Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июнь О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении


Международно-правовое регулирование вопросов ответственности за ядерный ущерб и законодательство зарубежных стран

     
     Международно-правовое регулирование вопросов ответственности за ядерный ущерб составляет важный элемент общего правового обеспечения использования атомной энергии в мирных целях и международного сотрудничества в данной области.
    Конечно, очень трудно определить сам размер ядерного ущерба, тем более сложно говорить о возложении ответственности и обязанности по выплате компенсации, но все же необходима детально разработанная нормативно-правовая база, которая бы регулировала все отношения, возникающие в этой области.
    В мировой практике существует несколько Конвенций и Соглашений в области ответственности за ядерный ущерб.
    Первые шаги по международно-правовому регулированию вопросов ответственности за ядерный ущерб были предприняты в 1960 г., когда разрабатывалась и была принята Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии. Конвенция разрабатывалась с учетом необходимости обеспечения достаточной и справедливой компенсации пострадавшим в результате ядерного инцидента. В Парижской конвенции впервые были разработаны следующие основные принципы, на которых в настоящее время базируются все международные соглашения и большинство национальных законодательных актов в рассматриваемой области:
_________________________
Участниками этой региональной Конвенции являются страны Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Турция.
абсолютная и исключительная ответственность оператора (организации, эксплуатирующей ядерную установку);
материальные и временные пределы ответственности эксплуатирующей организации;
обязательство обеспечить финансовое покрытие своей ответственности в виде страховки или другого финансового обеспечения;
гарантия вмешательства государства для удовлетворения исков, превышающих финансовые возможности эксплуатирующей организации.
     В 1963 г. была принята Брюссельская дополнительная конвенция, обеспечивающая пострадавшим от ядерных инцидентов дополнительную компенсацию из государственных фондов стран-участниц Парижской конвенции в случае, если компенсация, предусмотренная Парижской конвенцией, окажется недостаточной для возмещения ущерба (14 государств-участников).
    Также в 1963 г. под эгидой МАГАТЭ была принята Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, целью которой явилось установление системы международно-правовой ответственности, базирующейся на тех же принципах, что и региональная Парижская конвенция.
    В 1962 г. появилась Конвенция об ответственности операторов судов с ядерно-энергетическими установками, в которой содержатся положения, аналогичные положениям Парижской и Венской конвенций.
    Позднее, в 1971 г., была заключена Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов, направленная на применение режима ответственности за ядерный ущерб при их транспортировке.
     В сентябре 1988 г. в Вене на международной конференции, созванной совместно ОЭСР и МАГАТЭ, был одобрен Совместный протокол, согласно которому (ст. IV) статьи I-XV Венской конвенции будут применяться в отношении Участвующих Сторон данного Протокола, которые являются участниками Парижской конвенции, в той же степени, как и в отношении участников Венской конвенции. И статьи 1-14 Парижской конвенции будут применяться в отношении Участвующих Сторон данного Протокола, которые являются участниками Венской Конвенции, в той же степени, как и в отношении участников Парижской конвенции.
    В 1994 г. страны-члены МАГАТЭ приняли новый документ - Конвенцию по ядерной безопасности, которая стала единым международным законом и распространила свое действие на страны, где подобной практики безопасности еще не существует.
    Чернобыльская катастрофа заставила в рекордно короткие сроки подготовить и принять тексты двух конвенций:
Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии, вступившую в силу 27 октября 1986 г.;
Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или аварийной радиационной ситуации, вступившую в силу 26 февраля 1987 г.
    Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии охватывает вопросы неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника, независимо от его происхождения и местонахождения, если эти выбросы с точки зрения радиационной безопасности могут иметь значение для другого государства. О любой ядерной аварии, где бы она ни произошла (на земле, на море или в космосе), в соответствии с данной Конвенцией необходимо оповестить все заинтересованные страны.
    Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной радиационной ситуации - важный элемент режима безопасного развития ядерной энергетики. Эта Конвенция определяет условия, на которых может быть оказана помощь, порядок руководства оказываемой помощью и контроля за ней, систему компетентных органов и пунктов связи, функции МАГАТЭ, порядок возмещения затрат, привилегии, иммунитеты и льготы, предоставляемые персоналу оказывающего помощь государства, порядок рассмотрения претензий и оплату компенсаций.
    Национальное правовое регулирование вопросов ответственности за ядерный ущерб, как правило, осуществляется двумя способами: либо в рамках базового закона об использовании атомной энергии, который содержит специальные разделы о гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда, либо в рамках специального закона о ядерной ответственности за причинение ядерного ущерба, принятого в развитие закона об атомной энергии.
_________________________
В таких странах, как Венгрия, Германия, Испания, Италия, США, Швеция и др. В таких странах, как Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Франция и др.

    Наряду с названными источниками в большинстве государств принимаются и специальные акты в развитие законов. Например, в Германии в 1977 г. издан Ордонанс о финансовом обеспечении ответственности. В Японии действует Закон о соглашениях по возмещению компенсации ядерного ущерба 1961 г., по которому государство может выступать в качестве гаранта ответственности оператора ядерной установки. В Испании механизм правореализации Закона об атомной энергии разработан в ряде декретов и ордонансов 1967-1968 гг.
    В тех государствах, где нет специального регулирования ответственности за ядерный ущерб, регулирование таких отношений осуществляется в рамках общего гражданского законодательства.