МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"
7.Костромская область (Костромская областная Дума)
В 2010 году было проведено 14 заседаний Костромской областной Думы, приняты 141 Закон Костромской области, 849 постановлений Костромской областной Думы.
В 2010 году была продолжена практика проведения «Губернского часа» по наиболее проблемным вопросам, возникающим в деятельности органов исполнительной власти. Областная Дума в 2010 году проводила «круглые столы», совещания, семинары, встречи и другие мероприятия, инициаторами которых являлись Совет областной Думы, комитеты и депутаты Костромской областной Думы.
Деятельность Костромской областной Думы в 2010 году была направлена на совершенствование антикоррупционного законодательства, законодательства в сфере природопользования, поддержки сельского хозяйства, социальной поддержки населения, укрепления демократических институтов, создания налоговых стимулов для развития региональной экономики, на реализацию основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по совершенствованию областного законодательства в сфере финансовой поддержки муниципальных образований, совершенствования межбюджетных отношений, укрупнения муниципальных образований.
В 2010 году значительная работа проведена над проектом областного бюджета на 2011 год, который был внесен в Костромскую областную Думу 14 октября и принят 23 декабря 2010 года. Перед рассмотрением бюджета в 1 чтении были проведены публичные слушания, состоялось обсуждение его на заседаниях профильных комитетов. Приоритетом областного бюджета на 2011 год стало сохранение социальных обязательств области.
Комитеты Костромской областной Думы, являясь основным звеном законотворческой деятельности, всесторонне и предметно изучали вопросы в процессе подготовки их для рассмотрения на заседаниях Костромской областной Думы.
Одним из основных направлений деятельности Костромской областной Думы в прошедшем году, как и в предыдущие периоды, было дальнейшее совершенствование юридического качества законодательства области, позволяющего оптимально регулировать правоотношения в различных сферах деятельности.
Для повышения качества вносимых на заседания Костромской областной Думы проектов законов и постановлений Костромской областной Думы в практику вошло создание рабочих групп из числа депутатов, специалистов различных отраслей, юристов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Существенное влияние на повышение эффективности правотворческой деятельности в 2010 году оказывало взаимодействие с органами прокуратуры и территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, с которыми установлено конструктивное сотрудничество ваконотворческом процессе. Их представители участвовали в заседаниях Костромской областной Думы, комитетов, рабочих групп. Проекты законов Костромской области направлялись им для подготовки замечаний, предложений. В результате большинство вопросов по обеспечению соответствия регионального законодательства федеральному решалось в процессе подготовки проектов законов к рассмотрению, что позволило достигнуть повышения юридической чистоты принятых законов области.
В результате принимаемых совместных мер в 2010 году с 52 до 11 снизилось число нормативных правовых актов, принятых Костромской областной Думой, на которые поступили экспертные заключения юстиции, представления и протесты прокурора .
1 .Законотворческая деятельность в области государственного и муниципального строительства
Тематика рассмотренных вопросов и принятых законодательных актов в 2010 году по этому направлению охватывает широкий спектр проблем, в том числе по территориальному устройству, избирательной системе, системе органов государственной власти области, местному самоуправлению и др. Среди принятых законов можно выделить следующие:
Закон Костромской области «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области», которым определен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Костромской области, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 22.12.2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принят Закон Костромской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Костромской области», направленный на обеспечение открытости и доступности информации о деятельности мировых судей. Законом определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей, а также порядок ее предоставления.
С целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством в области избирательного права была внесена поправка в статью 4 Устава Костромской области в части изменения срока полномочий избирательной комиссии Костромской области с четырех до пяти лет. Соответствующее изменение внесено в Избирательный кодекс Костромской области (Закон Костромской области от 22 июня 2010 года № 625-4-ЗКО «О внесении изменений в Избирательный кодекс Костромской области»).
В числе наиболее значимых нормативных правовых актов за 2010 год, рассмотрение которых относится к компетенции комитета по вопросам государственного устройства и местного самоуправления, затрагивающих интересы муниципальных образований Костромской области , следует выделить законы, связанные с преобразованием некоторых муниципальных образований отдельных муниципальных районов Костромской области (в течение года Костромской областной Думой принято 5 таких законов Костромской области). Шестнадцать муниципальных районов области прошли процедуру преобразования путем объединения ряда сельских поселений, входящих в их состав. Законы направлены прежде всего на оптимизацию системы муниципального управления, а также расходования средств местных бюджетов на управленческий аппарат поселения. В результате проведенных преобразований общее число муниципальных образований в Костромской области на сегодняшний день составляет 185 муниципальных образований, из них 143 - муниципальные образования со статусом «сельское поселение» (было соответственно 303 и 255).
В 2010 году Костромской областной Думой принят ряд законов Костромской области, устанавливающих численность депутатов и срок полномочий представительных органов первого созыва, порядок избрания, полномочия и срок полномочий глав муниципальных образований вновь образованных муниципальных образований со статусом «городское поселение», «сельское поселение».
Принятый в 2010 году Закон Костромской области « О взаимодействии органов государственной власти Костромской области с Советом муниципальных образований Костромской области» устанавливает принципы и формы взаимодействия органов государственной власти Костромской области с Советом муниципальных образований Костромской области, а также полномочия органов государственной власти Костромской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований.
Важным для населения Костромской области стало принятие в 2010 году Закона Костромской области « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Костромской области». Основными целями Закона являются обеспечение открытости деятельности государственных органов Костромской области, активное использование информационных технологий, объективное информирование населения области и структур гражданского общества о деятельности государственных органов Костромской области. Законом определены способы обеспечения доступа к информации и формы предоставления информации о деятельности государственных органов Костромской области, а также установлен порядок утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Костромской области, размещаемой в сети Интернет.
Следует отметить и Закон Костромской области «О почётном звании «Почётный гражданин Костромской области», которым регулируются отношения, связанные с присвоением почётного звания «Почётный гражданин Костромской области», устанавливаются права лиц, удостоенных этого звания.
Закон Костромской области «О внесении изменений в Закон Костромской области «О государственных должностях Костромской области» и Закон Костромской области «О противодействии коррупции в Костромской области» вносит изменения, связанные с обязательным предоставлением сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера для граждан, претендующих на замещение должности государственной гражданской службы Костромской области или муниципальной службы, для служащих, замещающих должность государственной гражданской службы Костромской области или муниципальной службы, для граждан, претендующих на замещение государственных должностей Костромской области, а также для лиц, замещающих государственные должности Костромской области.
Принятыми в 2010 году законами Костромской области о внесении изменений в Кодекс Костромской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований и ограничений, определенных законодательством Костромской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции, а также за несоблюдение должностными лицами органов исполнительной власти, местного самоуправления Костромской области требований законодательства в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
2.Законотворческая деятельность в области бюджетной и налоговой политики
В 2010 году продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию законодательства Костромской области в сфере бюджетной и налоговой политики, приведению законодательных актов в этом направлении в соответствие с федеральным законодательством.
В 2010 году были внесены изменения в Закон Костромской области « О снижении ставки налога на прибыль организаций для пользователей объектов инвестиционной деятельности» с целью приведения ее в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 №305-Ф3 «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», при этом размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличен с 17,5% до 18%.
В 2010 году в рамках совершенствования межбюджетных отношений был принят Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О межбюджетных отношениях в Костромской области». Закон принят в целях приведения Закона Костромской области от 03.11.2005 №310-ЗКО «О межбюджетных отношениях в Костромской области» в соответствие с положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Кроме того, данным Законом установлено, что с 1 января 2011 года увеличиваются на 10 процентов нормативы отчислений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в областной бюджет, в местные бюджеты.
Проведена работа по внесению изменений в Закон Костромской области « О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Костромской области об областном бюджете» в целях уточнения перечня документов, представляемых одновременно с проектом закона об областном бюджете в Костромскую областную Думу. Так, вместо проекта реестра государственного имущества Костромской области одновременно с проектом закона об областном бюджете в областную Думу представляется информация о составе государственного имущества Костромской области. Кроме того, из Закона Костромской области « О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Костромской области об областном бюджете» исключены положения об утверждении Костромской областной Думой реестра государственного имущества Костромской области.
В 2010 году в рамках мониторинга областного законодательства и приведения его в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», был признан утратившим силу Закон области от 22.11.2005 № 322-ЗКО «О сборах за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции».
3.Законотворческая деятельность в области экономической политики, инвестиционной деятельности и предпринимательства
В 2010 году по вопросам экономической политики, инвестиционной деятельности и предпринимательства основная законотворческая деятельность была направлена на приведение областного законодательства в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, а также на внесение изменений, продиктованных практикой реализации отдельных законов Костромской области.
Одним из значимых среди принятых в 2010 году законов стал Закон Костромской области «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Костромской области» , разработанный в целях реализации прав Костромской области как субъекта Российской Федерации в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Первоначально на территории Костромской области вопросы в сфере розничной продажи алкогольной продукции регулировались Законом Костромской области от 19 июля 2005 года № 294-ЗКО «О некоторых вопросах лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Костромской области», который не полностью отражал и регламентировал порядок регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Костромской области.
Статьей 6 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона.
В указанном Законе к компетенции администрации области отнесено определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка лицензирования.
Кроме того, в Законе установлены требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала организаций розничной торговли, осуществляющих продажу алкогольной продукции, в размере 300 000 рублей. В ходе разработки Закона проведен мониторинг мнения руководителей муниципальных образований о целесообразности введения ограничения розничной продажи алкогольной продукции в ночное время с учетом сложившейся торговой сети. 23 муниципальных района и городских округа Костромской области (79% от общего числа) поддержали введение ограничения времени продажи алкогольной продукции.
В связи с этим областным Законом запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 22 часов до 10 часов следующего дня.
Кроме того, указанный Закон устанавливает порядок определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Минимальные границы прилегающих территорий от мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности устанавливаются на расстоянии:
1) не менее 50 метров до организаций (обособленных подразделений
организаций), осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с
содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции;
2) не менее 25 метров до организаций общественного питания (обособленных'
подразделений организаций общественного питания), в которых осуществляется
розничная продажа алкогольной продукции.
Таким образом, Закон Костромской области направлен на реализацию полномочий Костромской области в сфере регулирования розничной продажи алкогольной продукции, предоставленных ей Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, на упорядочивание ситуации на рынке алкогольной продукции на территории Костромской области, а также на снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени, что согласуется с мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, предусмотренными Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р.
Принятый в 2010 году Закон Костромской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области» направлен на реализацию полномочий органов государственной власти региона в сфере государственного регулирования торговой деятельности.
Законом разграничены полномочия органов государственной власти Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности (Костромской областной Думы, администрации Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области), определены особенности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Костромской области или муниципальной собственности.
Указанный Закон закрепляет за уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности разработку региональной программы развития торговли, нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Костромской области в соответствии с методикой расчета, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В 2010 году областным Законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Костромской области» разграничены полномочия органов государственной власти Костромской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данным Законом определены основные направления государственной поддержки, источники финансирования, а также закреплено информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Костромской области. Закон предусматривает установление социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующий социальной норме потребления, при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление. Такая компенсация обеспечивается за счет установления для населения цен (тарифов), дифференцированных в отношении энергетических ресурсов, поставляемых населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.
В 2010 году была продолжена работа по совершенствованию законодательной базы в сфере обеспечения чистоты на территории Костромской области и принят ряд областных законов в числе которых законы «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области»и Кодекс Костромской области об административных нарушениях» и « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области в сфере обеспечения чистоты на территории Костромской области».
Данные законы разработаны в целях установления единых норм и требований в сфере обеспечения чистоты, определения требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Костромской области, определения порядка осуществления государственного административно-технического надзора на территории Костромской области, в целях повышения качества надлежащего содержания и благоустройства территорий муниципальных образований Костромской области, обеспечения чистоты и санитарно-эпидемиологического благополучия жителей Костромской области.
В связи с необходимостью совершенствования нормативной правовой базы и приведения законодательства Костромской области в соответствие с федеральным законодательством приняты законы: « О внесении изменений в статью 1 Закона Костромской области «О пожарной безопасности на территории Костромской области»; «О внесении изменений в Закон Костромской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об инвестиционной деятельности в Костромской области» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Костромской области»; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области, регулирующие отношения в сфере приватизации государственного имущества Костромской области».
4.Законотворческая деятельность в области аграрной политики, природных ресурсов и экологии
Приоритетными задачами в области аграрной политики, природных ресурсов и экологии в 2010 году являлись дальнейшая стабилизация и улучшение деятельности агропромышленного комплекса Костромской области, рациональное природопользование и экологическая безопасность Костромской области.
В 2010 году принят Закон Костромской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области», который регулирует отношения, связанные с обеспечением плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории области, в том числе устанавливает полномочия органов государственной власти Костромской области, права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также регулирует отношения по использованию сельскохозяйственных угодий и консервации земель сельскохозяйственного назначения.
Закон Костромской области «О внесении изменений в Закон Костромской области «О продовольственной безопасности Костромской области», определяет показатели продовольственной безопасности области, критерии их оценки, механизм и основные направления экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Костромской области.
Следует отметить Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области». Принятые изменения направлены на наиболее эффективное использование и распоряжение земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной или муниципальной собственности на территории Костромской области. Закон определяет, что является фактом ненадлежащего использования земельного участка, и как следствие, отсутствием у арендатора земельного участка права на приобретение такого участка в собственность. Кроме того Законом устанавливается, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду или в собственность на безвозмездной основе в случаях, которые предусмотрены федеральными законами и законами Костромской области.
В 2010 году с целью совершенствования земельных отношений на территории Костромской области принят Закон области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений », которым уточнены полномочия органов государственной власти в сфере регулирования земельных отношений. Так, к полномочиям Костромской областной Думы отнесены определение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, установление условий предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установление перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности Костромской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми, в соответствии с земельным законодательством, Костромская область вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Законом Костромской области « О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» установлены случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Костромской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена. Действие Закона не распространяется на земельные участки, которые в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены в частную собственность. Установлено, что указанные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам, постоянно проживающим на территории Костромской области не менее 5 лет. Земельные участки предоставляются в собственность однократно.
Принятый в 2010 году Закон области «Об управлении земельными участками, находящимися в собственности Костромской области» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Костромской области. К отношениям по управлению земельными участками, находящимися в собственности Костромской области, не урегулированным указанным Законом, применяются нормы федерального и областного законодательства.
По вопросам охотничьего хозяйства был принят Закон Костромской области « Об охотничьих ресурсах, в отношении которых осуществляется промысловая охота на территории Костромской области». Законом установлены виды охотничьих ресурсов, за исключением видов, занесенных Красную книгу Костромской области, в отношении которых может осуществляться промысловая охота на территории Костромской области.
В целях регулирования вопросов рыболовства были внесены изменения в Закон Костромской области « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Костромской области». Целью Закона является усиление прав граждан на свободное и беспрепятственное осуществление любительского и спортивного рыболовства.
Среди принятых в 2010 году следует отметить Закон Костромской области « О предельных максимальных ценах кадастровых работ на территории Костромской области». Указанный Закон области разработан в целях защиты интересов социально незащищенных слоев населения Костромской области и устанавливает предельные максимальные цены кадастровых работ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих кадастровые работы на территории Костромской области.
Законом установлены предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
Установлены предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для:
- ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного
строительства - 2600 рублей;
- дачного хозяйства, огородничества, садоводства- 1700 рублей;
- индивидуального гаражного строительства- 1700 рублей.
В состав кадастровых работ по установленным предельным максимальным ценам включаются: уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при выполнении кадастровых работ; определение границ земельного участка на местности, согласование границ земельного участка; определение координат характерных точек границ земельного участка; определение площадей земельных участков, частей земельных участков; подготовка межевых планов.
Установленные данным областным Законом предельные максимальные цены включают в себя затраты и на транспортные расходы.
В 2010 году в сфере обеспечения экологической безопасности, в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду был принят Закон Костромской области «Об обеспечении экологической безопасности на территории Костромской области», которым определяются основные требования, предъявляемые к экологической безопасности на территории области, устанавливаются уполномоченные органы исполнительной власти Костромской области и их полномочия, а также основы информационного и финансового обеспечения экологической безопасности на территории Костромской области.
5.Законотворческая деятельность в области труда и социальной политики
В 2010 году приоритетными для Костромской областной Думы остались задачи социальной защиты и поддержки населения, сохранение достигнутого уровня социального обеспечения и по возможности повышение качества жизни граждан в Костромской области.
Одним из основных направлений деятельности Костромской областной Думы в 2010 году по вопросам труда и социальной политики являлось совершенствование законодательства области, направленного на социальную поддержку жителей области, финансовое обеспечение реализации гражданами важнейших социальных прав.
Претерпели некоторые изменения областные законодательные акты, связанные с социальными гарантиями в отношении детей-сирот. Среди принятых в этом направлении в 2010 году областных законов следует выделить Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области », которым уточняется некоторые условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки.
Закон Костромской области «О внесении изменений в статью 10 Закона Костромской области «О специализированном жилищном фонде Костромской области» устанавливает право на предоставление жилых помещений в специализированном жилищном фонде одиноким лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающимся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.
В 2010 году принят Закон Костромской области « О дополнительной мере социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы в Костромской области », который устанавливает дополнительную меру социальной поддержки граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и постоянно проживающих на территории Костромской области, в виде бесплатного предоставления легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации в размере 200 тысяч рублей, а также определяет порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области ». Принятые изменения направлены на устранение коррупциогенных факторов, содержавшихся в нормах Закона области. Закон области также устанавливает основания для отказа в признании гражданина малоимущим и возможность обжалования гражданином такого отказа в судебном порядке.
Принятым в 2010 году Законом Костромской области « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области, устанавливающие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Костромской области » осуществлен переход на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в денежной форме. Закон также закрепил полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг за исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования тарифов. Кроме того, Законом уточняются отдельные меры социальной поддержки в отношении тружеников тыла и реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
6.Законотворческая деятельность в области науки, образования, культуры и спорта
Немаловажную часть законотворческой деятельности Костромской областной Думы в 2010 году занимали нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования, науки, культуры, искусства, физической культуры, спорта и туризма. Проводилась координация совместной деятельности органов управления образованием, культурой, спортом по выполнению законов Костромской области, реализации областных целевых программ. Среди наиболее значимых законодательных актов Костромской области в сфере образования следует назвать следующие.
Закон Костромской области « О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Костромской области » устанавливает подушевые нормативы финансирования общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в - государственных дошкольных образовательных учреждениях; - государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; - государственных специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; - государственных оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
В 2010 году принят Закон Костромской области «О физической культуре и спорте в Костромской области», который разграничивает полномочия между органами государственной власти Костромской области в сфере физической культуры и спорта, регулирует отношения, связанные с массовым спортом, спортом высших достижений, адаптивным спортом, на территории Костромской области, а также регулирует вопросы финансового обеспечения физической культуры и спорта в Костромской области.
Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О нормативах расходов, порядке (методике) расчета субвенций из областного бюджета на нормативное подушевое финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений ». Необходимость принятия Закона вызвана отменой на территории Российской Федерации единого социального налога, а также увеличением с 1 января 2011 года коэффициента отчислений страховых взносов во внебюджетные государственные фонды с 1,262 до 1,342.
Следует отметить принятый в 2010 году Закон Костромской области «О внесении изменений в статью 21 Закона Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и Закон Костромской области « Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Костромской области». Уточнения внесены в наименование Закона, предмет его регулирования, полномочия органов исполнительной власти Костромской области по организации отдыха и оздоровления детей, меры социальной поддержки отдельных категорий детей по обеспечению отдыха и оздоровления, вопросы финансирования мероприятий по организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, уточнения полномочий органов местного самоуправления по организации занятости детей. В целях оказания финансовой поддержки муниципальных образованиям по организации отдыха детей в каникулярное время, Законом предусмотрено право Костромской области предоставлять субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета.
Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на питание обучающихся 1-9 классов муниципальных общеобразовательных учреждений » направлен на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям, в случае принятия ими на себя расходных обязательств по финансированию питания обучающихся 10-11 классов в муниципальных образовательных учреждениях .
Закон Костромской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Костромской области « О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере образования» уточняет полномочия Костромской областной Думы в части установления размера и условий выплаты единовременного пособия молодым специалистам, поступающим на работу в государственные или муниципальные образовательные учреждения и полномочия администрации области по установлению порядка выплаты данного единовременного пособия.
Следует отметить принятый в 2010 году Закон Костромской области « О единовременном пособии выпускникам учреждений среднего или высшего профессионального образования, принятым на работу в государственные или муниципальные учреждения, расположенные в сельских населенных пунктах на территории Костромской области ». Закон принят в целях привлечения молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в социальной сфере. Предусмотрена выплата единовременного пособия в размере 20 тысяч рублей выпускникам учреждений среднего или высшего профессионального образования, принятым на работу в государственные или муниципальные учреждения образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального обслуживания, расположенные в сельских населенных пунктах на территории Костромской области.
7.Законотворческая деятельность в области здравоохранения, вопросов семьи, детства и молодежи
В Костромской области совершенствование областного законодательства в сфере здравоохранения, охраны семьи, детства и материнства, молодежной политике признано одним из важнейших направлений в социальной политике. В настоящее время в области действует ряд нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление различных мер социальной поддержки семьи, материнства и детства.
В 2010 году Костромская областная Дума продолжала уделять внимание совершенствованию законодательства в указанной сфере деятельности, приняты законы, направленные на улучшение положения костромских семей и на защиту прав детей и подростков.
Закон Костромской области «О внесении изменений в Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Костромской области» принят в целях исключения положений, дублирующих нормы федерального законодательства, а также носящих декларативный, отсылочный характер.
В 2010 году принят Закон Костромской области « О внесении изменений в Закон Костромской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Костромской области по организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов и организации обеспечения муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами ». Принятие данного Закона связано с уменьшением количества муниципальных организаций здравоохранения, которым передаются государственные полномочия по организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов и организации обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.
Законом Костромской области «О молодежной политике в Костромской области» определены правовые, экономические и социальные условия осуществления в Костромской области молодежной политики, определена цель, принципы и основные направления реализации, а также меры государственной поддержки молодежи.
Закон Костромской области « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, больных туберкулезом, проживающих на территории Костромской области» устанавливает меры социальной поддержки граждан, в том числе несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет, а также граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, проживающих на территории Костромской области, которые проходят амбулаторное лечение или лечение на дневном стационаре в связи с заболеванием туберкулезом в медицинских противотуберкулезных организациях, находящихся в ведении Костромской области.
8.Законотворческая деятельность в области Регламента и депутатской этики
В 2010 году по данному направлению следует выделить законы Костромской области о внесении изменений в закон Костромской области « О статусе депутата Костромской областной Думы» в части уточнения порядка компенсации и возмещения расходов депутатам Костромской областной Думы при осуществлении ими депутатской деятельности, а также уменьшения числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе с тринадцати до восьми человек.
В 2010 году принят Закон Костромской области « О гарантиях равенства политических партий, представленных в Костромской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом ». Законом регулируются отношения, связанные с освещением региональными телеканалом и радиоканалом деятельности политических партий, представленных в Костромской областной Думе.
Следует отметить работу Костромской областной Думы, как субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В 2010 году Костромская областная Дума внесла в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации тринадцать проектов федеральных законов.
За период 2009 - 2010 годов четыре проекта федеральных законов, внесенные Костромской областной Думой, стали федеральными законами, один проект федерального закона принят в первом чтении :
- «О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов
Костромской области» (от 29.06.2009 № 138-ФЗ);
- «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (от 25.11.2009 № 270-ФЗ);
- «О внесении изменений в статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (от 05.04.2010 №47-ФЗ);
- «О внесении изменения в статью 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» (от 08.12.2010 № 337-ФЗ);
- «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об особо
охраняемых природных территориях». Законодательная инициатива направлена на
уточнение редакции названной статьи, а именно приведение текста статьи 5 в
соответствие с ее наименованием (принят Государственной Думой в 1 чтении).