МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"
5.Ивановская область (Ивановская областная Дума)
В ходе 27 сессий 2010 года депутаты регионального парламента приняли порядка 160 законов. Новые законотворческие разработки депутатов касались самых разных сфер жизни области. Прежде всего, парламентарии занимались законодательным обеспечением мер, направленных на улучшение ситуации в экономике, совершенствование мер социальной поддержки, обеспечение правопорядка.
Одно из наиболее актуальных направлений законотворческой деятельности Ивановской областной Думы было связано с социальной модернизацией, формированием здорового образа жизни населения области, включая создание условий для деалкоголизации и деникотинизации общества, реформирование здравоохранения, развитие массового спорта, физкультуры, с модернизацией системы образования.
В течение 2010 года был принят целый блок экономических законов. Политическая стабильность в регионе, послекризисное оживление экономики позволило депутатом полностью сосредоточиться на развитии промышленности, одной из главной задач которой является ее диверсификация. Необходимо преодолеть зависимость экономики области от текстильной отрасли производства. Хотя по-прежнему большое внимание будет уделяться развитию текстильного кластера, будет продолжена поддержка машиностроению, агропромышленному комплексу области, но приоритетное внимание будет оказываться новым отраслям промышленности, инвестиционным проектам, подобным строительству электрометаллургического комбината в Ивановском районе.
Особенно важным в этом контексте становится подготовка площадок под размещение инвестиций. В этой связи депутаты связывают большие надежды на работу технопарков – по образцу индустриального парка в Родниках. В этих целях имеется в виду использовать возможности современных институтов развития, таких как государственно-частное партнерство, государственные программы поддержки министерства экономического развития и министерства связи и коммуникаций, которое занимается развитием технопарков. Это будет основной тренд ближайшей пятилетки: не хаотичное привлечение инвестиций, а системная работа по подготовке инфраструктуры региона к приему инвестиций в промышленное производство.
С 2006-го по 2009 годы благодаря слаженным действиям областной власти, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации в регион было привлечено почти 40 млрд.рублей федеральных средств. Привлечение средств федерального бюджета в здравоохранение региона (за 5 лет почти 7 млрд. рублей) позволило вывести его на принципиально новый уровень развития. Построено и капитально отремонтировано 56 лечебных учреждений. Регион участвует во всех пяти федеральных программах по снижению смертности от инсульта, инфаркта, ДТП, онкозаболеваний, переоснащению службы крови. В результате показатель естественной убыли населения снизился в 2 раза. Начало сезона осени 2010 года ознаменовалось обсуждением глобальной программы модернизации здравоохранения области, на реализацию которой областное правительство сейчас пытается привлечь более 8 млрд. рублей из федерального бюджета.
Финансирование образования за 5 лет выросло до 4,3 млрд. рублей. Сегодня Ивановская область входит в двадцатку лучших регионов по всем основным показателям. Уже 87% школьников обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям. По уровню информатизации образования регион превышает общероссийские показатели. Впервые 100% школ прошли лицензирование (в 2005 году этот показатель не превышал 37%). Благодаря тому, что по сравнению с 2005 годом почти в 2,5 раза (на 252 млн. рублей) увеличилось финансирование на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, отремонтированы большинство областных сценических площадок, областной центр культуры и творчества, филармония.
Получило динамичное развитие фестивальное движение. Приведены в порядок и обеспечены мерами безопасности все областные музеи. Для целого комплекса музеев в Плёсе построено современное фондохранилище. В целом на развитие Плёса уже привлечено более 300 миллионов федеральных рублей, идет работа по привлечению еще полумиллиарда рублей из федерального бюджета.
Позитивные перемены произошли и в системе социальной защиты населения. Финансирование отрасли увеличилось более чем в 2раза.Число приемных семей увеличилось в 10 раз. Если 5 лет назад среди семей, взявших детей на воспитание, было только 40% российских, то сегодня уже 80%.
Благодаря большой организационной работе в города и районы области из Фонда содействия реформированию ЖКХ поступило более 1,6 млрд. рублей на ремонт 1689 многоквартирных домов. При переселении из аварийного жилья ключи от новых квартир получили 1274 гражданина.
Значительные средства привлекаются на строительство и ремонт автомобильных дорог. Так на строительство автомобильной дороги Владимир – Кострома на участке восточного обхода г. Иваново из федерального бюджета привлечено 170 млн. рублей. Ивановская область уже второй год занимает 4-е место в Центральном федеральном округе по качеству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В течение всего 2010 года в 7 комитетах областной Думы шла активная работа над законопроектами, в которой принимали участие депутаты всех фракций областного парламента. При этом лидером по количеству законодательных инициатив являлась фракция «Единая Россия».
В комитете по бюджету совместно с правительством области активно велась подготовка главного финансового документа региона – бюджета Ивановской области на 2011 год. Кроме того, депутаты активно вели работу, направленную на дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, поиск источников пополнения средств областного бюджета, законодательное обеспечение увеличения притока инвестиций в экономику области. Важное значение в этой связи имело принятие закона Ивановской области « О внесении изменений в Закон Ивановской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
Общая сумма доходов областного бюджета на 2010 год увеличена на 2,6 млрд. руб., общая сумма расходов увеличена на 2,3 млрд. рублей. Дефицит областного бюджета уменьшен на 0,3 млрд. рублей. Изменение доходной части областного бюджета сложилось в основном за счет включения дополнительно поступивших в 2010 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств областного бюджета. В частности, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области получит дополнительно 78 млн. руб., в Департамент здравоохранения будут направлены 76,8 млн. руб. Более 31 млн. руб. получит Департамент образования, более 25 млн. руб. - Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области. Департаменту строительства и архитектуры дополнительно предоставят 70 млн. руб. Департаменту экономического развития и торговли Ивановской области – более 84 млн. руб. Почти 80 млн. руб. получит Департамент социальной защиты населения Ивановской области и 35 млн. руб. – Департамент ЖКХ Ивановской области.
В комитете по социальной политике депутаты занимались совершенствованием законодательных мер адресной социальной поддержки различных категорий населения – молодых семей, пенсионеров, защиты прав и интересов материнства и детства, созданием законодательной базы для повышения качества и эффективности образования и здравоохранения в регионе.
Также парламентарии рассмотрели проект закона «Об охране труда в Ивановской области», целью создания которого является объединение усилий органов государственной власти Ивановской области, местного самоуправления, работодателей и профсоюзов в целях сохранения жизни и здоровья работающих людей. Законопроект направлен на улучшение условий труда, предотвращение несчастных случаев на производстве и профилактику профессиональных заболеваний. Урегулирован порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также установлены права работодателя. В частности, работодатель имеет право получать информацию, методическую помощь в решении вопросов охраны труда, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности, устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и др.)
Было рассмотрено постановление Правительства Ивановской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 01.07.2010 N 226-п «О социальной программе Ивановской области «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и средств бюджета Ивановской области в 2010 году».
В целях полного освоения средств субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации уточнены перечень мероприятий, ресурсное обеспечение, обоснование объемов финансирования социальной программы, внесены соответствующие изменения в ее паспорт. В частности, объем финансирования капитального ремонта жилого корпуса N 3, 2-го и 3-го этажей жилого корпуса N 2, жилого корпуса N 1 ОГСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» увеличен с 3689,98 тыс. руб. до 4031,88872 тыс. руб.
Было рассмотрено постановление администрации г. Иванова «Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидии на возмещение затрат организациям, расположенным на территории города Иванова, оказывающим услуги по санитарной обработке лиц без определенного места жительства и термической обработке их белья и одежды». Утвержденным Порядком определены правила предоставления и расходования субсидии на возмещение затрат организациям, расположенным на территории города Иванова, оказывающим услуги по санитарной обработке лиц без определенного места жительства и термической обработке их белья и одежды. В частности, регламентировано, что размер субсидии не может превышать величины, рассчитанной как произведение количества лиц без определенного места жительства, которым оказаны услуги по санитарной обработке и термической обработке их белья и одежды, и экономически обоснованных затрат на оказание одной услуги, подтвержденной заключением независимого аудитора. Установлена форма отчета о величине затрат, подлежащих возмещению за счет субсидии.
Было принято постановление администрации г. Иванова от 27.10.2010 N 2137 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Прием работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Иванова для получения справки об отнесении семьи к категории малообеспеченных с целью освобождения на 50 процентов от оплаты содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях». Административным регламентом определены стандарт исполнения муниципальной функции, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, формы контроля за их исполнением, урегулирован досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченного органа и должностных лиц. Установлено, что получателями муниципальной функции являются работники муниципальных образовательных учреждений города Иванова, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, дети которых посещают муниципальные образовательные учреждения города Иванова, сумма среднедушевого дохода которых ниже величины прожиточного минимума в Ивановской области.
Был рассмотрен закон Ивановской области от 28.12.2009 N 170-ОЗ«О внесении изменений в Закон Ивановской области «О защите прав ребенка». В целях обеспечения отдыха и оздоровления детей в Ивановской области внесены изменения в Закон Ивановской области от 06.05.1997 N 9-ОЗ. В новой редакции изложены статьи, регламентирующие мероприятия по защите прав детей на отдых и оздоровление, а также порядок организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей. Уточнено, что размер денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), переданных на воспитание в приемные семьи, на патронат, устанавливается законодательством Ивановской области.
Члены комитета по местному самоуправлению разработали правовую базу, обеспечивающую повышение эффективности деятельности муниципальных органов управления. Осенью депутаты также рассматривали проект закона, разработанный в целях обеспечения подготовки и проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году на территории Ивановской области.
В комитете по промышленности и строительству велась работа по законодательному обеспечению модернизации жилищно-коммунального хозяйства, активизации строительства, оптимизации транспортного сообщения на территории региона. Так, был разработан проект закона « Об организации транспортного обслуживания населения Ивановской области в пригородном и межмуниципальном сообщении». Закон фиксирует основные принципы организации и осуществления транспортного обслуживания населения, определяет порядок допуска перевозчиков к перевозочной деятельности, а также устанавливает контроль и ответственность в сфере транспортного обслуживания населения.
Было принято решение Ивановской городской Думы от 27.10.2010 N 141«О внесении изменений в муниципальную целевую программу «Жилище» города Иванова на 2003 - 2010 годы и подпрограмму «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» в городе Иванове на 2007 - 2010 годы, входящую в муниципальную целевую программу «Жилище» города Иванова на 2003 - 2010 годы». Уточнено ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы «Жилище» города Иванова на 2003 - 2010 годы и ее подпрограммы «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» в городе Иванове на 2007 - 2010 годы. В частности, общий объем финансирования программы «Жилище» за счет средств бюджетов всех уровней снижен с 1500,38602845 млн руб. до 1500,28476873 млн. руб.
Было принято постановление администрации г. Иванова от 27.10.2010 N 2141«Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Административным регламентом установлены требования к предоставлению муниципальной услуги, сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан. Определено, что оказание услуги осуществляется управлением жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова в срок, не превышающий 33 рабочих дня, а результатом ее исполнения является выдача или направление заявителю уведомления о принятии (отказе в принятии) гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Было рассмотрено постановление администрации г. Иванова от 09.11.2010 N 2216 «Об установлении на 2011 год пороговых значений для признания граждан малоимущими с целью предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» Для признания граждан малоимущими с целью предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на 2011 год установлены (для предварительной процедуры отбора) пороговое значение дохода заявителя и каждого члена его семьи в месяц в размере 17606,17 руб., а также пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и каждого члена его семьи на момент обращения, в размере 422170,00 руб., определен период накопления (60 месяцев). Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма принята в размере 14 квадратных метров общей площади жилья на человека.
Члены комитета по государственному строительству и законности занимались выработкой четких административных механизмов, которые позволяют решить актуальные проблемы в сфере благоустройства. В частности, парламентарии продолжали курс на ужесточение мер ответственности за невыполнение требований в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Ивановской области. С этой целью в закон «Об административных правонарушениях в Ивановской области» были внесены соответствующие изменения.
Было принято постановление администрации г. Иванова от 28.10.2010 N 2159 «Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды, установленных муниципальными правовыми актами города Иванова». Административным регламентом закреплены сроки и последовательность действий при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований, установленных правовыми актами города Иванова в области охраны окружающей среды. Определено, что органом, уполномоченным на осуществление контроля, является управление благоустройства Администрации города Иванова.
Было принято постановление администрации г. Иванова от 28.10.2010 N 2158 «Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований в сфере санитарного содержания и благоустройства города, установленных муниципальными правовыми актами города Иванова». Административным регламентом урегулированы сроки и последовательность действий уполномоченного органа при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами в области санитарного содержания и благоустройства города. В частности, определено, что к административным процедурам при осуществлении контроля относятся: рассмотрение обращений заявителей, проведение плановых и внеплановых проверок, составление актов проведения проверок по соблюдению установленных требований, принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений.
Было принято решение Ивановской городской Думы от 29.09.2010 N 107«О внесении изменений и дополнений в Правила санитарного содержания и благоустройства города Иванова» . Уточнен перечень органов, осуществляющих контроль за выполнением требований санитарного содержания и благоустройства; изменены нормы санитарного содержания, организации уборки, обеспечения порядка и чистоты городских территорий, а также положения, закрепляющие требования к качеству почвы территорий повышенного риска воздействия на здоровье населения. Конкретизированы пути определения мер ответственности юридических, должностных лиц и граждан за нарушение правил санитарного содержания и благоустройства города Иванова. Так, установлено, что обязанность по уборке мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера, возлагается на хозяйствующий субъект, осуществляющий вывоз мусора (ранее такая обязанность возлагалась на работников организации, осуществляющей уборку территорий).
Кроме того, депутаты наводили порядок в сфере пассажирских перевозок, ужесточая административную ответственность в отношении лиц, осуществляющих пассажирские перевозки на маршрутах городского, пригородного и междугородного сообщения без оформления необходимых документов. Предполагается, что данная мера будет способствовать уменьшению числа правонарушений, совершаемых лицами, перевозящими пассажиров без оформления надлежащих документов.
Члены комитета по экономическому развитию работали над законодательным обеспечением мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионе –на пленарном заседании был рассмотрен проект закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ивановской области». Кроме того, работали над законопроектом о государственной поддержке моногородов на территории региона
Было принято постановление Правительства Ивановской области от 29.10.2010 N 389-п«О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 28.04.2010 N 122-п «Об утверждении Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда, реализуемой за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, не использованных в 2009 году».
В целях предупреждения роста безработицы в Ивановской области в Программу внесены уточнения: в новой редакции изложены приложения, закрепляющие систему мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан по основным видам деятельности, а также по видам деятельности и муниципальным образованиям Ивановской области.
Также депутаты рассмотрели проект закона, предусматривающего внесение изменений в областной закон «О розничных рынках в Ивановской области». Им определены особенности предоставления торговых мест, создающих благоприятные условия для доступа на рынки гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством. Значительно упростилась форма договора о предоставлении торгового места на универсальном розничном рынке гражданам для организации торговли сельскохозяйственной продукцией. Предполагается, что данный документ делает получение гражданами торговых мест на рынках области более доступным.
Депутаты внесли ряд изменений в закон «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации». Законопроектом вводятся дополнительные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно документу, право на получение земельных участков для организации личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства будут иметь женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка. Кроме того, в соответствии с новым законом, граждане, не оформившие и не зарегистрировавшие участки с расположенными на них жилыми, дачными или садовыми домами, смогут получить эти земельные участки в собственность.
Депутаты продолжили работу над проектом закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Инициированный депутатами фракции «Единая Россия», он направлен на регулирование отношений в сфере питьевого водоснабжения и устанавливает гарантии по обеспечению населения Ивановской области качественной питьевой водой.
Был принят Закон Ивановской области от 16.11.2010 N 129-ОЗ« О разграничении полномочий в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, экологической экспертизы между органами государственной власти Ивановской области» . Разграничены полномочия между Ивановской областной Думой, Губернатором и Правительством Ивановской области в таких сферах, как охрана окружающей среды, обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха, водные отношения и государственная экологическая экспертиза. Так, к компетенции Ивановской областной Думы в сфере водных отношений относится принятие законов и постановлений, контроль за их исполнением, а также установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Ивановской области, порядка расчета и взимания указанной платы.
В комитете по взаимодействию с институтами гражданского общества доработали закона проект, призванный законодательно урегулировать основы осуществления гражданского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Депутаты намерены продолжить проработку принципов, методов и порядка проведения гражданского контроля со стороны граждан и некоммерческих неправительственных организаций за деятельностью органов государственной власти и иных организаций.
Был принят закон Ивановской области от 02.11.2010 N 120-ОЗ«О внесении изменений в статью 7 Закона Ивановской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области»
В целях уточнения порядка создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ивановской области установлено, что указанные комиссии действуют при местных администрациях (ранее - при главах) муниципальных образований, а состав комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления по представлению главы местной администрации (ранее - по представлению главы муниципального образования).
Кроме того, члены комитета подготовили проект закона «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». Как известно, содействие некоммерческим благотворительным организациям, работающим над решением сложных социальных проблем, было названо в качестве одной из ключевых задач государства Президентом Дмитрием Медведевым в его ежегодном Послании Федеральному Собранию. Как ожидается, закон закрепит порядок оказания финансовой, информационной и консультативной помощи социально ориентированным общественным организациям области.
Комитетом по безопасности и охране правопорядка было принято постановление Правительства Ивановской области от 29.10.2010 N 388-п« О проведении добровольного тестирования учащихся образовательных учреждений Ивановской области на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ ». Утвержден Порядок проведения добровольного тестирования учащихся образовательных учреждений Ивановской области на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, устанавливающий распределение основных функций при проведении тестирования, а также описание его этапов. Определено, что добровольное тестирование заключается в исследовании экспресс-методом биологических сред для выявления наличия наркотических средств и психотропных веществ и проводится в установленном законодательством порядке с письменного согласия учащихся, достигших возраста 15 лет, и письменного согласия родителей (законных представителей) лиц, не достигших возраста 15 лет
Было принято решение Ивановской городской Думы от 29.09.2010 N 131« О внесении изменений в Комплексную программу по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью на территории города Иванова на 2006 - 2010 годы ». В целях рационального использования выделенных ассигнований уточнены основные мероприятия Комплексной программы: в новой редакции изложена норма, регулирующая материально-техническое обеспечение правоохранительной деятельности, объем финансирования данного направления из средств городского бюджета увеличен с 18337,1 тыс. руб. до 18737,1 тыс. руб.
Так же было рассмотрено постановление администрации Верхнеландеховского муниципального района от 13.09.2010 N 182-п«Об утверждении перечня должностей муниципальной службы администрации Верхнеландеховского муниципального района, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно утвержденному перечню ограничения при заключении трудового договора накладываются на граждан, замещавших следующие должности высшей группы должностей муниципальной службы: глава администрации Верхнеландеховского муниципального района, первый заместитель и заместитель главы администрации.