Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, ноябрь К проекту ФЗ 251103-4 "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний о проведении мероприятий в отношении объектов Международной..."


3. Международная системы мониторинга, предусмотренная ДВЗЯИ

     Международная система мониторинга (МСМ) является технической основой верификационного режима ДВЗЯИ. Она включает 321 станцию четырёх типов  (сейсмические, радионуклидные, гидроакустические, инфразвуковые) и 16 радионуклидных лабораторий, расположенных более чем в 90 странах мира, а также в Антарктиде.
    Сейсмологический мониторинг.  Основной технологией МСМ является сеть сейсмических станций. Она регистрирует сейсмические волны, возникающие в результате движения земной поверхности, в том числе и вследствие подземных ядерных испытаний. Предполагается, что создаваемая сеть сейсмических станций должна обнаруживать подземные ядерные взрывы мощностью от одной и выше килотонны тротилового эквивалента, проведённые без применения технологий сокрытия.
     Сейсмологический мониторинг предназначается для обмена сейсмологическими данными. Система сейсмологического мониторинга при полном развертывании будет включать в себя глобальную сеть первичных (50 станций), непрерывно передающих информацию в Международный центр данных в режиме прямого подключения, и вспомогательных (120) станций. Назначение вспомогательных сейсмостанций - уточнение данных, полученных станциями основной сети, в отношении места и характера зарегистрированного сомнительного явления. Данные со вспомогательных станций направляются в МЦД только по его запросу, хотя сами они должны работать в постоянном режиме. Исходя из этой задачи, вспомогательные станции были отобраны в основном из числа существующих, для которых либо не требуется, либо нужна минимальная модернизация. Что касается объектов основной сейсмической сети, то более половины из них к моменту создания Подготовительной комиссии не существовало вообще, либо требовало существенной модернизации.
    Радионуклидный мониторинг. Радионуклидную сеть МСМ составляют станции, способные обнаруживать и измерять радиоактивные частицы, остающиеся в атмосфере в результате проведения воздушных ядерных взрывов или подземных с выходом продуктов взрыва на поверхность. Половина станций глобальной сети должна быть оборудована приборами для обнаружения радиоактивных благородных газов, таких, как аргон-37, ксенон-133, криптон-85, которые практически всегда просачиваются на поверхность при проведении подземных ядерных взрывов. Предполагается, что первичный анализ проб проводится в течение суток на самих радионуклидных станциях, а результаты измерений за сутки ежедневно передаются в МЦД. Для обеспечения углублённого анализа в сети радионуклидного мониторинга предусмотрены специальные лаборатории. Основное предназначение сети радионуклидных станций - определить природу взрыва (ядерный или химический). Вместе с тем радионуклидная сеть МСМ способна зарегистрировать атмосферный ядерный взрыв мощностью менее одной килотонны тротилового эквивалента и, в определённой степени, его локализацию.
     При полном развёртывании сеть станций радионуклидного мониторинга будет состоять из 80 станций и 16 лабораторий.
     Гидроакустический мониторинг. Гидроакустический мониторинг осуществляется с целью регистрации подводных и надводных ядерных взрывов. Часть станций гидроакустического мониторинга, размещённых в Южном полушарии, представляет собой размещённые под водой гидрофоны, соединённые кабелем с регистрирующим оборудованием, установленным на суше. Часть станций являются так называемыми Т-фазными станциями, располагающимися в Северном полушарии на островах. Эти станции регистрируют поверхностные сейсмические волны, возникающие от удара гидроакустической волны о грунт (дно океана). Гидроакустическая сеть по расчётам позволяет обнаружить и определить с точностью до одной тысячи квадратных километров место любого подводного ядерного взрыва мощностью даже менее одной килотонны тротилового эквивалента.
     Гидроакустическая сеть должна состоять из 6 гидрофонных станций и 5 Т-фазных станций.
     Инфразвуковой мониторинг. Глобальная сеть инфразвуковых станций способна обнаружить и локализовать с точностью до 1-10 тысяч квадратных метров воздушный ядерный взрыв мощностью выше одной килотонны тротилового эквивалента.
     Предполагается в рамках ДВЗЯИ развернуть сеть из 60 инфразвуковых станций.
     Данные, полученные со станций МСМ, передаются посредством Глобальной системы связи в Международный центр данных (МЦД). Вся информация, переданная в МЦД, интегрируется, проходит автоматическую обработку с помощью специальных программ, а также дополнительный анализ экспертами Центра. Смысл такой обработки заключается в том, чтобы выделить из огромного массива данных мониторинга те явления и события, параметры которых схожи с ядерным взрывом. Результаты этой работы отражаются в различных бюллетенях, выпускаемых МЦД. Все государства-участники Договора имеют равное право получать бесплатно из МЦД как необработанные данные (с объемом до 1 мб/сутки), так и стандартный набор его продуктов. Кроме того, МЦД может производить по просьбе государства-участника специальную обработку данных по заданным им параметрам. По смыслу договора, задача Технического секретариата и МЦД - обеспечить получение бесперебойной и достоверной технической информации по всем явлениям, схожим с ядерными испытаниями и зарегистрированными средствами верификационного механизма. Окончательное же решение, является ли то или иное событие ядерным взрывом, остаётся за государствами-участниками Договора.
     Помимо станций МСМ, Договором предусмотрена возможность направления данных в МЦД с так называемых сотрудничающих национальных объектов, которые по сути могут быть такими же станциями, использующими любую из четырех технологий мониторинга ДВЗЯИ, но не включенными в состав МСМ. Такие объекты предлагаются государством-участником добровольно, сооружаются и эксплуатируются за его счет, должны соответствовать всем техническим требованиям, предъявляемым к МСМ. Данные с сотрудничающих национальных объектов могут существенно дополнять информацию, получаемую средствами МСМ.
     В Договоре предусматривается, что в момент его вступления в силу режим контроля должен отвечать требованиям в отношении контроля, установленным в Договоре. Поэтому Подготовительная комиссия должна обеспечить своевременное создание такого режима.
    Государства, принимающие объекты Международной системы мониторинга, и Подготовительная комиссия договариваются и сотрудничают в создании, модернизации, финансировании, а также в эксплуатации и обслуживании объектов по мониторингу согласно соответствующим соглашениям или договоренностям. На двенадцатой сессии Подготовительной комиссии (22-24 августа 2000 года) было принято решение, содержащее призыв к государствам, которые принимают объекты Международной системы мониторинга и которые еще не сделали этого, в первоочередном порядке рассмотреть и заключить в соответствии с национальными законами и правилами соглашения и договоренности по объектам МСМ. В настоящее время в соответствии с типовыми документами, утвержденными Комиссией, заключено около 30 официальных соглашений или договоренностей по объектам.
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний о проведении мероприятий в отношении объектов Международной системы мониторинга, предусмотренной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, было подписано в Вене 22 марта 2005 г. Оно является основой создания правовой базы сотрудничества Российской Федерации с Подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в части создания, модернизации, сертификации и обеспечения временной эксплуатации российской части Международной системы мониторинга, создаваемой в соответствии с ДВЗЯИ.
     Объектами Международной системы мониторинга, размещёнными в Российской Федерации, являются 32 станции, из них 19 сейсмологических станций, 9 радионуклидных и 4 инфразвуковых станции, расположенных во всех регионах страны - от Камчатки до Москвы и Кавказа.
     Соглашением предусмотрено безвозмездное содействие России в создании и модернизации объектов МСМ, расположенных на территории Российской Федерации. При этом расходы Подготовительной комиссии на создание российского сегмента Международной системы мониторинга ориентировочно составят более 15 млн. долларов США.
    Компетентными органами по реализации Соглашения со стороны России назначены Министерство обороны Российской Федерации и Российская академия наук, со стороны Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ - Временный технический секретариат Комиссии. После предварительного согласования обе стороны имеют право привлекать для реализации Соглашения другие органы, организации и научно-исследовательские институты.
     Мониторингом на территории России будет заниматься специально созданная Секретариатом группа численностью до 30 человек. Состав группы будет согласовываться с российской стороной, и последняя может отклонить любую кандидатуру. Состав может меняться не более одного раза в полгода.
     Не менее чем за 60 дней до предполагаемого начала выполнения конкретных мероприятий Российская Сторона и Комиссия проводят консультации. За 45 дней Российской Стороне должны быть представлены сведения о привлекаемом персонале, оборудовании и сроках выполнения работ. Российская Сторона имеет право проводить проверку ввозимого оборудования, для того чтобы убедиться, что это оборудование необходимо и соответствует требованиям для выполнения мероприятий в рамках Соглашения.