливается в концессионном соглашении.
     Участки недр передаются в концессию победителю конкурса инвестиционных программ, но национальные компании (национальная компания определяется как "закрытое акционерное общество 100 % акций которого принадлежит государству, созданное Указом Президента Республики Казахстан для проведения операций по недропользованию в Республике Казахстан) могут получить участки недр на основе прямых переговоров с соответствующим компетентным органом. Однако законодательство четко не устанавливает, какой критерий должен быть определяющим при оценке конкурсных предложений, не достаточно детализирована процедура организации конкурса, что увеличивает поле для коррупции при определении победителя конкурса.
     Казахское законодательство предусматривает возможность залога прав концессионера в области недропользования. Однако такой залог возможен исключительно с целью привлечения финансовых средств для произведения операций, определенных концессионным соглашением, в противном случае залог считается недействительной сделкой. Договор залога подлежит обязательной регистрации в компетентном органе и вступает в силу не раньше момента такой регистрации. В случае обращения взыскания на право недропользования как предмет залога, к залогодержателю, за исключением случаев, когда залогодержателем является банк, переходят все права и обязанности концессионера.


Литовская Республика

     Законодательство о недрах в Литве представляет собой ряд законодательных и нормативных актов, принятых в период 1992-1997 гг.
    Основным из них является Закон Литовской Республики О недрах , вступивший в силу в 1995 г. и устанавливающий исключительную собственность государства на недра, а также право государства устанавливать порядок распоряжения добытым минеральным сырьем.
     В дополнение в этому закону правительством Литвы был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с углеводородным сырьем. Эти особенности отражаются в отдельном порядке предоставления прав пользования недрами и ином механизме налогообложения.
     Кроме углеводородов, литовское законодательство о недрах выделяет в особую группу металлы, ценные минералы и месторождения кварцевого песка, разрешение на право пользования которыми может быть предоставлено правительством Литовской Республики, а не ведомствами.
     К исключительной компетенции правительства отнесено также принятие решений о выдаче разрешений при использовании недр для захоронения промышленных отходов, хранения радиоактивных и токсичных веществ, хранения нефти, газа и других минералов. Исключительная компетенция правительства Литовской республики определена и в случаях, если пользование недрами на конкретном участке может оказать влияние на состояние недр другого государства.
     Пользование недрами в Литве осуществляется на основе договора пользования. Договор устанавливает количество полезных ископаемых, которое можно добывать, продавать или экспортировать недропользователю.
     Эти объемы могут быть изменены решением правительства Литвы или органов, отвечающих за регулирование этих вопросов.
     Пользователями недр могут быть физические и юридические лица Литовской Республики, иностранных государств, которые в установленном законодательством Республики порядке приобретают право пользования недрами.
    Законодательство Литвы о недрах содержит нормы, направленные на сохранения национального рынка труда и защиту литовского товаропроизводителя. При регламентации лицензирования законодательством делается особый упор на наличие у заявителя специалистов, имеющих специальное образование. Так, постановлением Правительства Литовской Республики 1447 от 15 ноября 1995 г. Об утверждении порядка выдачи разрешений на занятие изучением (геологическим) недр установлено, что отсутствие у заявителя достаточного количества специалистов, имеющих специальное образование - геологов и геофизиков с высшим образованием, буровиков с высшим и средним специальным образованием, является основанием для отказа в выдаче разрешения.
    Законодательством ограничиваются ввоз и использование иностранного оборудования, технических средств и услуг. Они могут быть ввезены в трех случаях: при отсутствии их в Литве; если их ввоз экономически обоснован; для внедрения новых технологий.
     Особенностью литовского законодательства является то, что разрешение на геологическое изучение по закону не дает какого-либо преимущества при получении новых лицензий на разведку и добычу на изученной площади, а предоставляет преимущественное право претендовать на получение лицензии на добычу в разведанных месторождениях.
     Срок действия лицензии на геологическое изучение и на разведку месторождений установлен в три года, но он может быть продлен на срок до трех лет. Предельный срок действия лицензии на добычу полезных ископаемых законодательством не определен и устанавливается в зависимости от режима добычи и экономической целесообразности разработки. Этот срок фиксируется в договоре и программе работ и может быть изменен решением Правительства Литвы.
    Предоставление лицензий в Литве осуществляется на конкурсной основе. Конкурсы проводятся в два этапа. На первом этапе приглашаются все желающие, из которых комиссией отбираются лица, которых она допускает ко второму этапу конкурсного отбора. На втором этапе оставшиеся претенденты представляют технико-экономические расчеты нефтяных работ, на основании оценки которых комиссия и определяет победителя в течение 30 дней.
    Существенную роль в осуществлении ряда функций недропользования играют органы местного самоуправления. Во-первых, эти органы в Литве решают вопросы изъятия, предоставления и аренды земель, предназначенных для пользования недрами. Во-вторых, они выдают разрешения на пользование пресной питьевой и производственной подземной водой, а также тепловой энергией недр. В-третьих, с ними согласовываются проекты пользования, без которых невозможно проводить работы, и иные разрешения в пределах их достаточно широкой компетенции.
    Имеется один-единственный случай, когда в Литве можно получить право пользования недрами без конкурса. Это относится к правам земельных собственников или арендаторов, которые могут пользоваться природными ресурсами без специального разрешения для собственных нужд, но не для продажи.
      Налогообложение добычи нефти и газа регулируется Законом Литовской Республики "О налоге на ресурсы нефти и газа", которым установлена базовая ставка 20% продажной цены, но не ниже устанавливаемой Правительством контрольной цены. Предусмотрено увеличение указанной ставки на 9 пунктов, если эти залежи были разведаны за счет государственных средств. Если работы по геологической разведке месторождений, на которых ведется добыча углеводородов, финансировало не только государство, но и сам пользователь недр, то эта ставка увеличивается на долю дополнительной ставки в 9-ти пунктах, пропорциональную доле средств, затраченных государством на разведку месторождений.
     Налоговым законодательством предусмотрены серьезные санкции к нарушителям. Так, за сокрытие объема добытой нефти и газа взимаются штрафные санкции и сумма сокрытого налога в десятикратном размере.