Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2004, февраль К проекту федерального закона 344332 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"


Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской  Федерации" и сфера его применения  

     Федеральным законом от 24 октября 1997 г. 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения.          В соответствии с Федеральным законом величина прожиточного минимума, определяемая в целом по стране, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
    Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (с учетом обязательных платежей и сборов), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.          
     Потребительская корзина, определенная как минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом, в субъектах Российской Федерации - соответствующими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей.
    Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Принятие нормативных актов об установлении потребительской корзины и утверждение величины прожиточного минимума в регионах Российской Федерации необходимо для вступления в силу норм ряда федеральных законов. Это относится к федеральным законам: "О государственной социальной помощи", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части установления общих условий предоставления ежемесячного пособия на ребенка) и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации              "О занятости населения в Российской Федерации" (в части выплаты пособия по безработице). Так, в соответствии с положениями  статьи 7 Федерального закона              "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
    Утверждение прожиточного минимума непосредственно связано с проблемой межбюджетных отношений, касающихся распределения средств из федерального бюджета, направляемых для поддержки регионов. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи в региональном разрезе, изменяются с учетом сложившегося уровня жизни, численности лиц с доходами ниже прожиточного минимума в зависимости от бюджетных возможностей территорий и других факторов.
    Поскольку прожиточный минимум остается важнейшим критерием для  определения  минимальных  социальных  гарантий  в  сфере  доходов,  а также для    идентификации бедности, особое значение имеет проблема дальнейшего  совершенствования  методики определения прожиточного  минимума с целью обеспечения более тесной связи  его  величины  с  объемом  и  структурой  потребления  семей с низким уровнем доходов. К настоящему времени (в частности, - в связи с опережающим ростом цен на жилищно-коммунальные услуги) структура потребительских расходов населения значительно изменилась.
    В Федеральном законе от 31 декабря 2002 года 194-ФЗ "О продлении срока действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусматривается: "Рекомендовать Правительству Российской Федерации в срок  до 1 июня 2003 года с учетом мнения Российской трехсторонней   комиссии по регулированию социально - трудовых отношений внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект  федерального  закона  о внесении  изменений  в Федеральный  "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации",  предусматривающий  повышение  с 1  января  2004  года объема потребления продуктов питания,  непродовольственных товаров   и   услуг, составляющих потребительскую корзину  в целом  по Российской Федерации.".
    Правительство Российской Федерации до настоящего времени не внесло на рассмотрение Государственной Думы соответствующий законопроект.
     Данные об уровне и масштабах бедности, а также о величине прожиточного минимума в России  приведены в следующей таблице:


Величина прожиточного минимума
и численность бедного населения в России в 1992 - 2003 гг.

(в среднем на душу населения; руб. в месяц; до 1998 г. - тыс. руб. в месяц)


    Годы

Величина            прожиточного минимума (руб.)
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума
  
  
млн. человек
в  %  к общей численности населения
1
2
3
4
  
  
  
  
 1992
             1,9

49,7

             33,5
 1995
         264,1

36,3

             24,7
 1996
1997           1998
1999  
         369,4
        411,2
        493,3
       907,8

32,3
30,7
34,0
41,2

              22,0
             20,7
             23,8
             28,3
 2000
      1210

41,9

              28,9
 2001
      1500

39,4

              27,3
 2002
      1808

35,8

              25,0
III квартал 2003
       2121

31,2

               23,2

     В действующем законодательстве Российской Федерации использование показателя "прожиточный минимум" предусматривается в Трудовом, Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Гражданском процессуальном кодексах и в целом ряде федеральных законов.
    Например, Федеральным законом "О государственной социальной помощи" в качестве цели оказания государственной социальной помощи предусмотрено поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко  проживающих  граждан,  среднедушевой  доход  которых ниже  величины прожиточного минимума,  установленного в  соответствующем  субъекте Российской Федерации.
    Федеральным законом "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (ст.1) предусматривается, что минимальные размеры стипендий,  пособий и других обязательных  социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральным законом  (федеральными  законами) исходя из величины  в целом по Российской  Федерации.  
     Положениями статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что повышение  размеров  стипендий,  пособий  и  других  обязательных  социальных  выплат  в  Российской  Федерации   может   осуществляться   федеральными   законами   и   иными  нормативными   правовыми  актами   Российской   Федерации,   законами   и   иными    нормативными  правовыми  актами  субъектов Российской Федерации по  каждому виду указанных выплат исходя  из  постепенного  увеличения  соотношения  между  размерами этих выплат и величиной прожиточного  минимума  в  целом  по  Российской  Федерации  с  учетом средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом, бюджетами  государственных  социальных   внебюджетных  фондов и  бюджетами  субъектов  Российской Федерации на очередной финансовый год.
    Статья 95 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусматривает:
     "В  целях реализации пункта 2  Федерального закона от 24 октября 1997 года 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установить на 2004 год расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда  и  среднегодовым  прожиточным  минимумом  трудоспособного населения в размере 22 процентов.".