МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"
2.Брянская область (Брянская областная Дума)
1. Общие сведения
Согласно Уставу области, Брянская областная Дума состоит из 60 депутатов, срок полномочий которых составляет 5 лет. Выборы депутатов Брянской областной Думы пятого созыва состоялись 1 марта 2009 года.
Депутаты Брянской областной Думы 5 созыва избирались по смешанной системе выборов (пропорциональная и мажоритарная). 30 депутатов избирались по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. 30 депутатов избирались по 30 одномандатным избирательным округам.
На первом организационном заседании Брянской областной Думы пятого созыва, которое состоялось 12 марта 2009 года, была утверждена структура Думы. Председателем Брянской областной Думы пятого созыва избран В.И.Гайдуков. Заместителями - М.А.Подобедов и А.П.Бугаев.
Были образованы 8 комитетов:
комитет по бюджету, налогам и экономической политике;
комитет по законодательству и местному самоуправлению;
комитет по вопросам социальной политики и здравоохранения;
комитет по промышленности, строительству, предпринимательству и собственности;
комитет по проблемам чернобыльской катастрофы и экологии;
комитет по образованию, науке, культуре и СМИ;
комитет по аграрной политике и природопользованию;
комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту
.Фракции Брянской областной Думы V-го созыва и их численность
Законотворческая деятельность областной Думы направлена на совершенствование законодательства с учетом приоритетов государственной политики, определенных Президентом РФ и Губернатором области, на создание условий для социально-экономического развития региона и повышения жизненного уровня его жителей.
Брянская областная Дума решает следующие задачи:
· правовое обеспечение социально-экономического развития Брянской области;
· правовое обеспечение реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и приоритетных национальных проектов;
· формирование единого правового пространства путем приведения законодательства Брянской области в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами;
· мониторинг исполнения законов и выполнения целевых программ;
· обеспечение эффективного взаимодействия депутатов областной Думы с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и избирателями.
Реализация перечисленных задач основывается на применении принципа планирования, который закреплен в Уставе Брянской области и Регламенте областной Думы. Такой подход позволяет на системной основе организовать работу по подготовке законопроектов, их рассмотрению на комитетах и принятию на заседаниях областной Думы.
Приоритеты законотворческой деятельности направлены на разработку социально значимых законопроектов и мониторинг исполнения законов и целевых программ Брянской области. В 2010 году приоритетные национальные проекты - «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданами России» и «Развитие АПК» оставались системообразующими при формировании полугодовых планов законотворческой деятельности областной Думы. В основу планирования работы областной Думы положен прогноз социально-экономического развития Брянской области, разработанный администрацией Брянской области и утвержденный постановлением областной Думы.
3.Краткая характеристика законотворческой деятельности
Законотворческая деятельность областной Думы направлена на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налогового законодательства, развитие экономического потенциала области, повышение социальной защищенности граждан, реформирование местного самоуправления, укрепление системы образования и здравоохранения, обеспечение продовольственной безопасности.
В этих целях в Брянскую областную Думу в 2010 году были внесены в порядке законодательной инициативы 118 законопроектов, из них:
· Губернатором Брянской области – 60 (50% от общего количества внесенных законопроектов);
· комитетами Брянской областной Думы – 35 (30 %).
В 2010 году проведено 12 заседаний областной Думы, в ходе которых принято 118 законов Брянской области, из них первичных – 28. Подавляющее большинство принятых законов Брянской области направлено на внесение изменений в действующее региональное законодательство.
Тематический обзор законов Брянской области,
принятых Брянской областной Думой V -го созыва в 2010 году
|
Всего |
в т.ч. базовых законов | |
Коли-чество
|
в %
| ||
|
36 |
30,3 |
7 |
|
28 |
23,7 |
7 |
|
36 |
30,5 |
9 |
|
18 |
15,2 |
5 |
Всего принято законов Брянской области
|
118 |
100 |
28
|
В 2010 году принято 320 постановлений по важнейшим направлениям реализации регионального законодательства и жизнедеятельности Брянской области.
4.Законодательство по вопросам государственного строительства и местного самоуправления
Приоритетными направлениями законодательной деятельности Брянской областной Думы является обеспечение прав и законных интересов граждан, их общественных институтов в лице политических партий и иных общественных объединений, правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных органов, государственной гражданской и муниципальной службы.
Профильным комитетом, разрабатывающим законодательные инициативы по указанным направлениям, является комитет областной Думы по законодательству и местному самоуправлению (председатель – М.А. Подобедов). В составе комитета Брянской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению 12 депутатов. В 2010 году было проведено 16 заседаний комитета, на которых рассмотрено 189 вопросов.
На заседания Брянской областной Думы комитетом ежемесячно вносилось от 24 до 71 процента вопросов и от 24 до 75 процентов проектов законов от их общего количества, рассмотренного на этих заседаниях. В 2010 году комитетом рассмотрено 48 проектов законов Брянской области, большинство из них - неоднократно, так как рассматривались для принятия в 1-м, во 2-м и 3-м чтениях.
Брянской областной Думой в 2010 году в качестве законов принято 36 подготовленных в комитете законопроектов, в том числе 7 базовых, из всех принятых Думой законов (30,5 процента).
Направления законотворческой деятельности
- Законодательное обеспечение деятельности Губернатора области и администрации Брянской области
В 2010 году законодательно закреплена норма об обязанности Губернатора Брянской области ежегодно представлять областной Думе отчет о результатах деятельности администрации Брянской области. В этих целях внесены изменения в Устав области.
Внесены изменения в Закон Брянской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Брянской области».
- Законодательное обеспечение деятельности областной Думы
В соответствии с предложением, высказанным Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ, внесены поправки в ст. 43 Устава Брянской области, Закон «О выборах депутатов Брянской областной Думы». В Думе следующего созыва будут трудиться 50 депутатов, избранных в равных количествах (по 25) по партийным спискам и избирательным округам. При этом по одному депутатскому мандату получат партии, набравшие на выборах менее семи, но не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Корректировке подвергся Закон «О статусе депутата Брянской областной Думы». Принятые изменения распространяют некоторые права и гарантии, которые были предусмотрены прежней редакцией закона только для депутатов, избранных по одномандатным округам, на депутатов, избранных в Думу в соответствии с партийными списками.
- Законодательное обеспечение равенства политических партий
В 2010 году принят Закон Брянской области «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Брянской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом».
Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при освещении деятельности политических партий региональным телеканалом и радиоканалом. Контроль за обеспечением установленных гарантий возложен на Избирательную комиссию Брянской области. В этих целях для установления результатов учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности указанных партий, комиссией создана рабочая группа.
- Совершенствование избирательного законодательства и законодательства о проведении референдумов
Избирательное законодательство относится к активно развивающимся направлениям регионального законодательства. В 2010 году вносимые в него изменения были в основном направлены на реализацию предложений Президента РФ о необходимости повышения роли политических партий при формировании законодательных органов власти.
Внесены изменения в Закон Брянской области «О внесении изменений в Закон Брянской области «О территориальных избирательных комиссиях Брянской области», которые уточнили порядок формирования и число членов избирательных комиссий муниципальных образований.
Указанные изменения направлены на обеспечение наиболее полного представительства в избирательных комиссиях политических партий, участвующих в выборах любых уровней, – от выборов депутатов Государственной Думы до выборов депутатов представительных органов муниципальных образований.
- Совершенствование системы государственной гражданской службы Брянской области
В Закон Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» внесены изменения, которые направлены на приведение областного закона в соответствие с федеральной нормативной базой и затрагивают вопросы пенсионного обеспечения госслужащих, а также вносят изменения в реестр государственных гражданских служащих Брянской области.
- Законодательное обеспечение противодействия коррупции
В Брянской области сформированы как правовые, так и организационные основы противодействия коррупции. Приведена в соответствие с федеральным законодательством региональная нормативная правовая база, разработаны и приняты законы антикоррупционной направленности.
В 2010 году внесены изменения в Закон Брянской области «О противодействии коррупции в Брянской области». В нем учтены поступившие в ходе доработки законопроекта замечания и предложения, мнения прокуратуры и управления Министерства юстиции, администрации Брянской области, заключение правового управления облдумы. В частности, поправки затрагивают вопросы организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
- Законодательное обеспечение общественной безопасности, законности и правопорядка
В целях совершенствования правоприменительной практики и эффективной реализации Закона Брянской области «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», в него внесены существенные изменения.
Ужесточены санкции за нанесение несанкционированных надписей в общественных местах. Нижний предел наказания увеличен с пятисот рублей до двух тысяч, верхний – с двух до пяти тысяч рублей.
Ведена административная ответственность для работодателей (штраф в размере 1000-2000 рублей) за нарушение порядка создания либо не создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по квотам.
Вдвое (до пяти тысяч рублей) увеличен размер штрафа, налагаемого на граждан за неисполнение муниципальных правовых актов. В частности, за осуществление маршрутных перевозок пассажиров без разрешительных документов.
Помимо этого, административная ответственность установлена за проезд, стоянку, мойку транспортных средств на детских, спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, за хранение в данных местах разукомплектованных (неисправных) транспортных средств.
Принят также Закон «О порядке создания специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации по решению суда» . Документ разработан в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации». Закон предусматривает создание таких учреждений в форме государственных бюджетных учреждений, финансируемых из областного и федерального бюджетов. Администрация региона наделяется правами по их созданию, реорганизации и ликвидации, принятию их устава, установлению штатной численности сотрудников. Данный документ особенно актуален с учетом приграничного положения Брянской области.
Членами профильного комитета совместно с депутатами комитета по молодежной политике разработаны и приняты изменения в Закон «Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие».
- Законодательное совершенствование судебной системы
Брянская областная Дума обеспечивает процесс законодательного совершенствования системы мировой юстиции в Брянской области.
На уровне Государственной Думы Федерального Собрания РФ поддержаны поправки в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей, количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Эта инициатива брянских законодателей уже стала законом. В новой редакции принята ст.6 Закона «О мировых судьях Брянской области». Норма уточняет процедуру открытия, заполнения вакансий на должности мировых судей.
- Законодательство о наградной системе Брянской области
Принят Закон «О почетных званиях Брянской области «Город партизанской славы», «Поселок партизанской славы», «Село партизанской славы», «Населённый пункт партизанской славы». Почетное звание предполагает выделение из бюджета дополнительного финансирования на благоустройство. Кроме того, очень важна патриотическая, нравственная составляющая этого закона, так как разработан он по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, бывших партизан, их детей и внуков.
Также внесены изменения в Законы «О почетных званиях Брянской области и наградах высших органов государственной власти Брянской области» и «О почетном гражданине Брянской области».
- Законодательство по вопросам местного самоуправления
Одним из условий эффективности работы органов местного самоуправления является качество законодательства о местном самоуправлении. Основу нормативной правовой базы составляет Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который Брянская область стала применять в полном объеме одной из первых в Российской Федерации, а также ряд законов Брянской области, совершенствование которых продолжалось в 2010 году.
Принят законопроект «О полномочиях органов государственной власти Брянской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Брянской области». Он направлен на координацию совместной работы органов государственной и муниципальной власти, предполагает участие представителей Совета муниципальных образований в обсуждении проектов областных и федеральных законов по вопросам местного самоуправления, программ социально-экономического развития области, а также в обмене информацией по указанным вопросам.
Внесены изменения в Закон «О муниципальной службе в Брянской области» и в Закон « О порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Брянской области».
Внесены также поправки в Закон « О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области ».
- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определил, что полномочия субъекта РФ могут передаваться законами субъекта РФ органам местного самоуправления. В Брянской области практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (и соответствующим финансированием из областного бюджета) на протяжении многих лет показывает свою эффективность.
В целях проведение эффективной государственной политики принято несколько законов Брянской области о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области. Переданные полномочия полностью финансируются из областного бюджета.
В 2010 году органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения.
- Правовая экспертиза законопроектов
В соответствии с утвержденным положением, на правовое управление Брянской областной Думы возложено проведение правовой экспертизы представляемых на рассмотрение Думы законопроектов, проектов постановлений и иных документов, оказание правового содействия депутатам, комитетам и депутатским объединениям в процессе подготовки ими проектов законодательных и иных актов.
В 2010 году правовое управление провело экспертизу свыше 250 законопроектов и проектов иных правовых актов. Эти документы направлены на формирование и совершенствование правовой базы Брянской области как субъекта Российской Федерации.
В ходе правовой экспертизы документов выявляется соответствие законопроектов, проектов иных правовых актов положениям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также основным отраслевым нормативным актам, Уставу и законам Брянской области, устраняются противоречия в указанных проектах.
Правовое управление, как правило, прорабатывает проекты законов трижды. В соответствии с установленными требованиями, на указанные проекты правовым управлением готовились заключения, замечания и предложения. За 2010 год их было дано свыше 400. На основании таких заключений, замечаний и предложений инициаторы проектов устраняли, при непосредственном участии работников управления, выявленные несоответствия действующему законодательству, другие недоработки, в результате чего более 2/3 проектов фактически было переработано.
Правовая экспертиза проводилась не только в форме подготовки заключений, но также и в форме непосредственного участия в подготовке и доработке проектов документов совместно с работниками комитетов областной Думы, администрации области, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, помощниками депутатов Думы, предоставления им в порядке правовой помощи устных и письменных консультаций.
Работники управления тесно контактировали при этом с работниками комитетов областной Думы, оказывали им методическую помощь на различных стадиях подготовки законопроектов, проектов иных правовых актов, когда определяются концепция, структура и их основное содержание. В необходимых случаях принимали участие в рабочих группах по разработке проектов областных законов.
Активизировалось участие работников управления на заседаниях комитетов Брянской областной Думы.
Одним из направлений работы управления являлось изучение и внесение предложений по подавляющему большинству рассматриваемых в комитетах областной Думы законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, поступающих в Брянскую областную Думу от различных субъектов Российской Федерации.
Также сотрудники управления постоянно оказывают правовое содействие депутатам областной Думы и комитетам в правотворческой деятельности. Осуществляют правовое сопровождение заседаний Думы. Консультируют депутатов и их помощников по вопросам, связанным с подготовкой законопроектов и проектов постановлений, с работой депутатов в Думе и с избирателями.
Все это позволяет на стадии подготовки проектов документов значительно улучшить их качество, привести их в строгое соответствие с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Брянской области.
5. Законодательство по бюджету, налогам и экономической политике
Основные направления бюджетной политики в Брянской области формируются в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ, Законом Брянской области "О порядке составления, рассмотрения и утверждения областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также порядке представления, рассмотрения и утверждения отчетности об исполнении бюджетов и их внешней проверки" и Программой социально-экономического развития Брянской области. Одними из приоритетных направлений в работе областной Думы являются разработка и принятие областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС), осуществление контроля за их исполнением, а также совершенствование системы налогообложения.
Профильным комитетом областной Думы, участвующим в разработке законопроектов в указанных сферах, является комитет по бюджету, налогам и экономической политике (председатель – А.П.Бугаев).
Направления законотворческой деятельности
- Законодательство об областном бюджете и бюджете ФОМС
Одним из важнейших направлений работы областной Думы в условиях преодоления экономического и финансового кризиса стало совершенствование бюджетного законодательства, определение новых приоритетов бюджетных расходов.
Основные характеристики областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов были сформированы, исходя из прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета и необходимости обеспечения сбалансированности бюджета, устойчивого финансового положения в условиях кризисных явлений в экономике .
В 2010 году в областном бюджете были запланированы средства на реализацию федеральных целевых программ и мероприятий. Они выделялись по мере
привлечения в регион межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Данная мера направлена на интегрирование мероприятий региональных бюджетных целевых программ с аналогичными мероприятиями федеральных целевых программ.
За 2010 год были достигнуты определенные позитивные сдвиги в экономической ситуации, положительно отразившиеся на объеме налоговых и неналоговых доходов, поступающих в областной бюджет. Кроме того, дополнительным источником пополнения областного бюджета стали субсидии из федерального бюджета. В 2010 году сохранен в действующих размерах объем средств, направляемых на обеспечение социальных обязательств.
В связи со стабилизацией экономической ситуации областной бюджет спланирован на три года по принципу «скользящей» трехлетки.
Учитывая передаваемые органам местного самоуправления полномочия, запланировано увеличение межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам. Основополагающими в этой части являются следующие законы, разработанные с участием членов комитета и принятые Думой:
- «Об исполнении областного бюджета за 2009 год»;
- «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В этот закон в течение года внесено восемь изменений;
- «О межбюджетных отношениях в Брянской области». (С октября 2005 года при комитете постоянно работала комиссия по урегулированию межбюджетных отношений. За 2010 г. членами комитета совместно с работниками финансового управления Брянской области проведено три выездных (Погарский, Суземский, Стародубский муниципальные районы) и одно итоговое заседание комиссии по урегулированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
В ходе деятельности комиссии вырабатывались предложения по совершенствованию межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями, в результате чего были внесены существенные изменения в закон «О межбюджетных отношениях в Брянской области») ;
-«Об установлении нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от отдельных федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством о налогах и сборах в областной бюджет»;
- «О форме финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Брянской области и особенностях распоряжения доходами бюджетными и казенными учреждениями Брянской области в переходный период реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- «О порядке определения размера части прибыли государственных унитарных предприятий Брянской области, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в областной бюджет».
Дополнительные средства областного бюджета в течение года направлялись на капитальное строительство учреждений здравоохранения, ремонт многоквартирных домов, строительство спортивных сооружений, решение вопросов водоснабжения населения муниципальных районов .
Финансовые средства также направлялись на решение различных социальных задач, в том числе - обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей либо находящихся под опекой. На оснащение спецтехникой и оборудованием организаций, отвечающих за борьбу с лесными пожарами в «чернобыльских» районах, поддержку малого и среднего бизнеса и другие цели.
Значительный объем работы проделан комитетом Брянской областной Думы по бюджету, налогам и экономической политике при подготовке к рассмотрению законопроекта и принятию Думой закона Брянской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В рамках работы по данному законопроекту депутатами - членами комитета рассмотрено около восьмидесяти поправок и просьб.
Среди целого ряда законов, направленных на совершенствование бюджетной политики, можно выделить следующие:
«О резервном фонде Брянской области»;
« О порядке рассмотрения и утверждения областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также порядке предоставления, рассмотрения и утверждения отчетности об исполнении бюджетов и их внешней проверки »;
« О порядке определения размера части прибыли государственных унитарных предприятий Брянской области, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в областной бюджет ».
- Контроль исполнения областного бюджета и бюджета ФОМС
Брянская областная Дума уделяет особое внимание контролю за наполнением доходной базы областного бюджета и расходами бюджетных средств, а также исполнению ФОМС Брянской области.
Комитет осуществлял ежемесячно контроль за ходом исполнения законов Брянской области: «Об исполнении областного бюджета за 2009 год», «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», а также за движением государственного долга Брянской области.
На особом контроле комитета по бюджету, налогам и экономической политике находились вопросы поступления в областной бюджет налогов и акцизов как основной составляющей пополнения областного бюджета.
В феврале и сентябре на заседании комитета по бюджету, налогам и экономической политике рассмотрен вопрос «Об администрировании поступления в областной бюджет платежей за пользование природными ресурсами и платежей при пользовании природными ресурсами в 2009 году и перспективах на 2010 год».
На мартовском заседании комитета, с последующим рассмотрением на заседании Брянской областной Думы, был рассмотрен вопрос «О поступлении в областной бюджет транспортного налога за 2009 год». Также он рассмотрен на сентябрьском заседании комитета по итогам первого полугодия.
В сентябре на заседание комитета были внесены и рассмотрены очень значимые вопросы по формированию доходной части областного бюджета, по повышению собираемости налогов, подлежащих зачислению в областной и местные бюджеты, о состоянии недоимки по указанным платежам, а также о ситуации с поступлением в бюджетную систему области штрафов за административные правонарушения на территории Брянской области.
Кроме того, в рамках данной работы рассмотрены следующие вопросы:
- О концепции и прогнозе формирования доходной части областного бюджета на 2011 год;
- Об итогах реализации мероприятий Программы социально-экономического развития Брянской области на 2009-2013 годы за первое полугодие 2010 года, в том числе - реализации инвестиционных программ в лесоперерабатывающей отрасли и по эффективному использованию лесов;
- О результатах проведенной УФНС России по Брянской области работы по вопросу повышения собираемости налогов, подлежащих зачислению в областной и местные бюджеты, и состоянии недоимки по указанным платежам на территории Брянской области за первое полугодие 2010 года.
- Совершенствование регионального налогового законодательства
Региональные налоги на территории Брянской области регулируются законами Брянской области об отдельных налогах, которые определяют: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Принимая законы о налогах, областная Дума решает задачу не только пополнения областного бюджета, но и стимулирования развития предпринимательства путем создания налоговых льгот, упрощения процедуры налогообложения, учета социальной направленности регионального законодательства.
В прошлом году разработан и принят закон « О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Брянской области»
В 2010 году внесены изменения Закон Брянской области «О транспортном налоге на территории Брянской области». Принятие законопроекта позволило сократить объем выпадающих доходов в областном бюджете.
6. Законодательство по вопросам экономики, предпринимательства и собственности
Деятельность комитета по промышленности, строительству, предпринимательству и собственности (председатель - Н.С.Лучкин) направлена на законодательное обеспечение инновационного развития отраслей экономики, стимулирование малого и среднего предпринимательства, формирование системы эффективного управления государственной собственностью и расширение налогооблагаемой базы.
В 2010 году комитетом активно проводилась работа, способствующая обеспечению устойчивого экономического развития Брянской области с использованием потенциала учреждений и предприятий промышленного сектора экономики, строительного комплекса, предпринимательства.
В истекшем году проведено 16 заседаний комитета, рассмотрено 269 вопросов.
- Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Поддержка предпринимательской деятельности в области осуществляется в соответствии с ведомственной программой « Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области». В этих целях, помимо подготовки нормативно-правовых актов, проделана конкретная организационная работа. В соответствии с мероприятиями региональной целевой программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в область в прошлом году привлечено более 280 миллионов рублей.
В 2010 году принят и вступил в силу закон « О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Брянской области». Суть его заключается в том, что устанавливается размер потенциально возможного годового дохода по видам деятельности, сумма которого отличается в зависимости от места, где ведется деятельность. К примеру, проектом определено, что годовой доход по техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники в Брянске может составить 180 тыс.рублей, в Новозыбкове, Клинцах, Дятьково, Унече -135 тыс. рублей, в остальных населенных пунктах – 90 тыс. рублей. Иными словами, предприниматель, получивший патент, платит фиксированную сумму налога, которая рассчитывается из предполагаемого дохода.
- Вопросы государственной собственности
Вопросы распоряжения и управления государственной собственностью Брянской области являются одними из наиболее значимых.
В 2010 году приняты поправки в Закон «О государственной собственности Брянской области» - с целью приведения его в соответствие с федеральным законом.
Претерпел изменения и Закон «О залоговом фонде Брянской области».
Следующий закон был принят в редакции профильного комитета: «О цене земли на территории Брянской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках». Поправками предполагается продление срока на приобретение земельных участков до 1 января 2012.
- Промышленная политика
Члены комитета регулярно анализируют итоги исполнения Закона «О промышленной политике в Брянской области». Отслеживаются основные показатели в целом по региону и по отдельным предприятиям.
В 1 полугодии 2010 года отмечен рост промышленного производства. Некоторые показатели Брянщины выше, чем в среднем по России.
В течение года на основании анализа была отмечена недостаточная скоординированность местных промышленных предприятий и строительных организаций, которые предпочитают покупать стройматериалы в других регионах страны и за ее рубежами. Были внесены конкретные предложения по изменению ситуации.
- Жилищная политика
Депутаты комитета уделяют значительное внимание вопросам жилищной политики. Так, регулярно рассматриваются проблемы, касающиеся деятельности строительного комплекса области. К примеру, в течение года неоднократно заслушивалось руководство ОАО «Ипотечная корпорация Брянской области». Депутаты критично оценили работу корпорации в 2008-2009 гг. Отметили, что стоимость одного квадратного метра жилья, которое строит корпорация, значительно снижена, но пока не решены проблемы между некоторыми банками и дольщиками.
Изучая проблемы и перспективы малоэтажного строительства в области, члены комитета, специалисты администрации, застройщики провели заседание в поселке Белые Берега, где наглядно ознакомились с реализованным проектом.
Внесены изменения в статью 3 Закона «О предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Брянской области», что позволяет предоставлять служебное жилье не только в виде квартиры, но и в виде жилого дома.
- Вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
На постоянном контроле у депутатов профильного комитета находятся вопросы реализации на территории Брянской области Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и от 01.12.2008 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На заседаниях депутаты анализируют ход выполнения этих законов. Совместно с органами государственной власти и местного самоуправления вносятся коррективы в мероприятия соответствующих программ.
- Транспортное обслуживание населения
Продолжилась работа над законом «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области». В нем учтены замечания депутатов, специалистов, правоохранительных органов. Особое внимание уделялось частным перевозчикам. Как отметили депутаты, его принятие и требования, прописанные в нормативном документе, позволят навести порядок в осуществлении маршрутных перевозок. Законодатели учли предложения всех заинтересованных служб.
Поддержаны изменения в статью 2 Закона Брянской области «О маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области». Он направлен в Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Брянской области.
Уточнениям и дополнениям подвергся Закон «Об областных автомобильных дорогах общего пользования и дорожной деятельности». Нормативный акт подготовлен комитетом.
Внесены поправки в Закон «О транспортном налоге». Их принятие позволило сократить объемы выпадающих доходов в областном бюджете в сумме около 8 миллионов рублей.
На постоянном контроле находилась реализация программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие транспортной системы Брянской области».
Большое внимание уделялось выполнению областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Брянской области (2007-2010)».
- Тарифно-ценовая политика
На постоянном контроле у депутатов находились вопросы о формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В прошлом году законодатели неоднократно изучали проблемы, возникающие в связи с изменениями нормативной базы по формированию тарифной политики. Как известно, она складывалась с учетом прогнозных показателей социально-экономического развития региона в кризисной ситуации, а также производственных программ организаций коммунального комплекса. Законодатели анализировали составляющие цен на газ, тарифов на энергию, которые утверждены постановлениями комитета государственного регулирования тарифов по Брянской области. В 2010 год тарифы на электроэнергию увеличены на 10,5%, по тепловой энергии (ОАО «Брянские коммунальные системы») рост составил 9%. Несколько подорожали услуги по водоотведению и очистке сточных вод. Члены комитета отметили, что, по сравнению с другими регионами ЦФО, увеличение не столь значительно, и обоснованность такого повышения очевидна.
- Вопросы информатизации
Большое внимание уделили законодатели анализу реализации долгосрочной целевой программы «Информатизация Брянской области на 2007-2010 годы». Мероприятия по информатизации на территории области реализуются не первый год. Очевидны положительные результаты внедрения современных информационных технологий. Программа на 2010 год представлена с учетом приоритетных задач, которые определил Президент РФ Д.А.Медведев на заседании Государственного Совета по вопросам развития информационного общества. Как отметили депутаты, реализация программы позволит не только обеспечить перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму, но и существенно сэкономить финансовые средства.
1. Законодательство по вопросам аграрной политики и природопользованию
Особое внимание депутаты уделяли вопросам развития агропромышленного сектора экономики, охраны окружающей среды и природных ресурсов. Профильным комитетом является комитет областной Думы по аграрной политике и природопользованию (председатель – И.В.Медведь). Комитет состоит из 14 депутатов.
В истекшем году проведено 15 заседаний комитета, в том числе, одно - с комитетом по аграрной политике, земельным отношениям, природопользованию и экологии Орловского областного Совета народных депутатов в г. Орле. Рассмотрено 126 вопросов.
Помимо работы над законопроектами, члены комитета обсуждали вопросы о борьбе с браконьерством, состоянии и перспективах развития крестьянско-фермерских хозяйств, реализации инвестиционных проектов, действующих на территории области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Шла также речь о состоянии и перспективах развития рыболовства и рыбоводства, воспроизводстве крупного рогатого скота в Брянской области. Регулярно заслушивалась информация администрации области о проведении основных видов сельскохозяйственных работ.
Направления законотворческой деятельности
- Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей представляет собой совокупность мер экономического, социального и материально-технического характера, предпринимаемых органами государственной власти по созданию условий для стабильного и эффективного функционирования отраслей сельского хозяйства. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с мероприятиями целевых и ведомственных программ.
Депутаты комитета держат на постоянном контроле ход реализации областных целевых и ведомственных программ по развитию агропромышленного, лесопромышленного комплексов Брянской области, выполнению мероприятий природоохранного значения.
- Контроль за использованием бюджетных средств в АПК
Особое внимание депутаты обращали на анализ эффективности использования бюджетных средств в АПК. В частности, при реализации мероприятий областной целевой программы «Повышение плодородия почв Брянской области на 2006-2010 годы». Анализируя информацию администрации области по программе, законодатели подняли целый комплекс проблем. В первую очередь, по обеспеченности хозяйств удобрениями и рациональному их применению.
Также анализировалась эффективность использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий целевой программы «Животноводство» (2009-2011 годы). Законодателями было отмечено, что деньги, предназначенные на нее, израсходованы в полном объеме. Члены комитета обратили внимание администрации на конкретные проблемы, возникающие при реализации этой программы, и ряд других вопросов агропромышленного комплекса.
- Кадровое обеспечение АПК
Большое внимание уделяли члены профильного комитета контролю за выполнением мероприятий программы «Кадровое обеспечение АПК Брянской области на 2006-2010 годы». На ее реализацию было выделено более 29 миллионов рублей. Ежемесячные пособия в размере 5 тысяч рублей получали 255 молодых специалистов, работающих на селе. Приобретается жилье, применяются другие меры стимулирования. Однако, как отметили законодатели, для закрепления молодежи на селе и дальнейшего развития АПК этого явно недостаточно. В этой связи депутаты решили обраться с рядом предложений к Правительству РФ.
- Законодательное обеспечение в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Приняты поправки в Закон « Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов, порядка заготовки и сбора лекарственных растений на территории Брянской области гражданами для собственных нужд ». Поправки направлены на исключение махинаций с лесом в случаях, когда пиломатериалы предоставляются гражданам для восстановления поврежденного или утраченного жилья.
Поддержаны поправки в Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Брянской области», действующий с 2007 года. В новой редакции некоторые термины исключены, некоторые добавлены, изменилась компетенция исполнительных органов.
В новой редакции работает Закон «О недропользовании на территории Брянской области». Изменение федерального законодательства в части использования недр повлекло за собой внесение поправок и в статью 13 областного закона.
Приняты внесенные прокуратурой в порядке законодательной инициативы поправки в Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области». В новой редакции устранены существовавшие пробелы. В частности, определен порядок образования, изменения категории, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения. Одним из основных условий образования, изменения границ и категории особо охраняемых природных территорий или упразднения данных объектов является получение положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического исследования. В целом поправки направлены на усиление режима охраны данных территорий.
- Законодательное регулирование земельных отношений
Принят новый Закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области». Он разработан при участии специалистов управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.
Одобрен и вступил в силу в качестве закона законопроект, разработанный областной прокуратурой: «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области».
8. Законодательство в сфере социальной политики и здравоохранения
Разработкой, подготовкой и формированием законодательной базы в сфере социальной политики и здравоохранения занимается в Брянской областной Думе постоянный комитет по вопросам социальной политики и здравоохранения (председатель – В.Г.Пенюков). В своей работе комитет руководствуется положениями Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны, нормами федерального законодательства. Усилия направлены на повышение уровня жизни населения, охрану материнства и детства, развитие системы здравоохранения, решение других жизненно важных вопросов.
В 2010 году было проведено 12 заседаний комитета, рассмотрено 118 вопросов. При непосредственном участии членов комитета Думой принято 16 областных законов, играющих в настоящее время важную роль в жизнедеятельности области.
Направления законотворческой деятельности
- Совершенствование системы оплаты труда
Внесены изменения в Закон Брянской области « Об установлении отраслевой системы оплаты труда для работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области».
Принят Закон « Об установлении отраслевой системы оплаты труда для работников государственных учреждений социальной защиты населения Брянской области». Он вступил в силу с 1 декабря 2010 года.
- Совершенствование системы здравоохранения, летнего отдыха и оздоровления
На постоянном контроле у членов комитета областной Думы по вопросам социальной политики и здравоохранения находится реализация Закона « Об охране здоровья населения Брянской области» и вопрос укрепления материально-технической базы лечебных учреждений региона.
Было принято постановление Брянской областной Думы от 29.07.2010 года «Об организации летнего отдыха и состоянии материально-технической базы летних оздоровительных учреждений на территории Брянской области». Его выполнение члены комитета также держали под постоянным контролем. В результате согласованных действий с администрацией Брянской области санаторные здравницы региона осуществили комплекс подготовительных мероприятий к началу следующей оздоровительной кампании. Была создана рабочая группа для ведения переговоров с Федерацией профсоюзов Брянской области по созданию совместного предприятия «Жуковский санаторий», и уже состоялось несколько заседаний. Федерации профсоюзов предложено рассмотреть варианты объединения деятельности ООО «Санаторий «Жуковский» и ГАУ «Медицинский центр г.Жуковки».
- Социальное обеспечение отдельных категорий населения
В регионе действует Закон «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области». В 2010 году в него, по инициативе прокуратуры Брянской области и при поддержке депутатов комитета по вопросам социальной политики и здравоохранения, а затем – и Думы, были внесены важные изменения. Так, размер квоты для трудоустройства инвалидов увеличен с трех до четырех процентов. Помимо этого, предусматривается создание работодателями определенного количества специальных рабочих мест для инвалидов. Введена административная ответственность для работодателей (штраф в размере 1000-2000 рублей) за нарушение порядка создания либо не создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по квотам.
По инициативе комитета внесены поправки в Закон Брянской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области». Его принятие позволит повысить уровень социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны.
Внесены изменения в Закон «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилого фонда Брянской области», конкретизирующие категории граждан, имеющих право на получение таких помещений, условия предоставления жилья в домах системы социального обслуживания населения, нормы предоставления площади жилого помещения. В целом закон приведен в соответствие с нормами Жилищного кодекса РФ.
Депутаты контролировали ход реализации областного Закона «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области». Как показывают материалы прокурорских проверок, обеспечить защиту прав и законных интересов данной категории граждан в полном объеме пока не удается. Особенно это касается инвалидов-колясочников из-за острой нехватки специальных автобусов, отсутствия на местах пандусов и подъемников.
Депутаты обратили внимание администрации Брянской области и органов местного самоуправления на необходимость принятия соответствующих мер для исправления ситуации и рекомендовали разработать и утвердить нормативы градостроительного проектирования объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Администрации области, помимо этого, рекомендовано подготовить предложения, предусматривающие административную ответственность за неисполнение данного закона.
Внесены изменения в Закон Брянской области «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Брянской области на 2011 год». С учетом прогнозных темпов роста в целом по России, в Брянской области этот показатель установлен в размере 4211 рублей (было – 4123).
- Контроль за исполнением областного бюджета, бюджета БТФОМС, целевых программ
Депутаты постоянно контролировали ход исполнения областного бюджета по отраслям социальной сферы и финансирования социальных областных целевых программ. Было отмечено, что в целом запланированные средства выделяются на объекты социальной инфраструктуры в достаточном объеме. Регулярно вносились коррективы в Закон «Об исполнении бюджета Брянского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год».
В центре внимания депутатов была также территориальная программа государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи. Благодаря их активной позиции, департаментом здравоохранения была проделана определенная работа по оптимизации коечного фонда, сокращению неэффективных расходов, приведению объемов круглосуточной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в соответствие с федеральными нормативами.
Особое внимание членами комитета уделялось вопросу организации оздоровления и отдыха граждан в санаториях, пансионатах и реабилитационных центрах Брянской области.
9. Законодательство по вопросам образования, науки, культуры и СМИ
Работа профильного комитета Брянской областной Думы по образованию, науке, культуре и СМИ (председатель – И.А.Кириченко) строится на принципах конструктивного сотрудничества с администрацией Брянской области, муниципальными образованиями, педагогической и научной общественностью, другим общественными организациями, представителями СМИ.
В 2010 году было проведено 18 заседаний комитета, рассмотрено 135 вопросов.
- Совершенствование законодательства в сфере образования, науки, культуры
Внесены изменения в Закон Брянской области «Об образовании», цель которых - приведение отдельных положений статьи 14 в соответствие с нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Благодаря этим поправкам, право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии при получении профессионального образования получили (до конца обучения) и лица, достигшие 23-летия.
Депутаты работали над законопроектом «О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях», разработанным комитетом в целях совершенствования деятельности учреждений общественного воспитания и направленным на создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся в кадетских образовательных учреждениях. Данный документ вызвал оживленное обсуждение, в ходе которого участники дискуссии пришли к мнению, что законопроект нуждается в некоторой доработке силами депутатов комитета.
Принят Закон « О мерах по закреплению жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и обеспечению их сохранности в Брянской области ». Социальная значимость документа очевидна. Прокурорские проверки выявляют немало случаев нарушений жилищных прав этих детей. В то же время часть жилых помещений, которые они могли бы использовать, находится в состоянии, не пригодном для проживания. И количество таких помещений увеличивается. Реализация закона позволит улучшить сложившуюся ситуацию.
Приняты поправки в Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области».
- Совершенствование системы оплаты труда
В соответствии с изменениями в ранее принятый Закон « Об установлении отраслевой системы оплаты труда для работников образовательных учреждений Брянской области», с 1 сентября 2010 года на отраслевую систему оплаты труда перешли все образовательные учреждения области. До этого в условиях эксперимента работали образовательные учреждения лишь двух районов: Жуковского и Дятьковского. Подобный закон был принят в минувшем году и в отношении работников учреждений культуры.
- Контроль за исполнением законов, целевых программ
Члены комитета держали на контроле ход исполнения Закона «О возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области». На его реализацию в областном бюджете были предусмотрены финансовые средства в объеме 120 млн. рублей. Социальную поддержку получили 13 889 человек (в основном, это работники муниципальных образовательных учреждений). Финансирование выплат осуществлялось ежемесячно.
В центре внимания были также основные проблемы развития системы дошкольного образования области . Отмечено, что система не в полной мере соответствует реальным потребностям населения, хотя численность детей, посещающих дошкольные учреждения, увеличилась почти на 2 тыс. человек. По-прежнему очередь на получение места в них велика – около семи тысяч. Поэтому рассматривалась, в том числе, возможность открытия детских садов в образовательных учреждениях. В настоящее время дошкольное образование на базе школ получают более 47 тысяч детей. Новый импульс в решении этой задачи должна дать долгосрочная целевая программа по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях, подготовленная отраслевым департаментом по поручению Губернатора области, и на необходимость разработки которой указывали депутаты.
Неоднократно рассматривались вопросы об оптимизации системы образования области. Отмечено, что отраслевой департамент совместно с муниципальными органами управления образованием проводят определенную работу в данном направлении. Это: создание сети базовых школ, центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с неразвитой транспортной системой; создание комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с учреждениями профессионального и дополнительного образования, другими сельскими объектами социальной сферы; преобразование малокомплектных школ в филиалы наполненных. Предусмотрен механизм стимулирования муниципалитетов – в части приобретения автобусов и выделения средств на проведение энергосберегающих мероприятий. Экономический эффект от оптимизации в муниципальных образовательных учреждениях в 2010 году – несколько десятков миллионов рублей.
Анализируя и контролируя работу по оптимизации в системе образования, законодатели обсудили целый комплекс возникающих проблем. В том числе, по оплате труда работников. Этому вопросу уделено особое внимание и в связи с началом действия Закона «Об установлении отраслевой системы оплаты труда для работников образовательных учреждений Брянской области». Мониторинг заработной платы проводится ежемесячно по каждому образовательному учреждению. По его результатам вносятся изменения в нормативную базу. В целом, как констатировали депутаты, заработная плата учителей городских и сельских общеобразовательных школ увеличилась.
Рассматривался вопрос о переводе учреждений образования, государственных (муниципальных) учреждений культуры в автономные, бюджетные, казенные.
1. Законодательство по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта
Реализация государственной молодежной политики, обеспечение развития физической культуры и спорта в Брянской области является основными направлениями в работе профильного комитета областной Думы (председатель - А.М.Якименко).
Комитет продуктивно взаимодействует с органами исполнительной власти области, муниципальными образованиями, общественными организациями и объединениями, физкультурно-спортивным сообществом региона.
В 2010 году состоялось 12 заседаний комитета, рассмотрено 145 вопросов.
- Государственная молодежная политика
Депутатами комитета разработаны изменения в Закон «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области», предусматривающие дополнение данного документа рядом новых статей. В их числе: «Молодежные студенческие отряды», «Студенческое самоуправление», «Кадровое обеспечение государственной молодежной политики» и другие.
Подготовлены комитетом и приняты Думой изменения в Закон « Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие ». Они направлены на защиту подрастающего поколения от печатной, аудио - и видеопродукции, не рекомендованной для использования несовершеннолетними. Законодательные поправки определяют, на каком расстоянии от детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных и религиозных организаций может распространяться подобная продукция, вводят ограничения в ее использовании при проведении различных культурно-массовых мероприятий, запрещают несовершеннолетним работать распространителями данной продукции.
Членами комитета подготовлен и принят Думой Закон «О внесении изменений в Закон «О Молодежном парламенте Брянской области».
- Семейная политика
На контроле у депутатов находилась реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы.
- Совершенствование системы оплаты труда
Администрацией области совместно с депутатами разработан проект закона Брянской области «Об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений физической культуры и спорта Брянской области». Документ принят Думой и уже вступил в силу.
- Физическая культура, спорт, туризм
В 2010 году внесены изменения в Закон «О физической культуре и спорте в Брянской области» (в порядке законодательной инициативы внесен комитетом). Поправки направлены на усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров, развитие инфраструктуры сферы физкультуры и спорта. Также депутатами подготовлен и принят законопроект «О детско-юношеском спорте в Брянской области».
Обсуждался вопрос о развитии молодежного туризма как важной составляющей патриотического воспитания молодого поколения. В частности, по предложению депутатов подняты вопросы о создании координационного совета по развитию индустрии туризма в регионе, проведении анализа состояния туротрасли, определении приоритетных направлений развития туризма, возможности выделения дополнительных средств на реализацию программ социального туризма для малообеспеченных слоев населения и турпрограмм для молодежи.
Депутаты рассмотрели на заседании комитета, а затем внесли на рассмотрение Думы проблемный, имеющий немалую социальную значимость вопрос о стоимости платных услуг спортивных (бюджетных) сооружений. Причиной послужило то обстоятельство, что в области отсутствовал единый подход к установлению стоимости платных услуг в этой сфере. Отсюда и перекосы, когда, например, за разовое посещение плавательного бассейна приходилось платить от 85 до 200 рублей. Депутаты рекомендовали администрации области разработать и принять нормативный правовой акт с целью выработки единого подхода к установлению стоимости платных услуг в бюджетных спортивных сооружениях, находящихся в ведении Брянской области.
11. Законодательство по проблемам чернобыльской катастрофы и экологии
Деятельность комитета областной Думы по проблемам последствий чернобыльской катастрофы и экологии (председатель - Р.А.Желдак) направлена на обеспечение экологической, радиационной и пожарной безопасности Брянской области, защиту прав и интересов населения области, а также реабилитацию территорий, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, формирование и осуществление единой политики в сфере охраны окружающей среды.
Комитет областной Думы тесно взаимодействует с областными и федеральными структурами, осуществляющими свои полномочия по направлениям деятельности комитета.
В 2010 году было проведено 14 заседаний комитета, рассмотрено 75 вопросов.
- Совершенствование правовой базы
По предложению членов комитета были разработаны и приняты Законы Брянской области:
«О внесении изменений в Закон Брянской области «Об отходах производства и потребления». Поправки, внесенные в документ, вызваны необходимостью приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Направлены они на уточнение понятийного аппарата, используемого в законе;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области»;
«О внесении изменения в Устав Брянской области»;
«О внесении изменения в Закон Брянской области «О пожарной безопасности». Поправки приводят его в соответствие с федеральным законодательством. В частности, в законе появилась норма о том, что к основным задачам сотрудников пожарной охраны теперь будет относиться обязанность по оказанию первой помощи пострадавшим.
- Контроль за исполнением законов, целевых программ
Члены комитета анализировали исполнение регионального Закона «О пожарной безопасности» в 2010 году. Кратко проблемы служб, отвечающих за борьбу с пожарами, можно свести к тезису о нехватке финансирования. Имеются проблемы и в обеспечении пожарной безопасности объектов социальной сферы, здравоохранения и образования. Впрочем, ситуация с реализацией Закона «О пожарной безопасности» имеет устойчивую положительную динамику.
Рассматривался вопрос об исполнении подпрограммы «Обеспечение населения Брянской области питьевой водой» долгосрочной целевой программы «Инженерное обустройство населенных пунктов».
Депутаты анализировали итоги исполнения на территории Брянской области Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». За счет ее средств в Почепском районе возведены завод по уничтожению боезарядов, объекты социальной инфраструктуры. Подавляющее большинство запланированных мероприятий профинансировано в полном объеме, в минувшем году уже сданы в эксплуатацию центральная районная больница, поликлиника, школа, 70-квартирный жилой дом, районная ветстанция. Помимо этого, введены в строй инженерные сети и сооружения, около 200 км сетей газопроводов и др. 26 ноября 2010 года завод приступил к работе.
Большое внимание депутаты уделили исполнению Закона Брянской области «Об отходах производства и потребления». В регионе выстроена система управления обращением отходов, включающая в себя установление нормативов их образования, подготовку ежегодной отчетной документации, создание и ведение кадастра отходов и реестра объектов их размещения, паспортизацию опасных отходов, формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов. Такие технологии и соответствующее технологическое оборудование имеет уже ряд предприятий. Захоронение коммунальных и производственных отходов осуществляется на 12 полигонах ТБО и 23 санкционированных свалках. Вместе с тем, пока не решен вопрос сбора и переработки отходов полимерных материалов. Лишь частично решена проблема сбора и утилизация отходов, содержащих ртуть и нефть.
Законодатели рассматривали информацию об исполнении на территории области Федерального закона « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Основная проблема, с которой сталкиваются исполнительные органы власти, - недостаточное правовое регулирование механизма реализации закона. Так, наибольшее количество проблем возникает в ходе выплаты компенсаций за утраченное имущество.
Члены комитета рассматривали информацию о реализации областного Закона « О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию». Отмечено, что работа велась по нескольким основным направлениям, предусматривающим проведение специализированных медицинских мероприятий, выплату компенсаций гражданам, проживающим на пострадавших территориях, реализацию других мер в сфере социальной поддержки населения.
Среди них – ежемесячная компенсация на питание детей, проживающих в «чистых» районах, но обучающихся в учреждениях, расположенных на загрязненных территориях. В текущем году такие компенсации получали жители 21 муниципального образования области.
12. Контрольная деятельность Думы
- Контроль исполнения областного бюджета и бюджета ФОМС
В ходе проведения заседаний комитетов и областной Думы осуществляется ежеквартальный контроль исполнения бюджета области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, их наполняемости и реализации расходной части. Финансовое управление Брянской области предоставляет депутатам информацию о состоянии регионального бюджета, об уровне финансирования социально значимых статей.
В 2010 году депутаты приняли Законы Брянской области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год» и « Об исполнении бюджета фонда обязательного медицинского страхования Брянской области за 2009 год». В приоритетном порядке, как и прежде, государственные средства направлялись на финансирование здравоохранения и образования, социальную поддержку граждан и помощь муниципальным образованиям.
- Рассмотрение информаций о ходе исполнения законов и выполнении целевых программ
В рамках реализации контрольных полномочий на заседаниях комитетов и областной Думы рассматриваются информации органов государственной власти и органов местного самоуправления о реализации законов и целевых программ. По итогам их обсуждения принимаются решения о необходимости корректировки регионального законодательства, а также об эффективности работы субъектов правоотношений по исполнению нормативных правовых актов.
- Деятельность депутатских комиссий и рабочих групп
Система мониторинга законодательства и правоприменительной практики во многом основывается на деятельности комиссий и рабочих групп, создаваемых при Брянской областной Думе.
- Депутатские слушания, семинары, «круглые столы», конференции
Одной из форм мониторинга, реализуемого в рамках контрольных функций областной Думы, является проведение депутатских слушаний. Они позволяют всесторонне изучить вопросы реализации регионального и федерального законодательства, разработать рекомендации по его совершенствованию. В депутатских слушаниях принимают участие депутаты, специалисты и руководители департаментов и управлений администрации области, территориальных органов федеральных структур исполнительной власти, представители органов местного самоуправления и общественности.
13. Взаимодействие Брянской областной Думы с представительными органами муниципальных образований
- Мониторинг законодательства о местном самоуправлении
Брянская область в числе первых субъектов РФ приступила к реализации в полном объеме Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Брянская областная Дума создает условия для повышения эффективности работы органов местного самоуправления посредством законодательного обеспечения их деятельности.
Правовое управление областной Думы проводит мониторинг правовой базы органов местного самоуправления с целью оказания помощи в организации нормотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления.
В районные и городские Советы народных депутатов направлялся перечень федеральных законов и законов Брянской области, для реализации которых необходимо было принять собственные нормативные правовые акты. Разрабатываются и направляются в адрес муниципальных образований методические, информационные материалы об изменениях, вносимых в федеральное и областное законодательство о местном самоуправлении, с рекомендациями по внесению изменений в уставы муниципальных образований.
Значительная работа по изучению практики реализации Федерального закона №131-ФЗ проводится областной Думой совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Брянской области». Регулярно проводятся выездные семинары для представителей муниципальных органов власти по различным вопросам. В 2010 году по инициативе комитета Брянской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению было проведено 6 таких кустовых семинаров.
Важным направлением работы областной Думы является оказание методической помощи, а также проведение для депутатов представительных органов муниципальных образований образовательных мероприятий.
· В целях информационного освещения реформы местного самоуправления и методической помощи в некоторых областных СМИ (ГТРК «Брянск», телекомпании «Брянская губерния» и «60-й канал»), а также во всех районных газетах размещались материалы по вопросам реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
· По инициативе руководства Брянской областной Думы, при непосредственной поддержке Губернатора Брянской области, совместно с администрацией области в период с сентября прошедшего года и по настоящее время в области проводилась серия семинаров-совещаний по актуальным проблемам совершенствования системы местного самоуправления в Брянской области. Подобное практиковалось и прежде, что принесло несомненную пользу. Вместе с тем, проведенные ранее мероприятия показали, что данная работа нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В этой связи прошлогодние семинары отличаются применением нового формата их организации и проведения. Сама тема («Актуальные проблемы организации местного самоуправления в Брянской области и пути их решения») достаточно многогранна. Именно поэтому была поставлена задача: в лаконичной и предельно конкретной форме довести до его участников наиболее важные задачи, вскрыть на основе сделанного анализа имеющиеся недостатки и совместно найти пути их решения.
Важнейшим направлением совместной деятельности должно стать совершенствование законодательства Брянской области и дальнейшее формирование нормативной правовой базы муниципальных образований.
Не менее важно то, что выбран путь налаживания четкой системной обратной связи между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Каждый принимаемый в области закон должен быть востребован, иметь четкий механизм реализации, быть понятным каждому и не содержать в себе ни декларативных норм, ни правовой неопределенности, для чего требуется значительно повысить количество и качество законодательных инициатив, поступающих с мест, непосредственно от муниципальных образований.
Именно на местах наиболее рельефно высвечиваются потребности в тех или иных нормах права, регулирующих вопросы местного самоуправления.
В работе семинаров приняли непосредственное участие председатель Брянской областной Думы Владимир Гайдуков, председатели постоянных комитетов Валентин Пенюков, Раиса Желдак, представители финансового управления Брянской области, структурных подразделений администрации области, прокуратуры Брянской области, Контрольно-счетной палаты Брянской области, Избирательной комиссии Брянской области. Местную власть представляли: главы муниципальных образований; главы администраций муниципальных образований; председатели (заместители председателей) представительных органов местного самоуправления; председатели постоянных комитетов (комиссий) представительных органов муниципальных районов и округов; специалисты администраций муниципальных районов, округов и поселений, а также представительных органов; юристы органов местного самоуправления.
1. Взаимодействие Брянской областной Думы с институтами гражданского общества
- Взаимодействие с Общественной палатой Брянской области
В мае 2010 года на заседании областной Думы была заслушана информация Общественной палаты Брянской области о деятельности в 2009 году и 1-м квартале 2010 года. Её работа заключается в привлечении граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, в выдвижении и поддержке гражданских инициатив, имеющих общественно значимый характер и направленных на реализацию конституционных прав и свобод и законных интересов граждан.
Ежегодно готовится доклад о состоянии гражданского общества. В ноябре 2010 года состоялось переназначение членов Общественной палаты Брянской области.
Периодически представители Общественной палаты привлекаются к работе над законопроектами и иными документами, рассматриваемыми в областной Думе.
- Взаимодействие с политическими партиями
Депутаты областной Думы представляют практически весь спектр политических партий («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР). Два депутата являются руководителями региональных отделений политических партий: С.Н. Понасов – первый секретарь обкома КПРФ, Л.К. Комогорцева – Председатель Совета Брянского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия».
- Взаимодействие с молодежными структурами
Молодежный парламент работает в области с 2006 года. Он был создан по инициативе депутатов Брянской областной Думы. В 2010 году прошло формирование его второго созыва. В 20 муниципальных образованиях совместными усилиями парламентариев и глав муниципальных образований созданы молодежные совещательные органы при главах районных администраций. Кроме того, в области официально зарегистрировано 24 молодежных общественных организаций и объединений. По итогам рассмотрения вопроса депутаты сочли, что работа в данном направлении должна быть продолжена. В частности, молодежные совещательные органы при главах администраций рекомендовано сформировать главам тех муниципальных образований, где они пока отсутствуют.
- Федерация профсоюзов Брянской области
Представители профсоюзов являются постоянными участниками заседаний комитетов областной Думы. Руководство Федерации профсоюзов, отраслевых федераций активно взаимодействует с депутатами профильных комитетов. Так, в работе комитета по образованию науке, культуре и СМИ принимает активное участие представитель областной организации профсоюза работников народного образования и науки.
15. Взаимодействие областной Думы со СМИ
Одним из принципов работы является обеспечение открытости и доступности информации для граждан о законотворческой деятельности областной Думы.
Информационное обеспечение Думы осуществляется в соответствии с перспективными (на полугодие), ежемесячными и еженедельными планами, графиком выступления депутатов на радио, а также планами законотворческой деятельности, отдельными планами мероприятий, в которых участвуют депутаты Думы.
За 2010 год информационно-аналитическим отделом Думы подготовлено: 141 пресс-релиз, более десятка видеосюжетов, свыше тридцати комментариев по вопросам законодательной деятельности Думы и другие материалы.
В целях наиболее полного информирования граждан о деятельности депутатов законодательного органа, успешно реализуется совместный проект Брянской областной Думы и телеканала «Брянская губерния» - телепрограмма «Парламентский вестник». Она готовится сотрудниками Думы и выходит в эфир телеканала на следующий день после заседания Думы, а затем повторяется в течение месяца еще четыре раза.
На основе еженедельного контент-анализа информационно-аналитический отдел подводит итоги взаимодействия с аккредитованными при областной Думе печатными и электронными СМИ. Это касается и районной прессы, соучредителем которой является Дума.
Общее количество публикаций в районных газетах за январь-декабрь - 1728.
С 2003 года в сети Интернет действует официальный сайт Брянской областной Думы (duma.bryansk.ru), посредством которого пользователям предоставляется информация о Брянской областной Думе, результатах законотворческой деятельности депутатов, а также информационно-аналитические материалы.