Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"

10.Москва (Московская городская Дума)

На современном этапе для Москвы, как и для всей страны, основным долгосрочным ориентиром служит концепция развития России до 2020 года, главной целью которой является создание достойного уровня жизни населения. В 2010 году основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий органов государственной власти Москвы являлись поддержка гарантированной социальной стабильности и полноценной социальной защиты населения, выражавшиеся в совершенствовании механизмов обеспечения занятости населения и повышении эффективности реализуемых социальных программ; создании условий для стимулирования устойчивости наметившихся положительных тенденций в экономике и инновационной активности.

В посткризисный период обеспечение достойного уровня жизни населения столицы остается стратегической целью государственной политики органов государственной власти города Москвы.

Законы, принятые Московской городской Думой в 2010 году, направлены на реализацию проводимого в Российской Федерации и городе Москве реформирования административной, жилищной, социальной сфер и местного самоуправления.

Всего Московской городской Думой в 2010 году принято 55 законов города Москвы. Распределение количества принятых законов по субъектам права законодательной инициативы представлено в таблице и на диаграмме 1.

Таблица

Сведения о принятых в 2010 году законах города Москвы по субъектам права законодательной инициативы
(по состоянию на 1 января 2011 года)

п/п

Субъекты права законодательной инициативы

Принято законов города Москвы

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Всего

8

23

8

16

55


в том числе из внесенных:






1.

Мэром Москвы

4

19

6

12

41

2.

депутатами



1

1

2

3.

комиссиями

2

4

1

2

9

4.

фракциями

1



1

2

5.

Прокурором города Москвы

1




1


Диаграмма 1

Принято 55 законов, в том числе внесенных:

Распределение количества принятых законов города Москвы в 2010 году по предметам ведения представлено на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Распределение количества принятых законов города Москвы по предметам

В Московской городской Думе функционирует система правового мониторинга, которая обеспечивает своевременное внесение и оперативное принятие необходимых законов, содействует повышению качества законодательства и правоприменительной практики.

Положение о правовом мониторинге закреплено Законом города Москвы от 8 июля 2009 года №25 «О правовых актах города Москвы», содержащим нормы о его проведении. Правовой мониторинг определяется как систематический анализ и оценка реализации правовых актов, состояния отдельных сфер правового регулирования в городе Москве, который осуществляется государственными органами города Москвы с привлечением общественных объединений, научных организаций, граждан путем проведения экспертиз правовых актов, аналитического обобщения данных правоприменительной и судебной практики о действии правовых актов; проведения опроса общественного мнения по поводу действия правовых актов их относительно необходимых и избыточных положений; аналитического обобщения обращений физических лиц и их объединений в государственные органы города Москвы по вопросам, затрагивающим действие правовых актов; путем обмена между государственными органами города Москвы информацией о действии правовых актов.

Первые шаги по мониторингу законодательства были предприняты уже в 2005 году, когда в Аппарате Московской городской Думы приступили к работе по налаживанию «обратной связи» с избирателями через официальный сайт Думы, стали составляться «паспорта законов города Москвы», содержащие сведения о принятии законов, их официальном опубликовании, вступлении в силу, поступивших в Московскую городскую Думу актах реагирования Прокуратуры города Москвы, заключениях органов юстиции, практике рассмотрения законов в судах, а также сведения о практике применения законов города Москвы.

Начиная с 2007 года результатом работы по мониторингу городского законодательства является подготовка ежегодных докладов Думы о состоянии законодательства города Москвы. Возрастающая роль правового мониторинга, необходимость повышения его качества потребовали совершенствования работы над докладами. Поэтому доклад о состоянии законодательства города Москвы за 2010 год использует принципиально новый для Думы подход. В нем сделана попытка перевести процесс мониторинга законодательства и правоприменительной практики на качественно новый уровень, уделив значительно больше внимания проблемам, существующим в городе, и возможным способам их законодательного решения.

Статус Москвы как столицы Российской Федерации, финансового и политического центра, крупнейшего мегаполиса страны, не может не влиять на условия жизни ее населения, специфику городского хозяйства, основной чертой которого является сложное переплетение многочисленных проблем .

К числу таких проблем Мэр Москвы С.С.Собянин относит: низкую инвестиционную привлекательность города, требующую пересмотра административных процедур, бюджетной политики, повышения эффективности использования имущества города, развития малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных отраслей, внедрения инноваций; необходимость сделать социальную политику более гибкой, адресной, более эффективной, активно привлекать общественность и волонтеров для решения общегородских социальных задач, взаимодействовать с организациями инвалидов. Кроме того, особого внимания требуют проведение эффективной градостроительной политики, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, а также транспортной системы города.

Проработки требуют и другие приоритетные для города задачи. Прежде всего, это развитие транспортной системы города.

Также заслуживают внимания вопросы благоустройства города, формирования комфортной среды жизни, работы и отдыха, что, безусловно, требует реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, развития зон отдыха, улучшения экологической обстановки в городе, обеспечения доступности для жителей города спортивных и физкультурных центров и площадок. При этом особое внимание во всех сферах должно уделяться детям – начиная от повышения доступности для них медицинских услуг, привлечения их в спортивные секции, организации различных образовательных кружков и иных форм досуговой работы, и заканчивая созданием системы гибких форм устройства детей (детских садов, групп кратковременного пребывания, семейных детских садов, мини детских садов и т.д.).

Достижение всех этих задач невозможно без комплексного реформирования административной системы города, включая меры по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», повышения эффективности программы «Электронная Москва», приоритетами которой должны стать переход на предоставление в электронном виде наиболее востребованных государственных услуг населению, обеспечение он-лайн взаимодействия между различными городскими органами власти и учреждениями, создание единой геоинформаицонной системы, обеспечивающей аналитическое сопровождение при принятии управленческих решений, максимальное вовлечение граждан в процесс управления городом.

Другим не менее важным инструментом достижения поставленных задач должно стать реформирование бюджетной системы города, в результате которого большая часть средств бюджета должна быть распределена по крупным долгосрочным программам, а сами программы - содержать четкие целевые показатели и сроки решения поставленных задач.

Уже в I квартале 2011 года на рассмотрение Московской городской Думы будет внесен ряд законопроектов, направленных на решение указанных проблем: «О потребительской корзине в городе Москве», «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области образования», «О государственной социальной помощи жителям города Москвы», «О внесении изменений в Закон города Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в городе Москве», «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области гарантий прав детей», «О парковочной деятельности», «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с совершенствованием организации транспортной системы и дорожного движения», «Об универсальной электронной карте жителя города Москвы», «О региональных нормативах градостроительного проектирования в городе Москве (нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве)», «О научно-технической политике в городе Москве».

Тем самым законодательство города Москвы получит дальнейшее развитие в целях обеспечения социальной стабильности, устойчивой модернизации всех сфер жизни города, создания благоприятных условий для жизни москвичей.