Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"

9.Липецкая область (Липецкий областной Совет)

В 2010 году Липецким областным Советом депутатов было запланировано к принятию 50 законов области. Всего же в 2010 году депутатами законодательного органа области принято 115 законов области, 316 постановлений Липецкого областного Совета депутатов. Вне плана работы областного Совета депутатов поступило и рассмотрено 75 законов области, что составляет 65 % от общего числа принятых законов. Из принятых законов Липецкой области: 19 базовых законов, 2 закона о поправках к Уставу Липецкой области Российской Федерации, 92 закона о внесении изменений в законы Липецкой области, 2 закона об исполнении бюджетов.

Начиная с 2010 года, внесенные проекты законов Липецкой области и постановлений Липецкого областного Совета депутатов, а также все принятые депутатами нормативные правовые акты размещаются на официальном сайте областного Совета в сети Интернет http://www.oblsovet.ru/.

В целях дальнейшей реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» была налажена видеотрансляция сессий областного Совета. В 2010 году 8 сессий транслировалось в режиме реального времени на официальном сайте в сети Интернет.

В Липецкой области в качестве основных направлений законотворчества можно выделить следующие:

1. Правовое регулирование защиты прав детей и внедрение элементов ювенальной юстиции на территории Липецкой области. Молодежная политика.

В Липецкой области создана многопрофильная законодательная база, направленная на защиту прав и законных интересов детей. На протяжении последних трех лет успешно реализуется Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области». В 2009 году Липецкий областной Совет депутатов провел мониторинг его исполнения.

Реализация в области значительного числа программных мероприятий профилактической направленности в отношении несовершеннолетних, трехлетняя практика подготовки и утверждения доклада «О положении детей в Липецкой области», внедрение ювенальных технологий, формирование системы информационного обмена между субъектами системы профилактики, ведение базы данных в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, подтвердили реальность его исполнения.

Значительно увеличился круг лиц, задействованных в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Активное содействие реализации Закона области о профилактике оказывают судебные органы, органы прокуратуры, органы местного самоуправления.

По результатам мониторинга был проведен «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы реализации Закона Липецкой области « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области», выработаны рекомендации в адрес 33 исполнителей по повышению эффективности его реализации.

Введение Законом Липецкой области от 17 июля 2006 года № 312-ОЗ « О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях» в отсутствие федерального законодательства административной ответственности за допущение нахождения ребенка, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, позволило сократить количество преступлений, в которых права и законные интересы детей выступали объектом посягательств.

В целях создания правовой основы деятельности по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, был принят Закон Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних».

Основной целью данного закона является создание условий для привлечения широких кругов общественности к решению вопросов социального сиротства, предотвращению безнадзорности и беспризорности среди подростков, а также снижению детской преступности. Его принятие направлено на закрепление механизма привлечения представителей гражданского общества для оказания содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию подростков, формирования у них навыков здорового образа жизни, их реабилитации и адаптации. В законе определены основные задачи института общественных воспитателей несовершеннолетних, права и обязанности общественных воспитателей, категории несовершеннолетних, в отношении которых закрепляются общественные воспитатели.

Создание и развитие института общественных воспитателей в Липецкой области будет способствовать повышению уровня профилактической работы по предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, искоренению социального сиротства. Участие представителей общественности в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных и судебных органов создаст дополнительные гарантии соблюдения прав ребенка и позволит более эффективно использовать ювенальные технологии.

Привлечение общественных воспитателей обеспечит индивидуальное
сопровождение детей, проживающих в социально неблагополучных
семьях. Работа общественных воспитателей будет способствовать
улучшению качества взаимодействия с семьей, оздоровлению семейной
обстановки, предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних.

Формирование и применение законодательной базы Липецкой области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проявляется в позитивном изменении динамики подростковой преступности. За последние 5 лет (с 2006 года по 2010 год) число преступлений, совершенных несовершеннолетними снизилось на 47,5 % (с 745 до 391), количество участников преступлений - на 53,1 % (с 721 до 338); на 18,2 % (с 798 до 653) уменьшилось количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. В 2010 году количество несовершеннолетних участников уголовно-наказуемых деяний, ранее совершивших преступления, снизилось на 30,4 % (со 135 до 94), ранее судимых - на 43,3% (с 60 до 34).

Законом Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 379-ОЗ « О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области, касающихся защиты прав ребенка в Липецкой области» в аппарате Уполномоченного по правам человека в Липецкой области выделена должность Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области.

К полномочиям Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области отнесено участие в проведении мониторинга соблюдения законных прав и интересов ребенка, рассмотрение жалоб о нарушениях законных прав и интересов ребенка, подготовка информации о соблюдении законных прав и интересов ребенка в ежегодный доклад Уполномоченного, принятие участия в рассмотрении вопросов, разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов области, связанных с защитой прав и интересов ребенка.

В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации были приняты Закон Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ « О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма » и Закон Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ». С принятием указанных областных законов в сфере предоставления жилья лицам из числа детей-сирот наметилась положительная динамика.

В 2010 году для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот было затрачено около 39,390 млн. рублей денежных средств областного и федерального бюджетов, на которые приобретено 49 жилых помещений. Для сравнения за период с 2000 года до 2009 года за счет средств областного и федерального бюджетов было приобретено 115 жилых помещений на общую сумму 71,2 млн. рублей.

В целях разрешения проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется принятие федеральной целевой программы.

Законом Липецкой области от 31 декабря 2009 года № 343-ОЗ « О внесении изменений в Закон Липецкой области «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области » установлены дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на полном государственном обеспечении в учреждениях государственной поддержки детства, по возмещению им расходов, связанных с посещением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий в сумме 300 рублей в месяц.

Общественные отношения, связанные с осуществлением молодежной политики в Липецкой области, урегулированы Законом Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 377-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области». В качестве отдельных направлений молодежной политики выделены такие, как патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений и негативных проявлений в молодежной среде, поддержка молодых граждан в сфере образования, инноваций, поддержка одаренной и талантливой молодежи, трудовое воспитание и содействие предпринимательской деятельности молодых граждан, поддержка молодых семей.

Предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в форме субсидирования социально значимых проектов молодежных и детских общественных объединений, размещения на конкурсной основе государственного заказа, организации подготовки и повышения квалификации представителей молодежных и детских общественных объединений, их информирования о проводимых мероприятиях в сфере молодежной политики.

В целях обеспечения участия молодых граждан и молодежных общественных объединений в решении актуальных вопросов молодежной политики, а также обсуждения ежегодного доклада о состоянии и развитии молодежной политики предусмотрено ежегодное проведение Форума молодежи Липецкой области.

Для повышения эффективности работы с молодежью установлена возможность создания совещательных, консультативных и экспертных органов по работе с молодежью при органах государственной власти области, органах местного самоуправления. Созданный в 2005 году при областном Совете депутатов Молодежный парламент Липецкой области стал важным механизмом продвижения социальных инициатив, действенным связующим звеном между властью и молодежью, позволил вести активную работу по обеспечению участия молодых граждан в реализации молодежной политики. Его полномочия, порядок формирования и деятельности определены Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 года № 1388-пс «О Положении о Молодежном парламенте Липецкой области».

Все нормативные правовые акты, затрагивающие интересы молодежи, предварительно рассматриваются молодыми парламентариями .

В поле интересов Молодежного парламента находятся вопросы образования, трудоустройства молодежи, участия в развитии малого и среднего бизнеса, экологической безопасности, проблемы молодежи с ограниченными возможностями и другие.

Рекомендации, принимаемые на его заседаниях, направляются в органы власти, представителям бизнеса и общественности, учитываются при принятии ими решений.

В целях расширения представительства от различных категорий молодежи была изменена система формирования Молодежного парламента второго созыва. В ноябре 2010 года он был сформирован по смешанной системе. 40 человек делегировали в парламент муниципалитеты. Половина из них избраны на районных и городских форумах молодежи, половина являются председателями муниципальных Молодежных парламентов. Три представителя направили региональные отделения политических партий, представленные в областном Совете депутатов.

2.Правовое закрепление механизмов взаимодействия общественности и органов государственной власти Липецкой области. Социальные инновации в деятельности Липецкого областного Совета депутатов.

Основные формы взаимодействия органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями, зарегистрированными на территории Липецкой области, установлены Законом Липецкой области от 09 декабря 2010 года № 451-ОЗ « О взаимодействии органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями».

Законом определены основные направления взаимодействия с некоммерческими организациями области, предусмотрено формирование реестра некоммерческих организаций - участников областных целевых программ и формы государственной поддержки некоммерческих организаций, установлены нормы, касающиеся проведения Липецкого регионального гражданского форума.

Взаимодействие Липецкого областного Совета депутатов с институтами гражданского общества основано на использовании социальных инноваций. В качестве социальной инновации можно считать создание при областном Совете депутатов Общественного совета. Общественный совет создан как экспертная и презентационная площадка для инновационных социальных программ, проектов и технологий региона, муниципальных образований, обмена мнениями и опытом различных экспертных групп, занимающихся социальной проблематикой. Целью деятельности Общественного совета является содействие становлению гражданского общества и его институтов, согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, реализация гражданских инициатив и формирование общественного мнения по наиболее важным вопросам экономического и социального развития Липецкой области, выявление и участие в разрешении социальных потребностей общества.

Это дополнительный механизм взаимодействия с институтами гражданского общества и установления «обратной связи». Используя новую структуру, депутаты Липецкого областного Совета привлекают к законотворческой деятельности более широкий круг людей: ученых, экономистов, юристов, социологов, психологов и студентов.

Региональными особенностями создания Общественного совета, в качестве консультативно-совещательной структуры, являются:

  • наличие 22 критериев эффективности деятельности Общественного совета, что позволяет повысить эффективность работы данной структуры, а также объективно оценить ее работу;
  • возможность каждым членом Общественного совета создания временных рабочих групп для изучения и анализа широкого круга вопросов, в состав которых могут входить лица, не входящие в его состав, что позволяет расширить круг экспертов, участвующих в работе данного органа;
  • осуществление его деятельности под руководством председателя Липецкого областного Совета депутатов, что позволяет более эффективно использовать результаты работы Общественного совета;
  • широкий спектр вопросов относящихся к предмету изучения членами Общественного совета, что позволяет наиболее плодотворно использовать потенциал каждого.

Еще одним нововведением в работе Липецкого областного Совета депутатов на протяжении трех последних лет является проведение деловых игр среди студентов юридических факультетов на знание законодательства. Задания данных игр основаны на знании нормативных правовых актов. Ребятам приходится не только изучить необходимые законы, но и творчески их представить в виде презентации, либо в виде различных сценок. В разное время темами игр становились Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях, Семейный кодекс Российской Федерации, Закон Липецкой области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области», антикоррупционное законодательство и многие другие.

Областная деловая игра «Знать свои права – значит быть гражданином» стала участником Международного студенческого лагеря «Славянское содружество», выставки-презентации молодежных проектов и программ «Сотрудничество молодежи – социальное партнерство – содружество государств», проведенных в июне 2009 года в г. Сочи полномочным представителем Президента Российской Федерации в ЦФО, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, администрацией Курской области.

Данный проект был внесен в «Каталог социально-значимых молодежных проектов и программ» и рекомендован для государственной поддержки в целях дальнейшего развития молодежной политики . В связи с этим Липецкий областной Совет депутатов был отмечен благодарностью за поддержку инновационных социальных проектов в сфере развития правовой культуры молодежи Липецкой области.

Еще одной социальных инноваций Липецкого областного Совета депутатов является постоянное участие в Межрегиональном молодежном конкурсе рекламы «Квадратный апельсин», где в номинации «Социальная реклама» Липецкий областной Совет депутатов выступает в качестве заказчика. Так, в 2009 году темой работ стало иллюстрирование статьи 8.4 «Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время» Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в 2010 году - предупреждение злоупотребления спиртными напитками, на 2011 год запланирована подготовка социальной рекламы по статье 8.10 «Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.

Практика подобного взаимодействия является крайне продуктивной, так как стимулирует молодых граждан региона к творческой активности, а рекламным продуктом является наглядность норм закона, что, в свою очередь, способствует формированию правосознания населения и снижает степень правового нигилизма в обществе.

3.Правовое закрепление благоприятных условий инвестиционного климата.

В течение 9 лет за счет средств областного бюджета оказание государственной поддержки инвесторам, осуществляющим инвестиции в экономику Липецкой области, осуществляется на основании Закона Липецкой области от 25 февраля 1997 года № 59-ОЗ « О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области». Изменение инвестиционной политики Липецкой области находит непосредственное отражение в законодательстве области.

В 2008 году дополнительно была установлена такая форма государственной поддержки как государственная гарантия области по инвестиционным проектам для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений; введены дополнительные условия государственной поддержки, а, именно, фактическое выполнение годовых финансово-экономических показателей бизнес-плана инвестиционного проекта, представленного в конкурсную комиссию, в части следующих показателей: инвестиции, вложенные в проект, по которому предоставлены льготы, выручка от реализации продукции (работ, услуг), налогооблагаемая прибыль, количество созданных рабочих мест, бюджетная эффективность. Невыполнение финансово-экономических показателей бизнес-плана инвестиционного проекта более чем на 10 процентов является основанием для прекращения предоставления государственной поддержки.

В 2009 году для решения задач по поддержке реального сектора экономики была разработана система мер финансового стимулирования организаций регионального значения в условиях кризиса. Приняты Закон Липецкой области от 18 марта 2009 года № 253-ОЗ « О порядке предоставления государственных гарантий Липецкой области по кредитам, привлекаемым организациями регионального значения в условиях кризиса » и Закон Липецкой области от 18 марта 2009 года 252-ОЗ « О порядке предоставления активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области, в обеспечение исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым организациями регионального значения, в условиях кризиса ».

Указанные выше законы создали обеспечительную основу для привлечения предприятиями оборотных средств из банковской системы и тем самым компенсировали нехватку собственных ресурсов, не допустив утрату платежеспособности организациями регионального уровня. В рамках принятых областных законов системообразующим предприятиям были предоставлены государственные гарантии на сумму 370 млн. рублей и активы залогового фонда области в объеме 565 млн. рублей.

В 2010 году в целях дальнейшей поддержки эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции был принят Закон Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 371-ОЗ « О внесении изменений в некоторые законы Липецкой области в связи с увеличением срока действия налоговых льгот по инвестиционным проектам».

Указанным законом для организаций - победителей конкурса инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области от 25 февраля 1997 года № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» с 3 до 5 лет увеличен период предоставления льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, являющегося объектом реконструкции, расширения или технического перевооружения производства, а также созданного или приобретенного в результате осуществления указанных инвестиционных проектов на территории Липецкой области, и период применения пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории Липецкой области.

Увеличение срока предоставления налоговых льгот направлено на повышение эффективности инвестиционных проектов и создание дополнительных условий для технологического обновления основного капитала.

В Липецкой области сформирован залоговый фонд, активы которого используются для привлечения в экономику области дополнительных инвестиций. Использование залогового фонда области регулируется Законом Липецкой области от 29 сентября 2004 года № 127-ОЗ «О залоговом фонде Липецкой области».

На территории Липецкой области более 4 лет действует Закон Липецкой области от 18 августа 2006 года № 316-ОЗ « Об особых экономических зонах регионального уровня». В нем предусмотрены основные типы особых экономических зон регионального уровня (далее - ОЭЗ РУ), условия и порядок их создания и прекращения их существования, формы государственной поддержки участников особых экономических зон регионального уровня.

Данный закон принимался в целях придания ускорения развитию муниципальных образований области, расширения доходной базы бюджетов различного уровня, создания привлекательной инвестиционной среды в муниципальных районах, укрепления и диверсификации экономического потенциала, создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.

В настоящий момент функционирует 4 ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа, одна - агропромышленного, две - туристско-рекреационного, одна - технико-внедренческого.

На конец 2010 года объем привлеченных инвестиций составил более 50 млрд. рублей, создано 2 250 рабочих мест, объем производства и услуг превышает 3 млрд. рублей, налоговые платежи - около 400 млн. рублей.

К участию в особых экономических зонах регионального уровня привлечено 32 участника; предстоит построить более 110 промышленных предприятий, более 200 объектов по обслуживанию туристов, освоить более 50 агропромплощадок.

Создание современной правовой базы для инвестиционной деятельности и ее планомерное применение позволяет Липецкой области в течение 3 лет подряд быть победителем в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, подготавливаемом агентством «Эксперт РА».

4.Правовое регулирование инновационной деятельности на территории Липецкой области.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» в качестве одной из задач выделена разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. С учетом активизации деятельности по переводу экономики области на инновационный путь развития, стимулирования процессов инновационных разработок, в том числе в области нанотехнологий, внесены изменения в подраздел «Создание инновационной инфраструктуры, интегрированной с системой высшего образования» Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 195-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы».В июне 2010 года подписан Протокол о взаимодействии в создании индустрии нанотехнологий между администрацией Липецкой области и Государственной корпорацией «Ростехнологии».

В августе 2010 года в целях привлечения и внедрения научных разработок на предприятиях особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» было подписано трехстороннее соглашение о взаимном сотрудничестве между ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк», Липецким государственным техническим университетом и Воронежским государственным техническим университетом.

В сентябре 2010 года авторы проектов липецкой делегации «Технология создания специализированного средового дизайна и пособий, используемых для слабовидящих инвалидов, в учебных и медицинских учреждениях, в архитектуре и строительстве» и «Водородная технология переработки промышленных отходов» были отмечены соответственно золотой и серебряной медалями на X Московском международном салоне инноваций и инвестиций, организованном Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Москвы при поддержке комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и наукоемким технологиям.

В декабре 2010 года постановлением администрации Липецкой области на территории городского округа город Липецк создана особая экономическая зона регионального уровня технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс» .

В числе проектов, предлагаемых для реализации в указанной зоне, производство высокоэффективных сенсоров на основе наноструктурированных полимерных и белковых пленок, а также создание высококачественных дорожно-строительных, огнестойких и теплоизоляционных материалов с модифицированными наночастицами.

В целях создания правовой основы разработки и реализации на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий принят Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года № 425-ОЗ «Об инновационной деятельности в Липецкой области». В законе определены задачи, принципы и источники финансирования инновационной деятельности, установлен порядок формирования реестра инновационных проектов и формы государственной поддержки инновационной деятельности, в частности, предоставление государственных гарантий области при реализации инновационных проектов;

предоставление льгот по арендной плате за пользование зданиями, строениями, помещениями, находящимися в собственности области;

предоставление субсидий на развитие инновационной деятельности;

предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством области о налогах и сборах;

оказание содействия инициаторам инновационных проектов в привлечении инвесторов;

информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности, чьи проекты включены в областной реестр инновационных проектов.

Для оценки и определения перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности области предусмотрено проведение мониторинга инновационной деятельности.

5. Правовой мониторинг на территории Липецкой области.

Цели, задачи и порядок проведения мониторинга нормативных правовых актов Липецкой области урегулированы Законом Липецкой области от 05 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области».

На основании указанного закона проведен мониторинг реализации Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области», подготовлено и утверждено три доклада Липецкого областного Совета депутатов «О состоянии законодательства Липецкой области».

Второй доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2008 год «О состоянии законодательства» в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики» получил высокую оценку. Липецкому областному Совету депутатов вручен диплом-признание как победителю III Всероссийского конкурса исследовательских работ и конкурса на лучшие нормативные правовые акты или концептуальное обеспечение мониторинга законодательства, проводимого Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

о итогам обобщения накопленного в ходе мониторинга информационно-аналитического материала Липецким областным Советом депутатов был издано научно-практическое пособие Комментарий к Закону Липецкой области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области».

В Липецкой области проведение правового мониторинга является составляющим элементом законотворческого процесса, позволяющим осуществлять объективную оценку качества и результативности деятельности законодательного органа.

В 2009 году Липецкий областной Совет депутатов как создатель системы мониторинга права в Российской Федерации был удостоен диплома-признания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за авторский вклад в совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

Указанные направления законотворчества выделены с учетом опережающего нормативно-правового регулирования соответствующих сфер общественных отношений в Липецкой области и не охватывают всех законов Липецкой области, принятых в рамках реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий.

6.Взаимоотношения с федеральными органами государственной власти

В 2009 - 2010 годах Липецким областным Советом депутатов были внесены в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 6 проектов федеральных законов:

№ 178222-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в части создания особых экономических зон регионального уровня);

№ 226527-5 «О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства в целях развития застроенных территорий);

№ 226535-5 «О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об установлении перечня документов, на основании которого физические и юридические лица будут признаваться налогоплательщиками земельного налога);

№ 288951-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» (в части уточнения понятия «лотерейное оборудование» и требований к проведению лотерей);

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения азартных игр);

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования потребления атмосферного воздуха).

Рассмотрение внесенных Липецким областным Советом депутатов проектов федеральных законов в среднем занимало около 7 месяцев.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не рассматривался и был возвращен на основании пункта 2 статьи 110 Регламента Государственной Думы в связи с принятием в первом чтении 09.04.2008 года проекта федерального закона № 480013-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного Правительством Российской Федерации.

Указанным законопроектом вносились изменения, в том числе, в статью 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность за нарушение установленного порядка организации и проведения азартных игр.

4 проекта федеральных законов было отклонено:

№ 178222-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Постановление Государственной Думы от 14.10.2009 г. № 2633-5 ГД);

№ 226527-5 «О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации» (Постановление Государственной Думы от 12.02.2010 г. № 3208-5 ГД);

№ 226535-5 «О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Постановление Государственной Думы от 09.04.2010 г. № 3482-5 ГД);

№ 288951-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» (Постановление Государственной Думы от 26.03.2010 г. № 3429-5 ГД).

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный на основании Постановления Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2010 года № 1521-пс, находится на рассмотрении.

Анализ содержания заключений Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, официальных отзывов Правительства Российской Федерации и заключений комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по внесенным Липецким областным Советом депутатов проектам федеральных законов свидетельствует о том, что при осуществлении права законодательной инициативы следует более активно использовать механизмы предварительного согласования, в частности, институт обращения в Ассамблею российских законодателей при Государственной Думе на предмет предварительной правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.