АО, 2005, июнь О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб: история принятия, основные положения
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб была принята под эгидой Международного агентства по атомной энергии 29 апреля 1963 г. на международной конференции в Вене и открыта для подписания 21 мая 1963 г. Эта Конвенция является одним из основополагающих международно-правовых документов, определяющих режим ответственности за ущерб в результате ядерного инцидента на объектах мирного использования атомной энергии. Как указывается в преамбуле, Конвенция заключена в целях установления минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии и содействия развитию дружеских отношений между нациями независимо от их различных конституционных и социальных систем. Процесс ратификации Венской конвенции сильно затянулся, и она вступила в силу только в 1977 г. (т.е. через 14 лет после ее принятия) после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты.
_________________________
К этому времени участниками Конвенции были следующие страны: Аргентина (1964 г.), Боливия (1968 г.), Египет (1968 г.), Камерун (1964 г.), Куба (1965 г.), Перу (1966 г.), Тринидад и Тобаго (1966 г.), Филиппины (1965 г.).
Чернобыльская катастрофа и возникший в связи ней ажиотаж в мире вокруг проблемы ответственности за ядерный ущерб способствовали резкому росту числа участников Венской конвенции (в основном за счет восточноевропейских стран).
_________________________
В настоящее время участниками Венской конвенции являются: Аргентина, Армения, Беларусь, Болгария, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Республика Македония, Венгрия, Египет, Камерун, Куба, Латвия, Ливан, Литва, Мексика, Нигер, Перу, Польша, Республика Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Украина, Уругвай, Филиппины, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Эстония, Югославия.
Для СССР в это время не стоял вопрос о присоединении к Венской конвенции. Вопрос об ответственности в Парижской и Венской конвенциях решается в рамках гражданского права и касается ущерба, причиненного отдельным лицам и организациям, тогда как Советский Союз исходил из принципа государственной ответственности. СССР выступал за разработку на универсальной основе нового соглашения, которое должно было строиться на принципе межгосударственного урегулирования претензий за ядерный ущерб. Однако из-за крайне негативной позиции западных стран эта инициатива дальнейшего развития не получила. Кроме того, в нашей стране отсутствовало внутреннее законодательство, регулирующее вопросы ответственности за ядерный ущерб с учетом как внутренних, так и международных аспектов этой проблемы. Без такого законодательства обеспечение выполнения обязательств по участию в Венской конвенции не представлялось возможным.
Ряд стран (например, США, Австралия, Канада, Япония), имеющих развитую ядерную деятельность, в силу своего географического положения и по политико-экономическим мотивам не видят необходимости присоединяться ни к Венской, ни к Парижской конвенциям, отдавая предпочтение урегулированию возможных претензий на двусторонней основе. В частности, США считают совершенно недостаточными компенсации за ядерный ущерб по этим конвенциям. Для многих других стран, находящихся в районах мира, где нет значительной ядерной деятельности, вопрос об ответственности за ядерный ущерб сейчас остро еще не стоит.
Конвенция определяет такие основные юридические понятия отрасли, как ядерный материал , ядерное топливо , ядерный инцидент , оператор ядерной установки и т.д., а также регламентирует порядок возмещения ущерба, причиненного в ходе использования ядерной энергии в мирных целях.
Венская конвенция основана на следующих принципах гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб:
1. Сосредоточение всей полноты ответственности на операторе - принцип юридического канализирования . Ответственность за ядерный ущерб несет лицо, назначенное или признанное государством в качестве оператора ядерной установки. Этот принцип предполагает, что вместо предъявления множественности исков потерпевший адресует требование только оператору. Все иные лица защищены от иска со стороны потерпевших. Это уменьшает вероятность исков к ненадлежащим ответчикам и создает уверенность относительно того, кто является ответчиком надлежащим.
2. В связи с тем, что ядерные объекты являются источниками повышенной опасности, Конвенция предусматривает абсолютную ответственность за ядерный ущерб. Ответственность оператора за ядерный ущерб согласно настоящей Конвенции является абсолютной . То есть ответственность за ядерный ущерб возникает независимо от наличия или отсутствия вины, причинения вреда. Этот принцип дает потерпевшей стороне возможность получить возмещение, не опровергая доводов причинителя вреда об отсутствии его вины. Оператор может быть освобожден от абсолютной ответственности лишь ввиду некоторых разновидностей непреодолимой силы - военные действия, вооруженный конфликт, гражданская война или восстание, т.е. обстоятельств, которые не может предотвратить не только оператор, но и государство. Этот перечень содержится в Конвенции и не подлежит расширительному толкованию.
_________________________
Ст. IV.1. Конвенции. Ст. IV.3 Конвенции.
3. Принцип ограничения ответственности заключается в том, что Ответственность оператора может быть ограничена отвечающим за установку государством . Этот принцип призван демпфировать последствия реализации принципа абсолютной ответственности, является мерой защиты от исков, превышающих возможности оператора, и реализуется путем установления неких максимальных размеров выплат, устанавливаемых национальным законодательством с учетом особенностей соотношения доли участия государства и систем страхования.
_________________________
Ст. V. Конвенции.
Каждое государство само определяет предел ответственности оператора (эксплуатирующей организации) ядерной установки при условии, что он не может быть ниже установленного минимального размера. Это значительно снижает финансовое бремя, которое может лечь в случае ядерного инцидента на оператора установки, а значит и на государство, поскольку все ядерные установки находятся в государственной собственности.
_________________________
Сумма, эквивалентная примерно 60 млн долл. США на один ядерный инцидент.
Несовершенство Венской конвенции привело к необходимости пересмотра целого ряда положений. В результате на Дипломатической конференции 12 сентября 1997 г. был принят Протокол о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб (15 государств-участников). Данным Протоколом значительно изменен текст Венской конвенции, в том числе в Конвенцию внесен ряд новых положений. Вместе с тем Протокол не затронул основной концепции Венской конвенции: он сохранил принцип гражданской ответственности за ядерный ущерб, предусмотрев возможность привлечения государственных средств для его компенсации.
_________________________
Венская конвенция 1963 г. и указанный Протокол понимаются и толкуются вместе как единый текст, который может упоминаться как Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г.
Существенные изменения, внесенные Протоколом, касаются определения понятия ядерного ущерба. Под ядерным ущербом, помимо смерти или телесного повреждения, потери имущества или причинения ущерба имуществу, понимаются также затраты на меры по восстановлению окружающей среды, потеря доходов, затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами, а также любые экономические потери, кроме вызванных ухудшением состояния окружающей среды. Это призвано обеспечить полную компенсацию ущерба жертвам ядерной аварии.
Протокол увеличивает минимальный предел ответственности до 300 млн. специальных прав заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, устанавливая при этом переходную сумму в 100 млн. СПЗ, которая в течение 15 лет должна быть увеличена до 300 млн. СПЗ.
Кроме того, Протоколом увеличен до 30 лет срок реализации права на возмещение ущерба в случае смерти или телесных повреждений, расширена сфера действия Венской конвенции, в том числе определено, что Конвенция применяется к ядерному ущербу независимо от того, где он причинен. Одновременно Протоколом допускается, что физическим и юридическим лицам государства, не имеющего ядерных установок и не являющегося участником Конвенции, предоставляются те же права на получение компенсации в случае ядерной аварии, что и физическим и юридическим лицам государств-участников.
Россия присоединилась к Конвенции со вступлением в силу Федерального закона от 21 марта 2005 г. 23-ФЗ О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб , накладывающего на ее участников обязательства по финансовому обеспечению ответственности организаций, которые эксплуатируют ядерные установки. Механизмом такого обеспечения предусмотрен в принятом 9 сентября 1998 г. в первом чтении проекте федерального закона О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении (прежнее название - О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении ).