МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"
8.Курская область (Курская областная Дума)
В 2010 году областной Думой совместно с Администрацией области продолжалась работа по развитию законодательной базы, которая направлена на решение задач экономического и социального развития. В своей практической деятельности депутаты руководствовались программой нормотворческой работы на 2010 год.
За указанный период проведено 12 заседаний областной Думы, на которых принято 194 нормативных правовых акта, в т.ч. 114 законов. В сфере законодательства и местного самоуправления Курской областной Думой принято 87 нормативных правовых актов, в том числе 45 законов.
В марте 2010 года Курская областная Дума, рассмотрев представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Михайлова Александра Николаевича, наделила его полномочиями Губернатора Курской области – высшего должностного лица Курской области (руководителя Администрации Курской области) сроком на пять лет.
В соответствие с федеральным законодательством приведен Устав Курской области. Внесенные изменения предусматривают: заслушивание ежегодного отчета Губернатора Курской области о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Курской области – Администрации Курской области, в том числе и по вопросам, поставленным областной Думой; предоставление права законодательной инициативы в Курской областной Думе Федерации профсоюзных организаций Курской области; уточнение существующей системы органов исполнительной власти Курской области.
Внесенные изменения в Закон об административных правонарушениях, направлены на усиление административной ответственности за нарушения законодательства о градостроительной деятельности, по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, за нарушение порядка лицензирования продажи алкогольной продукции; установление административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства области.
Внесенные изменения в Закон о порядке рассмотрения вопросов преобразования муниципальных образований в Курской области и изменения границ муниципального образования, а также закон о преобразовании некоторых муниципальных образований позволили сократить число муниципальных образований на уровне сельских поселений на 185 (с 480 до 295, а всего в области будет 355 муниципальных образования вместо 540).
В связи с объединением сельских поселений в октябре 2010г. в области проведены выборы в 129 вновь образованных муниципальных образованиях.
В целях реализации прав граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления принят Закон « Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Курской области».
В связи с реализацией положения Послания Президента Российской Федерации об укреплении демократических институтов на региональном уровне принят Закон « О гарантиях равенства политических партий, представленных в Курской областной Думе, при освещении их деятельности государственными региональными телеканалами и радиоканалами ».
Рассмотрены вопросы, направленные на дальнейшее развитие демократических основ.
Так Закон «О Курской областной Думе» дополнен нормами о том, что не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Курской областной Думе, и каждому депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, получившему от 5 до 7 процентов от числа голосов избирателей, предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и замещать руководящие должности в Курской областной Думе. Уточнен порядок формирования и деятельности депутатских объединений и фракций и установлен порядок участия политических партий, не представленных в областной Думе, в заседаниях Курской областной Думы.
Приняты законы Курской области:
«О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Курской области»;
«О муниципальной службе в Курской области», разработанный в целях реализации положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и регулирующий вопросы, отнесенные к компетенции Курской области как субъекта Российской Федерации;
«О противодействии коррупции в Курской области», который определил задачи, принципы и меры по профилактике коррупции в Курской области;
«О государственных должностях Курской области» устанавливает государственные должности Курской области и основы правового статуса лиц, замещающих государственные должности Курской области, регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Курской области, а также их обязанность по представлению сведений о доходах и имуществе.
«О наказах избирателей депутатам Курской областной Думы» направлен на упорядочение работы с наказами избирателей, данными депутатам областной Думы при осуществлении ими депутатских полномочий, а также необходимостью их учета при разработке проектов программ социально-экономического развития области и проектов бюджетов области на очередной финансовый год;
«Кодекс Курской области о выборах и референдумах», регламентирующий порядок проведения выборов в Курскую областную Думу, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, а также порядок и механизм подготовки и проведения референдума Курской области, местного референдума на территории Курской области.
Внесенные изменения в Кодекс Курской области о выборах и референдумах позволили отменить процедуру досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления, а также предоставили право принимать участие в голосовании студентам, проживающим в общежитиях по месту учебы, уточнены положения, что список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением на выборах депутатов областной Думы, должен содержать в себе обще областную часть списка кандидатов и 22 региональные группы списка кандидатов, соответствующие территориям 22 одномандатных избирательных округов.
Бюджетная и налоговая политика
В центре внимания депутатов находились вопросы, связанные с бюджетной и налоговой политикой. По данному направлению было принято 42 нормативных правовых актов, в том числе 26 законов.
Пять раз в текущем году проведены уточнения областного бюджета, связанные с:
- приведением бюджетной классификации в соответствие с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
- увеличением поступления налоговых и не налоговых доходов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- направлением средств областного бюджета на решение социально значимых вопросов;
- перераспределением средств областного бюджета по кодам бюджетной классификации расходов бюджетов в целях соблюдения действующего законодательства.
В соответствии с Законом Курской области «О бюджетном процессе в Курской области» 12 ноября 2010 года в Курской областной Думе проведены публичные слушания по проекту областного бюджета на 2011 год, а на заседании областной Думы 11 декабря 2010 года принят Закон Курской области «Об областном бюджете на 2011 год», подписан Губернатором 13 декабря 2010 г., 16 декабря опубликован в газете «Курская правда». Объем доходов прогнозируется в сумме 24 млрд. 970 млн. рублей. Из них налоговые и неналоговые доходы составят 20 млрд. 43 млн.рублей или с ростом на 7,7% к бюджету 2010 года.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета планируются в сумме 4 млрд. 927 млн. рублей.
По расходам областной бюджет сформирован в объеме 27 млрд. 139 млн. рублей, что в сопоставимых условиях, т.е. без учета целевых средств из федерального бюджета, составляет 118,0 % к уровню бюджета 2010 года.
Практически все расходы бюджета носят социальную направленность. В структуре расходов проекта областного бюджета объем средств на социально-культурную сферу составит 14 млрд. 926 млн. рублей или 55 %, в том числе на:
социальную политику – 5 млрд. 623 млн. рублей или 20,7% общих расходов областного бюджета;
образование – 5 млрд. 550 млн. рублей или 20,4% общих расходов областного бюджета;
здравоохранение – 3 млрд. 398 млн. рублей или 12,5% общих расходов областного бюджета;
культуру — 354,7 млн. рублей или 1,3 % общих расходов областного бюджета.
Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области составит 10 млрд. 193 млн. рублей, что на 369 млн.рублей или на 3,8% больше уровня 2010 года.
Изменения в Закон «Об инвестиционной деятельности в Курской области» касаются работы инвесторов в режиме наибольшего благоприятствования. Предполагается упростить условия вхождения инвесторов в данный режим, снизив минимальный предел суммы инвестиций в основной капитал по проекту с 250 до 100 млн. рублей и увеличив срок окупаемости проекта с четырех до пяти лет, а по проектам, предусматривающим строительство новых предприятий — с пяти до семи лет.
На эти же цели направлен и Закон « О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков ». То есть для инвесторов, работающих в режиме наибольшего благоприятствования на территории Курской области, предлагается установить пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 процента.
Принят Закон Курской области «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Курской области», который регламентирует порядок заключения, утверждения и выполнения указанных соглашений органов государственной власти области.
Закон Курской области « Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков » установил льготную ставку по данному налогу в размере 5 % для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере дошкольного, начального, общего и среднего образования.
Промышленность, транспорт, связь, строительство и ЖКХ
За 2010 год комитетом по промышленности, транспорту, связи, строительству и ЖКХ в рамках полномочий проведена определенная работа по подготовке для рассмотрения на заседаниях областной Думы ряда нормативных правовых актов.
Необходимость принятия Закона «О признании утратившим силу Закона Курской области «О сборе за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции» обусловлена изменением федерального законодательства, которым установлены единые по Российской Федерации суммы государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, за предоставление и продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции государственная пошлина установлена в размере 40 тысяч рублей за каждый год срока действия лицензии, за переоформление – 2 тысячи рублей, вместо утвержденного в Курской области лицензионного сбора - 40 тысяч рублей за 5 лет действия лицензии и 1 тысячу рублей за переоформление.
Внесение в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Курской областной Думы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» направлено на предупреждение нарушений застройщиками при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и неотвратимости наказания при реализации в полном объеме органами государственного строительного надзора своих полномочий, закрепленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особое внимание уделялось рассмотрению вопросов обоснованности установленных тарифов на жилое помещение и коммунальные услуги , а также нормативов потребления коммунальных услуг на 2010 год. Это обусловлено тем, что в адрес областной Думы и каждого депутата систематически поступают обращения от жителей области на довольно высокие платежи за жилое помещение и коммунальные услуги.
По инициативе депутатов данный вопрос был рассмотрен на заседании областной Думы в марте 2010 года в рамках «правительственного часа». С информациями выступили председатель комитета по тарифам и ценам Курской области и глава администрации города Курска. Они доложили, что тарифы в области и городе не выходят за рамки предельно допустимых значений – 110 процентов за жилое помещение и 125 процентов за коммунальные услуги. В целом их рост с 1 января 2010 года в среднем по области составил 116,9 процента, по городу Курску - 116,4 процента.
И сегодня данная проблема находиться под пристальным вниманием депутатов.
Сельское хозяйство, земельные отношения, природопользование, экология
В сфере деятельности депутатов постоянного комитета по сельскому хозяйству, земельным отношениям, природопользованию и экологии находились вопросы, связанные с развитием сельского хозяйства, его реформированием, повышением жизненного уровня сельских жителей.
За указанный период в этой сфере деятельности принято 13 нормативных актов в том числе 7 законов.
Изменения в Закон о цене земельных участков, находящихся в населенных пунктах Курской области, а так же за пределами границ населенных пунктов Курской области, при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений позволят до 2012 года использовать ранее утвержденный порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (исчисление выкупной цены от кадастровой стоимости и ставки земельного налога).
Принятый Закон «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской области» определяет критерии, по которым сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, порядок формирования и утверждения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.
Приведены в соответствие с федеральным законодательством законы Курской области: «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области и государственная собственность на которые не разграничена», «О регулирование некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области».
В принятом законе о пчеловодстве определены правовые отношения пчеловодов с собственниками земли, лесным кодексом, требования по содержанию пчел, расположению пасек, реализации продуктов пчеловодства и т. д.
Комитетом постоянно осуществляется связь с Администрацией области, федеральными органами, общественными организациями, органами местного самоуправления по вопросам АПК, природопользования и экологии.
Областной Думой постоянно осуществлялся контроль за реализацией областных целевых программ по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия . Социальная сфера
В центре внимания депутатов находятся вопросы, касающиеся социальной сферы. За 2010 год принят 21 нормативно правовой акт, в том числе 14 законов.
Внесение изменений в Закон « О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов для долевого финансирования расходов на осуществление выплаты материальной помощи к очередному отпуску медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения » позволило упорядочить систему долевого финансирования для своевременного и в полном объёме получения средств на расходные обязательства по выплате материальной помощи. С той же целью были приняты изменения в Закон Курской области « О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области на частичное возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры ».
Внесенная в Государственную Думу законодательная инициатива по проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» направлена на усиление ответственности за неисполнение трудового законодательства, возможности привлечения к ответственности учредителей (участников) юридического лица и лиц, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания и будет способствовать предотвращению образования задолженности по заработной плате и повышению персональной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
В связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, депутаты Курской областной Думы особое внимание уделяли ситуации, сложившейся в Курской области, по предоставлению ветеранам жилых помещений (единовременной денежной выплаты) во исполнение Федерального закона от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».
Изменения в законы о социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда и о социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий направлены на упрощение процедуры получения мер социальной поддержки гражданам, временно проживающим на территории области, а изменения в статью 6 Закона Курской области «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по предоставлению социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» позволят точнее предусматривать годовую потребность финансовых средств по данному виду социальной поддержки и, соответственно, не допускать появления кредиторской задолженности.
Закон « О внесении изменения в статью 3 Закона Курской области «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению продовольственными товарами » принят с целью упрощения для жителей области процедуры подачи заявления об установлении ежемесячной денежной компенсации взамен обеспечения продовольственными товарами по сниженным ценам.
В 2010 году, несмотря на экономический кризис, финансирование бюджета Фонда обязательного медицинского страхования не было сокращено и осуществлялось своевременно и в полном объеме. В 2011 году в сравнении с 2010 годом в принятом бюджете Фонда обязательного медицинского страхования запланировано увеличение страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан на 246 млн. 201 тыс. руб., кроме этого, на одноканальное финансирование из областного и муниципальных бюджетов и проведение гемодиализа дополнительно планируется выделить 143 млн. 59 тыс. руб., что больше, чем в 2010 году на 101 млн. 992 тыс. рублей.
Образование, наука, семейная и молодежная политика
По вопросам образования, науки, семейной и молодежной политики принято 19 нормативных правовых актов, в т.ч. 15 законов. Депутатами — членами постоянного комитета проводится активная работа по разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих проведение на территории области Года учителя, реализации приоритетного национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа».
Так, Законом Курской области «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием Курской области по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования » муниципальные образовательные учреждения наделяются полномочием по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, в иных образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципалитета.
Для выработки предложений и рекомендаций по формированию государственной политики в сфере образования и науки при Курской областной Думе был образован Экспертный совет по вопросам образования и науки , в который вошли представители областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, ученые и преподаватели высших учебных заведений, директора общеобразовательных школ Курской области.
В рамках «правительственного часа» рассмотрен вопрос о модернизации образовательного процесса в Курской области: проблемы и перспективы развития. Учитывая, что с реализацией основных направлений инициативы «Наша новая школа» потребуется серьезная доработка программы «Развитие образования Курской области на 2009-2010 годы», депутаты обратились к Губернатору области с просьбой предусмотреть увеличение финансирования областной программы при уточнении расходов областного бюджета на 2010 год.
Необходимость принятия Закона « О внесении изменений в статью 3 Закона Курской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Курской области » обусловлено изменением численности организаций для получения государственной поддержки с 300 человек до 100 человек.
Внесенные изменения в Закон Курской области « Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье, порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью » обусловлено изменением базового размера вознаграждения приемному родителю при передаче на воспитание в приемную семью одного ребенка с увеличением этой суммы на 20% за воспитание ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей, а также на 25% в случае проживания приемных родителей в сельской местности.
На социальную поддержку детей, находящихся под опекой и детей-сирот направлены внесенные изменения в Законы Курской области: «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой и попечительством», «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Принято обращение областной Думы к Председателю Государственной Думы и Генеральному директору ОАО «Первый канал» по вопросу прекращения показа на Первом канале сериала «Школа», фильма, пропагандирующего бескультурье, жестокость, цинизм, нездоровый образ жизни, негативно сказывается на психике детей, нравственном и духовном развитии учащихся, а также к Председателю Государственной Думы по вопросу государственной поддержки учреждений дошкольного образования.
Данное обращение обусловлено тем, что в Курской области за истекший с 1992 года период по различным причинам произошло сокращение числа дошкольных образовательных учреждений. Многие из них были перепрофилированы и переданы не по назначению организациям федеральных структур.
Внесенные изменения в Закон Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» позволят расширить круг получателей пособий за счет семей, усыновивших (удочеривших) детей в возрасте до трех лет, одновременно воспитывающих своих родных детей, не достигших возраста 18 лет.
В целях реализации положений статьи 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» был принят Закон Курской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Курской области». Законом предусмотрены меры по предупреждению причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Курской области.
На реализацию основных общеобразовательных программ и обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования направлен принятый Закон « О нормативах финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) для определения необходимого для реализации основных общеобразовательных программ размера субвенций местным бюджетам ».
Представители Общественной молодежной палаты при Курской областной Думе приняли участие в работе первого форума Молодых парламентариев Центрального федерального округа (г. Воронеж), в Молодежном форуме «Год молодежи. Итоги. Перспективы» (г. Орел), в парламентских слушаниях «Малые инновационные предприятия с участием молодежи. Организационная и правовая поддержка», который проводил Комитет Государственной Думы по делам молодежи. Был подготовлен и проведен «круглый стол» на тему: «Правовое регулирование добровольческой деятельности в Курской области».
Члены Молодежной палаты провели областной конкурс «Знамя Победы» реализуемый в рамках Всероссийской общественно-патриотической акции «Знамя Победы», посвященной 65-й годовщине Дня Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.. Участниками конкурса стали школьники общеобразовательных школ Курской области.
Комитет по взаимодействию с партиями, религиозными и общественными объединениями, развитию физкультуры и спорта основное внимание в своей практической работе уделял вопросам развития гражданского и межконфессионального сотрудничества на территории области, развитию физкультуры и спорта.
Изменения, внесенные в Закон Курской области «О физической культуре и спорте в Курской области» подготовлены в целях приведения законодательства области в соответствие с федеральным законом, касающиеся пенсионного обеспечение спортсменов и тренеров.
В соответствии с планом работы комитет совместно с Курским епархиальным управлением, Общественной палатой Курской области и правлением Курского областного отделения Российского фонда мира провел совместное заседание с повесткой дня: «Ценности православия в миротворческой и благотворительной деятельности» и II-й гражданский форум «Роль институтов гражданского общества в духовно-нравственном развитии личности». Создан Совет национальностей Курской области из представителей органов государственной власти и национальных диаспор Курской области.