АЗ, 2004, февраль К проекту федерального закона 344332 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Федеральным законом от 24 октября 1997 г. 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения. В соответствии с Федеральным законом величина прожиточного минимума, определяемая в целом по стране, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (с учетом обязательных платежей и сборов), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Потребительская корзина, определенная как минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом, в субъектах Российской Федерации - соответствующими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие нормативных актов об установлении потребительской корзины и утверждение величины прожиточного минимума в регионах Российской Федерации необходимо для вступления в силу норм ряда федеральных законов. Это относится к федеральным законам: "О государственной социальной помощи", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части установления общих условий предоставления ежемесячного пособия на ребенка) и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части выплаты пособия по безработице). Так, в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Утверждение прожиточного минимума непосредственно связано с проблемой межбюджетных отношений, касающихся распределения средств из федерального бюджета, направляемых для поддержки регионов. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи в региональном разрезе, изменяются с учетом сложившегося уровня жизни, численности лиц с доходами ниже прожиточного минимума в зависимости от бюджетных возможностей территорий и других факторов.
Поскольку прожиточный минимум остается важнейшим критерием для определения минимальных социальных гарантий в сфере доходов, а также для идентификации бедности, особое значение имеет проблема дальнейшего совершенствования методики определения прожиточного минимума с целью обеспечения более тесной связи его величины с объемом и структурой потребления семей с низким уровнем доходов. К настоящему времени (в частности, - в связи с опережающим ростом цен на жилищно-коммунальные услуги) структура потребительских расходов населения значительно изменилась.
В Федеральном законе от 31 декабря 2002 года 194-ФЗ "О продлении срока действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусматривается: "Рекомендовать Правительству Российской Федерации в срок до 1 июня 2003 года с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", предусматривающий повышение с 1 января 2004 года объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину в целом по Российской Федерации.".
Правительство Российской Федерации до настоящего времени не внесло на рассмотрение Государственной Думы соответствующий законопроект.
Данные об уровне и масштабах бедности, а также о величине прожиточного минимума в России приведены в следующей таблице:
Величина прожиточного минимума
и численность бедного населения в России в 1992 - 2003 гг.
(в среднем на душу населения; руб. в месяц; до 1998 г. - тыс. руб. в месяц)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49,7 |
|
|
|
36,3 |
|
1997 1998 1999 |
411,2 493,3 907,8 |
32,3 |
20,7 23,8 28,3 |
|
|
41,9 |
|
|
|
39,4 |
|
|
|
35,8 |
|
|
|
31,2 |
|
В действующем законодательстве Российской Федерации использование показателя "прожиточный минимум" предусматривается в Трудовом, Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Гражданском процессуальном кодексах и в целом ряде федеральных законов.
Например, Федеральным законом "О государственной социальной помощи" в качестве цели оказания государственной социальной помощи предусмотрено поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (ст.1) предусматривается, что минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя из величины в целом по Российской Федерации.
Положениями статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что повышение размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации может осуществляться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по каждому виду указанных выплат исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом, бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов и бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статья 95 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусматривает:
"В целях реализации пункта 2 Федерального закона от 24 октября 1997 года 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установить на 2004 год расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения в размере 22 процентов.".