Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, октябрь Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений


1. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности
    
     Правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории Российской Федерации регулируются целым комплексом разноотраслевых законодательных и подзаконных актов.
     Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г. (с послед. изм. и доп. от 8 декабря 2003 года)- единственный Федеральный закон, полностью посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относится Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.).
    Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.
    Особое значение придается двусторонним и многосторонним соглашениям в области защиты иностранных инвестиций. Заключение международного соглашения является одной из самых действенных гарантий для иностранного инвестора и служит средством дополнительной защиты его интересов. Это объясняется тем, что правовые нормы, которые содержатся в международных соглашениях, не только имеют прямое действие, но и обладают приоритетом по сравнению с нормами национального права.
    Как отмечалось в юридической литературе, до принятия в 60-е годы XX века законов об иностранных инвестициях проблемы, связанные с этим вопросом, обычно решались путем предоставления иностранным лицам дипломатической защиты.
     Интенсивное развитие международных экономических отношений после Второй Мировой войны вызвало необходимость принятия специальных норм регулирования иностранных инвестиций и выработки мер по защите прав и интересов частных и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в иностранном государстве.
    Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью заключения которых является защита иностранных инвестиций на международном уровне (Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, 1985 г.; Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, 1965 г.); региональные международные договоры (например, в рамках СНГ); а также двусторонние соглашения (о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о содействии капиталовложений).
     Среди международных договоров, относящихся к регулированию инвестиций, наиболее распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
     Заключая такие соглашения, обычно преследуют следующие цели. Во-первых, каждое государство, подписавшее такой договор, приобретает возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве. Во-вторых, для иностранного инвестора, который конечно же несет определенные риски, принципиально важно, что государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии. В особенности - гарантию применения предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от могущих произойти в стране-реципиенте изменений, в том числе и в законодательстве.
    Одной из характерных особенностей двусторонних инвестиционных договоров является то обстоятельство, что они заключаются, как правило, экономически и политически неравными партнерами: между экономически развитым государством - экспортером капитала и развивающимся государством, стремящимся привлечь зарубежные капиталовложения. Что касается стран с развитой экономикой, то практика заключения таких соглашений между ними не получила своего развития в связи с общим благоприятным инвестиционным климатом.
    Двусторонние межгосударственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций получили распространение за рубежом с конца 1940-х годов.  Следуя мировой практике, СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада. Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. Если говорить о крупных странах, то в том же 1989 году ее примеру последовали Великобритания, ФРГ, Канада и Италия. В следующем, 1990 году двусторонние аналогичные договоры были заключены еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрия, Испания, Швейцария, Южная Корея), а также с Китаем и Турцией.
    Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами. Форсированное движение СССР по направлению к такой новой форме двустороннего сотрудничества объяснялось не только стремлением скорее влиться на правах равного партнера в мировой экономический интеграционный процесс, но и отсутствием полноценного внутригосударственного инвестиционного законодательства. Первые 14 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений были заключены в тот период, когда страна только вступала в рыночные отношения и не было еще опыта подготовки такого рода двусторонних международных договоров. Этим объясняется наличие разных вариаций в названии, структуре и содержании заключенных в этот период межгосударственных договоров в сфере защиты иностранных инвестиций.
    Российская Федерация участвует в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным в Минске 12 декабря 1991 года, Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключенным СССР. Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций Министерство иностранных дел Российской Федерации в декабре 1991 года подписало ноту, в которой подтвердило свое правопреемство по этим договорам.
    Второй этап в практике заключения двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций наступил в 1992 году, когда Российская Федерация как самостоятельное государство начинает заключать соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Важнейшими соглашениями, подписанными в 1992 году, стал Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 года, ставшие своего рода  новой вехой в создании благоприятных условий для привлечения зарубежных капиталовложений. Второй этап завершился в 1993 году, когда Российской Федерацией были заключены шесть соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений - с Кубой, Болгарией, Грецией и др.
    В заключенных в 1992-1993 гг. двусторонних соглашениях можно заметить попытки некоторой унификации международных договоров. Этому способствовало то, что 11 июня 1992 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации 395 О заключении соглашений между правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений . Данным Постановлением Правительство Российской Федерации одобрило в качестве основы для переговоров Типовой проект соглашений. Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года 625 были внесены некоторые изменения и дополнения в Постановление от 11 июня 1992 года. Однако, Постановление РФ от 11 июня 1992 года не могло сразу заработать в полную силу. Неслучайно исследуемые международно-правовые акты, заключенные в 1992-1993 гг., еще свободны от стандартов Типового проекта, одобренного данным Постановлением Правительства РФ, так как к тому моменту их тексты уже прошли согласительные процедуры.
    С 1994 года начинается использование Типового проекта Правительства Российской Федерации как основы для переговоров между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (третий этап). За период с 1994 года до 1 января 1999 года Российская Федерация заключила двусторонние международные договоры по защите иностранных инвестиций еще с 18 государствами, в том числе с Чехией, Кувейтом, Индией, Норвегией и т.д. Последней могущественной в инвестиционном отношении страной в этом списке стала Япония.
     К настоящему времени Россия является участницей более 50 соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений (в том числе с государствами СНГ), 14 из них подписаны от имени СССР.
    Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений имеют особое значение в условиях известной незавершенности и нестабильности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования. В силу конституционного принципа приоритетного применения правил международных договоров указанные соглашения оказывают непосредственное регулирующее воздействие на соответствующие отношения, позволяя компенсировать недостатки российского законодательства.
    Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, в основном отвечают общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций, и охватывают сходный круг вопросов. Тем не менее каждый двусторонний договор Российской Федерации в этой сфере специфичен в том смысле, что он отражает характер инвестиционной политики и законодательство обеих сторон.