Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, октябрь К проекту федерального закона 335233-4 "О федеральном бюджете на 2007 год"


Бюджетное планирование

     
     Характеризуя бюджетное планирование, необходимо отметить следующее:
    1) Бюджет на 2007 г. (как и вся бюджетная трехлетка на 2007-2009 гг.) формируется в условиях несколько иных, чем те, из которых исходили разработчики, создавая бюджеты предшествующих лет. Так, в частности, обозначились признаки исчерпанности интенсивного экспортоориентированного роста экономики страны. С одной стороны, это связано с экспансией конкурирующего импорта, усиливающейся по мере укрепления рубля, с другой - со снижением динамики сырьевого экспорта, ожидаемой в перспективе стабилизации или даже небольшого снижения мировых цен на нефть и другие сырьевые товары.
    Поэтому относительно высокие темпы экономического роста (5,8-6 % в течение 2007-2009 гг.), зафиксированные в прогнозе социально-экономического развития, видятся скорее максимально достижимым потолком , чем наиболее вероятной траекторией. Сохранение инерционного развития экономики страны чревато снижением темпов роста до 5-5,5 %.
    
     2) Отмечается некоторое ухудшение ситуации в налоговой сфере - прежде всего с налогом на добавленную стоимость (НДС). Так, в частности, в последнее время общий рост поступлений НДС в бюджет маскирует негативную тенденцию ухудшения ситуации в сфере его администрирования. Об этом свидетельствует рост доли налоговых вычетов и возмещения по экспорту в начисленном НДС. В 2005 г. она составила уже 90 % против 85 % в 2002 г. При сохранении сложившейся тенденции ускоренного роста налоговых вычетов и возмещений по НДС (чему объективно способствуют налоговые новации - особенно переход экспортеров на единую декларацию по НДС) можно оценить, что уже к 2013 г. сумма налоговых вычетов и возмещений достигнет общего объема начисленного налога.
    Очевидно, существенная часть возросших налоговых вычетов и возмещений не что иное как последствия уклонения от налога. Об этом косвенно свидетельствует значительное превышение объема материальных затрат в производстве экспортной продукции по отчетам налогоплательщиков над соответствующими показателями Росстата. В 2005 г. потери бюджета от избыточного возмещения НДС, связанного только с действием этого фактора, оцениваются рядом экспертов в 133 млрд руб.
    Другая проблема - единый социальный налог (ЕСН). Против ожиданий, снижение ставки этого налога не сопровождалось в должной мере компенсирующим ростом его собираемости. Соответственно возник значительный дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации. Тем самым Пенсионный фонд потерял связь с источниками своего формирования и стал во многом зависеть от пополнения из федерального бюджета.