Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"

11.Московская область (Московская областная Дума)

В 2010 году Московской областной Думой проведено 37 заседаний. На заседаниях Думы рассмотрено 842 вопроса, принято 299 решений и 508 постановлений,

1. Законодательство Московской области об основных демократических институтах развития государства и общества

В 2010 году дважды вносились изменения в Устав Московской области в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 261 Федерального закона «О политических партиях». В том числе установлено, что Московская областная Дума нового созыва собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. С 14 до 10 дней уменьшен срок рассмотрения Московской областной Думой представленной (внесенной повторно) Президентом Российской Федерации кандидатуры Губернатора Московской области. Изменены сроки вступления в должность Губернатора Московской области.

Дополнительно определены случаи, в которых Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности Губернатора Московской области; внесены поправки в части принесения присяги Губернатором Московской области и возложения обязанностей Губернатора Московской области в случае его временного отсутствия на период отпуска, болезни, командировки; внесены изменения в части представления и рассмотрения ежегодных отчетов Губернатора Московской области о результатах деятельности Правительства Московской области. (Закон Московской области № 55/2010-ОЗ).

В связи с вступлением в силу Закона Московской области № 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области» и уточнением перечня государственных должностей Московской области (пункт 2 статьи 30 Устава Московской области), а также наделением Контрольно-счетной палаты Московской области правом законодательной инициативы в Московской областной Думе. (Закон Московской области № 151/2010-ОЗ).

1.1. Законодательство об органах государственной власти Московской области

В соответствии с Законом Московской области № 38/2010-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О статусе депутата Московской областной Думы» статья об ограничениях, связанных с депутатской деятельностью, дополнена положением, согласно которому депутат Думы ежегодно представляет сведения о полученных им доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Губернатором Московской области. Признаны утратившими силу законы Московской области, регулирующие порядок отзыва депутата Московской областной Думы. (Закон Московской области № 152/2010-ОЗ).

Внесены изменения в Закон Московской области № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области». В соответствии с изменившимся федеральным законодательством полномочия Правительства Московской области дополнены полномочиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, полномочиями по организации производства и распространения социальной рекламы для нужд области, размещению государственных заказов на производство и распространение социальной рекламы. Изменены полномочия Правительства Московской области в сфере охраны окружающей среды, природопользования и землепользования, в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в сфере обращения лекарственных средств. (законы Московской области № 14/2010-ОЗ, № 90/2010-ОЗ, № 101/2010-ОЗ).

Принят Закон Московской области № 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области». Контрольно-счетная палата Московской области является преемницей Контрольно-счетной палаты Московской областной Думы, которая была создана еще в 1994 году и успешно осуществляла контроль за использованием средств бюджета Московской области. Создание Контрольно-счетной палаты Московской области служит дальнейшему усилению финансового контроля за расходованием бюджетных средств в Московской области. В Законе определены формы и виды контрольных мероприятий, отчетность Контрольно-счетной палаты Московской области, организация ее работы. Для обеспечения координации деятельности Контрольно-счетной палаты, образуется коллегиальный совещательный орган – Коллегия Контрольно-счетной палаты.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принят Закон Московской области № 8/2010-ОЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Московской области». Закон детализирует предусмотренную федеральным законодательством возможность обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти Московской области посредством средств массовой информации и сети Интернет.

Законом Московской области № 57/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах по противодействию коррупции в Московской области» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» изменено наименование Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

С целью всестороннего и объективного информирования телезрителей и радиослушателей о деятельности партий, представленных в Думе, принят Закон Московской области № 77/2010-ОЗ «О гарантиях равного освещения деятельности партий, представленных в Московской областной Думе, государственными телеканалом и радиоканалом Московской области».

1.2. Законодательство о выборах, референдуме и других формах непосредственной демократии в Московской области

В 2010 году особое внимание уделялось приведению областного избирательного законодательства в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством. Принято 7 законов о внесении изменений в законы Московской области, в том числе:

«О местном референдуме в Московской области»;

«Об Избирательной комиссии Московской области»;

«О муниципальных выборах в Московской области»,

«О выборах депутатов Московской областной Думы».

В соответствии с законами Московской о внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере избирательного законодательства с четырёх до пяти лет увеличен срок полномочий избирательных комиссий всех уровней, изменен порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований, уточнён порядок досрочного голосования, установлены дополнительные гарантии обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума, а за избирательными объединениями законодательно закреплено право выдвижения кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.

В результате совместной работы Московской областной Думы и Избирательной комиссии Московской области принят Закон Московской области № 66/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», который уточняет порядок определения результатов выборов по одномандатному или единому избирательному округу, а также по многомандатным избирательным избирательным округам. Согласно изменениям, в случае если кандидаты набрали наибольшее равное количество голосов избирателей, избранным считается кандидат, уведомивший избирательную комиссию о своем выдвижении ранее.

Закон Московской области № 40/2010-ОЗ «О Московском областном молодежном парламенте» принят в развитие Закона Московской области № 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области» и создает правовые основания для деятельности при Московской областной Думе Московского областного молодежного парламента как постоянно действующего общественного совещательного и консультативного органа представителей молодежи Московской области. Целью создания молодежного парламента является вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества и содействие формированию осознанной и активной гражданской позиции.

1.3. Законодательство об административно-территориальном
устройстве Московской области

В законодательство об административно-территориальном устройстве Московской области в 2010 году внесены важные изменения. В результате достигнуто полное соответствие административно-территориального деления Московской области и территориальной организации местного самоуправления в Московской области. Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» приведен в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.

Учитывая, что в Московской области уже приняты законы, установившие границы и административные центры муниципальных образований – сельских поселений, Законом Московской области № 88/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» установлено, что эти же административные центры будут являться и центрами территориальных единиц – сельских поселений в административно-территориальном делении Московской области.

С целью устранения неопределенности правового положения 1190 сельских населенных пунктов, которые законами Московской области о статусе и границах муниципальных образований включены в границы соответствующих городских округов или городских поселений, то есть, исключены из состава территории муниципальных районов, вводится новое понятие «административная территория».

В новой редакции изложен пункт 4 статьи 4 (Система административно-территориальных единиц Московской области), при этом наименования «Балашихинский» и «Домодедовский» исключены из перечня районов Московской области, учитывая, что Балашиха и Домодедово в результате проводимых реформ по сути стали городами областного подчинения (аналогично всем другим городским округам Московской области).

Таким образом, систему административно-территориальных единиц Московской области составляют 36 районов, 33 города областного подчинения, 5 закрытых административно-территориальных образований.

1.4. Законодательство о местном самоуправлении в Московской области

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2010 году продолжена работа по внесению изменений в законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области с целью описания и утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации.

Принято 25 законов Московской области об изменении границ муниципальных образований.

В целях организации предоставления на территории городского округа Звездный городок общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования, а также для создания условий по обеспечению жителей городского округа услугами торговли принят Закон Московской области № 68/2010-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Щелковским муниципальным районом Московской области и вновь образованным закрытым административно-территориальным образованием городским округом Звездный городок Московской области».

В связи с уточнением информации и необходимостью исправления технических ошибок, выявленных в ходе проведения инвентаризации имущества, переданного в собственность поселениям, внесены изменения в 5 законов Московской области о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными поселениями, входящими в их состав.

Закон Московской области № 180/2010-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Московской области» разработан в целях совершенствования механизма взаимодействия органов государственной власти Московской области и Совета муниципальных образований Московской области.

Законом определяются полномочия органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Московской области», устанавливаются принципы, формы и способы осуществления такого взаимодействия по различным направлениям деятельности — правовому, организационно-методическому, информационному и другим.

Принятие Закона позволит муниципальному сообществу совместно с областными органами государственной власти осуществлять единую политику в сфере местного самоуправления на территории Московской области.

Законы, регулирующие взаимодействие между органами государственной власти и Совета муниципальных образований, приняты более чем в 15 субъектах Российской Федерации.

1.5. Законодательство о государственной и муниципальной службе
в Московской области

В 2010 году была продолжена работа по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам государственной гражданской и муниципальной службы. Принято 11 законов Московской области в этой сфере деятельности. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации о порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, внесены необходимые изменения в областные законы. Губернатор Московской области законодательно наделен полномочиями по установлению порядка осуществления этих проверок. (Закон Московской области № 23/2010-ОЗ).

С целью повышения социальной защищенности государственных и муниципальных служащих внесены изменения в законы Московской области о пенсии за выслугу лет. С 1 января 2010 года расчет этой пенсии производится с учетом не только должностного оклада, но и надбавки за выслугу лет (Законы Московской области № 21/2010-ОЗ, № 115/2010-ОЗ).

Кроме гарантий, предусмотренных Федеральным законом и Трудовым кодексом Российской Федерации, муниципальному служащему дополнительно выплачивается средняя месячная заработная плата по замещаемой должности при увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением численности или штата. (Закон Московской области № 103/2010-ОЗ).

Внесены соответствующие изменения в целях реализации положений Закона Московской области № 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области». (Закон Московской области № 157/2010-ОЗ).

Исключено точное определение предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет), по достижении которого государственные гражданские служащие Московской области, уволенные с государственной гражданской службы Московской области, получают право на пенсию за выслугу лет. (Закон Московской области № 181/2010-ОЗ).

2. Законодательство Московской области в сфере социальной политики

Законодательство о социальной защите населения

Величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области на соответствующий финансовый год устанавливается ежегодно законом Московской области и доводится до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

В соответствии с Законом Московской области 125/2010-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2011 год в целях установления социальной доплаты к пенсии»
величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2011 год установлена на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и составляет 4 932 рубля. В 2010 году величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области составляла 4 774 рубля.

Закон Московской области № 160/2010-ОЗ «О потребительской корзине в Московской области в 2011–2012 годах и «О внесении изменения в Закон Московской области «О потребительской корзине в Московской области» принят в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет.

В связи с тем, что объемы потребления товаров и услуг остались без изменений, потребительская корзина в Московской области принимается на 2011–2012 годы без изменений, как и в целом по Российской Федерации.

В целях реализации государственной политики по усилению адресности социальной помощи населению и повышению уровня социальной защищенности малообеспеченных граждан Подмосковья в Закон Московской области № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» внесены следующие изменения:

с 1 апреля 2010 года инвалидам Великой Отечественной, установлена ежемесячная доплата к пенсии для доведения ее размера с учетом повышений, компенсаций и надбавок до 10000 рублей (ранее - 7000 рублей). (Закон Московской области № 41/2010-ОЗ);

инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеющим место жительства в Московской области с 1 мая 2010 года установлена ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения и 50% стоимости коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления в дополнение к аналогичным мерам социальной поддержки, установленным на федеральном уровне (50%). (Закон Московской области № 48/2010-ОЗ);

внесены изменения в положения Закона, устанавливающие ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц, ветеранов Великой Отечественной войны, а также некоторых других категорий граждан, в связи с обращениями граждан о том, что при отсутствии центральной системы отопления в занимаемом ими жилом помещении и использования в этом случае в отопительной системе электрического отопительного котла, нарушается право граждан на получение льгот по оплате за отопление, предоставленное им федеральным законодательством. (Закон Московской области № 106/2010-ОЗ);

усилена социальная поддержка вдов (вдовцов) летчиков-испытателей, членов экипажей самолетов и парашютистов-испытателей, погибших при испытаниях авиационной техники, не вступивших в повторный брак. С 1 октября 2010 года предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата вдовам летчиков-испытателей в размере 7500 рублей без учета их дохода. Ранее выплата составляла 5500 рублей. (Закон Московской области № 132/2010-ОЗ);

увеличены размеры ежемесячных денежных выплат ряду льготных категорий граждан (индексация на 1,01):

- ежемесячных денежных выплат следующим категориям граждан:

ветеранам труда и ветеранам военной службы, с 133 руб. до 135 руб.;

труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, с 82 руб. до 83 руб.;

гражданам, не отмеченным государственными или ведомственными наградами, имеющим трудовой стаж 50 лет и более, с 911 руб. до 920 руб.;

лицам, награжденным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», с 324 руб. до 327 руб.;

- ежемесячных денежных выплат в случае отказа в 2011 году от бесплатного проезда по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам Московской области (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности):

ветеранам труда и ветеранам военной службы, с 407 руб. до 411 руб.; труженикам тыла, с 406 руб. до 410 руб.;

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, с 486 руб. до 491 руб.

Всего индексация затронет около 800 тысяч человек. Средства на указанные цели предусмотрены в бюджете Московской области на 2011 год.

В целях реализации государственной политики по усилению адресности социальной помощи населению и повышению уровня социальной защищенности малообеспеченных граждан Подмосковья в Закон Московской области № 36/2006-ОЗ « «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» внесены следующие изменения:

с 1 апреля 2010 года инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), устанавливается ежемесячная доплата к пенсии для доведения ее размера с учетом повышений, компенсаций и надбавок до 10000 рублей (ранее - 7000 рублей).;

инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеющим место жительства в Московской области с 1 мая 2010 года установлена ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения и 50 процентов стоимости коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления в дополнение к аналогичным мерам социальной поддержки, установленным на федеральном уровне (50 процентов). (Закон Московской области № 48/2010-ОЗ );

внесены изменения в положения Закона, устанавливающие ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц, ветеранов Великой Отечественной войны, а также некоторых других категорий граждан, в связи с обращениями граждан о том, что при отсутствии центральной системы отопления в занимаемом ими жилом помещении и использования в этом случае в отопительной системе электрического отопительного котла, нарушается право граждан на получение льгот по оплате за отопление, предоставленное им федеральным законодательством. (Закон Московской области № 106/2010-ОЗ).

Закон Московской области № 108/2010-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году» направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, а также определяет порядок и условия, виды и размеры возмещения ущерба и предоставления им мер социальной поддержки.

В связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, с целью обеспечения ветеранов войны жильем и предоставления им дополнительных мер социальной поддержки был разработан и принят ряд законов Московской области. В соответствии с Законом Московской области № 44/2010-ОЗ « О предоставлении права бесплатного проезда ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим за пределами Московской области» ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Российской Федерации и странах СНГ, и сопровождающим их лицам ежегодно, в период с 1 по 12 мая (включительно), предоставляется право бесплатного проезда по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, троллейбус, трамвай, кроме такси, маршрутного такси).

Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» определено, что право улучшить (один раз) свои жилищные условия за счет средств федерального бюджета имеют все ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, а не только ветераны, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В соответствии с вышеназванным Федеральным законом принят Закон Московской области № 35/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Кроме того, установлено, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны признание их малоимущими не требуется. Перечень категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, дополнен новой категорией - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

В целях усиления социальной поддержки одиноко проживающих пенсионеров из числа ветеранов Великой Отечественной войны и семей из их числа, имеющих место жительства в Московской области принят Закон Московской области № 49/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О размере государственной социальной помощи в Московской области».

С 1 мая 2010 года назначение государственной социальной помощи осуществляется, если среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего ветерана) ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения (ранее 150 процентов). А так же увеличен максимальный размер выплаты государственной социальной помощи до 7000 рублей за календарный год (ранее 6000 рублей).

Особое внимание в 2010 году было уделено совершенствованию системы оказания адресной помощи семье и детям. В Закон Московской области в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» внесены следующие изменения:

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения. (Законы Московской области № 32/2010-ОЗ, №248/2010-ОЗ) ;

установлен льготный проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (за исключением скорых и скоростных поездов повышенной комфортности). (Закон Московской области № 71/2010-ОЗ);

расширена категория получателей мер социальной поддержки по обеспечению отдыхом и (или) оздоровлением детей (частичная или полная компенсацию стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха). (Закон Московской области № 167/2010-ОЗ).

Законодательство в сфере образования, науки, культуры

В сфере образования особое внимание уделялось усилению мер социальной поддержки учащихся и студентов. Принято 6 законов о внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании»:

по оказанию нуждающимся учащимся и студентам единовременной материальной помощи, обеспечения аспирантов и докторантов научной литературой, обеспечению культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися и студентами (Закон Московской области № 42/2010-ОЗ);

установлены льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, обучающихся по очной форме обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, железнодорожным транспортом пригородного сообщения (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Московской области, с 1 января по 15 июня и с 1 сентября по 31 декабря. (Закон Московской области № 59/2010-ОЗ);

предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований, направляемых на финансовую поддержку негосударственных общеобразовательных учреждений путем увеличения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете норматива формирования бюджетных ассигнований по финансовой поддержке негосударственных общеобразовательных учреждений, равного 0,409 до уровня 0,774. (Закон Московской области № 74/2010-ОЗ);

введена новая статья «Воспитание и обучение детей-инвалидов», в соответствии с которой предусматривается воспитание и обучение детей-инвалидов как в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, так и на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по основным общеобразовательным программам с предоставлением средств компьютерной техники, связи и программного обеспечения. (Закон Московской области № 130/2010-ОЗ);

вводится новый тип государственных (муниципальных) учреждений, действующих в сети образовательных учреждений в системе образования в Московской области, - казенное государственное (муниципальное) учреждение.

Исполнительным органам государственной власти Московской области предоставлено право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания не только в муниципальных образовательных учреждениях, но и в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях. (Закон Московской области № 161/2010-ОЗ).

Законом Московской области № 131/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» изменен поправочный коэффициент, применяемый для исчисления объема субвенций в целях формирования фонда оплаты труда муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, являющихся участниками комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Также изменен коэффициент начислений на выплаты по оплате труда.

В связи с необходимостью приведения действующей редакции Закона Московской области «О музеях в Московской области» в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Московской области № 170/2010-ОЗ
«О внесении изменений в Закон Московской области «О музеях в Московской области». Изменения касаются редакционных правок, а также вводят понятие музея как социально-ориентированной не коммерческой организации в форме учреждения.

Законодательство в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Законом Московской области № 9/2010-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О физической культуре и спорте в Московской области» за исполнительными органами государственной власти Московской области закреплено право участвовать в проведении государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

В целях приведения Закона Московской области «О здравоохранении в Московской области» в соответствие федеральному законодательству Внесены следующие изменения:

изменен порядок финансирования программы обеспечения льготных категорий граждан федеральной ответственности лекарственными средствами (ранее федеральные льготники финансировались через фонды обязательного медицинского страхования, а с 2010 года финансирование осуществляется через субвенции из федерального бюджета в бюджет Московской области через Министерство здравоохранения Московской области);

в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации внесено дополнение об участии органов государственной власти Московской области в софинансировании профессиональной подготовки и повышении квалификации медицинских работников муниципальных лечебных учреждений здравоохранения Московской области с целью сохранения действующей системы профессиональной подготовки медицинских кадров муниципальных лечебных учреждений здравоохранения Московской области.

Законодательство о труде и занятости населения

Закон Московской области № 3/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об охране труда в Московской области» принят в соответствии с изменениями федерального законодательства (федеральные законы от 22 июля 2008 года № 157-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 30 декабря
2008 года № 313-ФЗ), связанными в основном с редакционными изменениями ряда статей Трудового кодекса Российской Федерации.

С целью уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки Законом Московской области № 34/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест» в статье 3 изменено название категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет».

Законом Московской области № 133/2010-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О тарифной ставке первого разряда тарифной сетки по оплате труда рабочих государственных учреждений Московской области» с 1 июня 2011 года минимальная тарифная ставка первого разряда тарифной сетки по оплате труда рабочих государственных учреждений Московской области установлена в размере 5060 рублей в месяц (увеличена на 6,5%)

3. Законодательство Московской области о жилище и градостроительной деятельности

Жилищное законодательство

Закон Московской области № 39/2010-ОЗ «О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области» регулирует отношения, связанные с осуществлением исполнительными органами государственной власти Московской области государственного контроля, в том числе регионального государственного контроля, в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, определяет меры по обеспечению соблюдения и предупреждению нарушения требований по содержанию и ремонту внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, а также устанавливает административную ответственность за соответствующие правонарушения в указанной сфере на территории Московской области.

Закон Московской области №84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.

Законом Московской области № 120/2010-ОЗ «О стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области и стандарте стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда в Московской области на 2011 год» устанавливается стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в разрезе муниципальных образований в целях определения расходов бюджета Московской области на предоставление гражданам мер социальной поддержки, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в среднем по Московской области в 2011 году составит 102,74 руб./1 кв. метр общей площади жилья в месяц, темп роста к 2010 году – 113,7% (стандарт 2010 года – 90,34 руб./1 кв. метр общей площади жилья в месяц). Стандарт стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда в Московской области рассчитан, исходя из уточненных Основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года, с применением индекса-дефлятора 105,9% к 2010 году и установлен на 2011 год в размере 1,95 руб./кв. метр общей площади жилья в месяц (стандарт 2010 года –1,84).

Законодательство о градостроительной деятельности

С целью приведения норм действующего законодательства в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Московской области в соответствие нормам федерального законодательства приняты законы Московской области:

№ 28/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области
«Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области».
Закон уточняет понятие «средства размещения информации», отграничивая его от понятия «рекламные конструкции»;

№ 30/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области
«О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».

4. Законодательство Московской области в сфере бюджетной и налоговой политики

Законодательство в сфере бюджетной политики

Принят Закон Московской области № 142/2010-ОЗ «О бюджете Московской области на 2011 год». При формировании бюджета Московской области на 2011 год основной задачей было сохранение достигнутого уровня жизни населения Московской области и его дальнейшее повышение. Профицит - главная особенность бюджета Московской области на 2011 год. Основные параметры бюджета Московской области на 2011 год (с учетом всех внесенных изменений): доходы бюджета – 238,1 млрд. руб. расходы — 228,2 млрд. руб., профицит – 9,8 млрд. рублей. Расходы бюджета Московской области уменьшены по сравнению с 2010 годом на 14 млрд. рублей.

Бюджет сохранил свою социальную направленность , в целом расходы на социально-культурную сферу (с учетом финансовой помощи муниципальным образованиям Московской области) составят более 150 млрд. рублей (более 60%).Все социальные льготы населению Московской области планируется профинансировать в полном объеме. Повысится минимальный размер оплаты труда с 6700 рублей до 7229 рублей. С 1 июня 2011 года на 3,5% увеличится заработная плата работников бюджетной сферы. Педагогам предполагается увеличить объем стимулирующих выплат на 10%. Впервые Московская область профинансирует содержание школьных автобусов, приобретенных по нацпроекту "Образование" за счет средств областного бюджета, а не федерального. 22 млн. рублей будет направлено на дополнительное приобретение школьных автобусов. 50 млн. рублей будет направлено в поселения Московской области на очистку пожарных водоемов.

По размеру бюджета Московской область делит второе-третье место с Санкт-Петербургом, уступая лишь Москве.

Внесение изменений в Закон Московской области № 129/2009-ОЗ
«О бюджете Московской области на 2010 год» было обусловлено следующими причинами:

1. Уточнением средств, подлежащих получению из федерального бюджета, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и уведомлениями.

2. Уточнением средств федерального бюджета, не использованных на 1 января 2010 года и подлежащих к использованию на те же цели в 2010 году.

3. Оптимизацией отдельных расходов во исполнение Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств в условиях финансово-экономического кризиса.

4. Уточнением отдельных межбюджетных трансфертов, передаваемых муниципальным образованиям Московской области, за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области.

5. Необходимостью привлечения бюджетных кредитов бюджетом Московской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Московской области, а также на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).

6. Необходимостью включения в бюджет Московской области расходов на погашение кредиторской задолженности главных распорядителей средств бюджета Московской области за 2009 год.

7. Предоставлением бюджету Московской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Московской области, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации, а также субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

8. Необходимостью увеличения субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области для обеспечения выплаты заработной платы всем учителям в муниципальных образовательных учреждениях и другие.

В результате всех внесенных изменений доходы бюджета Московской области на 2010 год составляют 233,59 млрд. рублей, расходы – 243,21 млрд. рублей. Дефицит бюджета Московской области - 9,61 млрд. рублей. Всего принято 10 законов о внесении изменений в Закон Московской области № 129/2009-ОЗ «О бюджете Московской области на 2010 год».

В соответствии с Законом Московской области № 140/2010-ОЗ «О бюджете Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджет Московского областного фонда обязательного медицинского страхования сбалансирован по доходам и расходам утвержден на 2011 год в сумме 30,6 млрд. рублей, на 2012 год - в сумме 20,6 млрд. рублей, на 2013 год - в сумме 20,7 млрд. рублей.

В 2011 году предполагается направление финансовых средств Фонда на следующие цели:

- выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – 29,26 млрд. рублей;

- финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) — 805,0 млн. рублей);

- расходы на выполнение управленческих функций Фондом – 595 млн. рублей.

Расчетная стоимость Московской областной программы ОМС с учетом расходов на выполнение управленческих функций Фондом составит 33,1 млрд. рублей.

Принят Закон Московской области № 134/2010-ОЗ «О финансовом обеспечении деятельности бюджетных и казенных учреждений Московской области в переходный период», в соответствии с которым существующие государственные учреждения Московской области преобразуются в бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Значительная часть учреждений будет переведена с принципа финансирования по смете расходов из областного бюджета на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет предоставления субсидий из бюджета Московской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием, и на иные цели.

В переходный период финансовое обеспечение деятельности бюджетных и казенных учреждений Московской области продолжит осуществляться на основании бюджетной сметы. Кроме того, бюджетным учреждениям Московской области, являющимся получателями бюджетных средств, предоставлено право использовать на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, добровольные пожертвования и средства от иной приносящей доходы деятельности.

Закон Московской области № 27/2010-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по укреплению материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и физической культуры, образования, культуры и социальной защиты населения на 2010 год» принят в целях установления правовых основ распределения средств, выделенных на финансирование дополнительных мероприятий по укреплению материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и физической культуры, образования, культуры и социальной защиты населения Московской области в 2010 году. Общая сумма распределенных средств составляет 20 млн. рублей и включает 176 мероприятий.

Более половины (53,8 процента) всех средств направлены на социальную защиту населения, в том числе на оказание адресной материальной помощи малоимущим гражданам Московской области, проведение мероприятий по празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а также на проведение мероприятий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам.

Законодательство в сфере налоговой политики

Правоприменительная практика по Закону Московской области
№ 9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области» выявила неопределенность при отнесении вида деятельности налогоплательщиков, претендующих на применение пониженной ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения, к видам деятельности, установленным в Законе.

В связи с этим принят Закон Московской области № 54/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области», дополняющий действующий Закон приложением, в котором уточнена детализация видов экономической деятельности с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 года № 329-ст.

В связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по развитию, безаварийной и бесперебойной эксплуатации газораспределительных сетей Московской области, а также газификации новых территорий и создания производств в зонах инвестиционной активности принят Закон Московской области № 105/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке перечисления в бюджет Московской области части прибыли государственных унитарных предприятий Московской области» . Законом установлено, что в 2010 и 2011 году размер части прибыли государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области, подлежащей зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в бюджет Московской области, и за счет которой финансируются расходы, включенные в тариф на транспортировку природного газа по газораспределительным сетям и специальную надбавку к нему, а также расходы на выполнение предусмотренных постановлениями Правительства Московской области мероприятий по реконструкции и развитию газораспределительной системы Московской области, равняется 0 процентов.

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» дополнен новыми льготными категориями налогоплательщиков, это:

- граждане, жители Московской области, имуществу которых причинен ущерб в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году. Льгота предоставляется в виде освобождения от уплаты транспортного налога за 2009 и 2010 годы, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период. (Закон Московской области № 159/2010-ОЗ);

- негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие деятельность по дополнительному профессиональному образованию, и организации, обеспечивающие функционирование негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность по дополнительному профессиональному образованию. Льготы предоставляются в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.

5. Законодательство Московской области в экономической сфере

Общие вопросы экономического развития Московской области

Приняты законы Московской области, направленные на наращивание экономического потенциала Московской области, стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение благоприятных условий для осуществления и развития предпринимательской деятельности на территории Московской области, в том числе внедрение более эффективных способов поддержки субъектов малого предпринимательства.

Закон Московской области № 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области» регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере развития предпринимательской деятельности в Московской области в соответствии с полномочиями Московской области, определенными федеральным законодательством. В Законе определены задачи развития предпринимательской деятельности в Московской области, установлены цели, формы и условия оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности.

Закон Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области», принятый взамен Закона Московской области «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области», который действовал на протяжении 10 лет фактически в неизменном виде, стал логическим продолжением работы по совершенствованию системы государственного регулирования экономических отношений на территории Московской области, так как инвестиционная политика – это важнейший инструмент воздействия государства на предпринимательскую деятельность.

Законодательство в сфере управления собственностью Московской области

Принято 11 законов Московской области, связанных с установлением порядка управления собственностью Московской области, в том числе:

Закон Московской области № 13/2010-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О собственности Московской области» принят с целью приведения Закона Московской области № 4/2007-ОЗ «О собственности Московской области» в соответствие с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В целях оказания имущественной поддержки социально-ориентированным организациям (некоммерческие организации, осуществляющие в соответствии со своими учредительными документами социальную поддержку и защиту граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, охрану окружающей среды объектов имеющих культурное назначение, благотворительную деятельность и т.д.) принят Закон Московской области № 76/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О собственности Московской области» и в Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области».

Закон Московской области № 60/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области» расширяет сферу полномочий государственного унитарного предприятия, находящегося в процессе приватизации, по распоряжению закрепленным за ним имуществом и устанавливает, что со дня вступления в силу закона Московской области, которым был утвержден прогнозный план приватизации, и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия, или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества, унитарное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним движимым имуществом только с согласия органа, уполномоченного Правительством Московской области на выполнение функций по приватизации областной собственности.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом Московской области № 91/2010-ОЗ «Об установлении базовой ставки арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области, на 2011 год» размер базовой ставки годовой арендной платы за 1 кв. метр зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области, на 2011 год установлен размере 1500 рублей, то есть сохранен на уровне 2010 года. Повышение базовой ставки арендной платы на 2011 год экономически нецелесообразно, учитывая значительное сокращение количества заключаемых договоров аренды.

Законодательство в сфере промышленности

В связи с принятием ряда нормативных правовых актов на федеральном уровне в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Закон Московской области № 97/2010-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области». В Законе определены основные направления проведения государственной политики Московской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также полномочия органов государственной власти Московской области в данной сфере деятельности.

Законодательство в сфере транспорта

Закон Московской области № 18/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» принят в целях обеспечения реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который предусматривает осуществление регионального государственного контроля только через деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательство в сфере торговли

Закон Московской области № 174/2010-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области», принятый 16 декабря 2010 года, регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области и хозяйствующими субъектами при организации и осуществлении торговой деятельности в Московской области, и направлен на решение задач социально-экономического развития Московской области.

Законом предусмотрено разграничение полномочий в сфере торговой деятельности между Московской областной Думой, Правительством Московской области и центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.

Отдельные нормы Законы посвящены программам развития торговли Московской области, которые разрабатываются в виде долгосрочных целевых программ и торговому реестру Московской области.

С целью снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией на территории Московской области принят Закон Московской области № 36/2010-ОЗ «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Московской области». Юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции запрещается осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 21.00 часа до 11.00 часов следующего дня, за исключением продажи данной алкогольной продукции в организациях общественного питания и магазинах беспошлинной торговли.

6. Законодательство Московской области в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды

Законодательство о земле

С целью совершенствования земельного законодательства Московской области внесены следующие изменения в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области»:

- действие ныне существующего порядка определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности продлено до 1 января 2012 года (Закон Московской области
№ 10/2010-ОЗ);

- исключено положение, которое устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в качестве максимального уровня стоимости выкупа земельных участков. Уточнены положения об условиях аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Закон Московской области № 61/2010-ОЗ);

- внесены изменения в рамках антикризисных мер с целью оптимизации арендной платы за земельные участки, предоставляемые для жилищного строительства. Предусмотрено понижение коэффициента с 4,2 и 3 единиц до 1,5 для всех видов жилищного строительства, в том числе индивидуального, и коэффициент 1 для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства (Закон Московской области № 104/2010-ОЗ).

Принятие данных мер позволит значительно снизить размер арендной платы за пользование земельными участками под жилищное строительство, а также даст стимул для комплексного строительства жилья на территории Подмосковья.

Законодательство об использовании и охране лесов, недр и животного мира

1 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет основные понятия, используемые в Законе, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также вносит изменения в Лесной кодекс Российской Федерации в части использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Закон Московской области № 70/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об использовании лесов на территории Московской области» принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.

Закон Московской области № 182/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области» устанавливает административную ответственность за нарушение требований в сфере охраны и использования объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Московской области. Принятие Закона позволит обеспечить административно-правовыми средствами исполнение природоохранных требований, предусмотренных законодательством Московской области, что приведет к снижению негативного воздействия на окружающую среду и улучшению экологической обстановки на территории Московской области.

7. Законодательство в сфере безопасности и охраны правопорядка

Внесенные Законом Московской области № 118/2010-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изменения и уточнения касаются финансового, материально-технического и кадрового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности установлено, что указанное обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и областного характера и ликвидации их последствий осуществляет государственный орган Московской области, формируемый Правительством Московской области.

С целью приведения Закона Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в соответствие с Федеральным законом от 19 мая 2010 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят Закон Московской области № 163/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Изменения в основном касаются обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Необходимость принятия данного Закона Московской области
№ 176/2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области» вызвана неблагоприятной, как в целом для России, так и для Московской области, ситуацией распространения алкоголизма среди населения, с тенденцией к увеличению употребления алкоголя детьми в возрасте от 10 до 14 лет.

По информации, представленной Министерством здравоохранения Московской области, динамика показателя несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в наркологических учреждениях Московской области в 2000-2009 года (на 100 тысяч детского населения), злоупотребляющих алкоголем, имеет устойчивую тенденцию к увеличению с 179,6 чел. в 2000 году до 307,2 чел. в 2009 году. На учете в органах внутренних дел по Московской области состоит 12979 подростков, из них: 6158 - за употребление спиртных напитков.

Принятый Закон устанавливает систему мер, направленных на защиту несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости, регулирует правоотношения, возникающие в сфере профилактики алкоголизма и защиты несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости в Московской области.

3. Взаимодействие Московской областной Думы с федеральными органами государственной власти

В 2010 году в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) Московская областная Дума внесла 6 проектов федеральных законов:

1) «О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». В целях более рационального использования гражданами нерабочего времени в праздничные дни, а также сохранения общего числа нерабочих праздничных дней проект федерального закона предполагает с 1 января 2011 года замену нерабочих праздничных дней 3 - 5 января на 31 декабря, 2 и 8 мая.

(Законодательная инициатива отозвана постановлением Московской областной Думы от 24.06.2010 № 6/124-П).

2) «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с частью 4 статьи 18 указанного Федерального закона имущество, предоставляемое в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должно предоставляться «на долгосрочной основе». Неоднозначное толкование указанного понятия вызывает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций и проявления коррупции. Представленный законопроект предлагает считать долгосрочным любой период, длительность которого превышает три года. (Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству).

3) «О внесении изменения в статью 105 Лесного кодекса Российской Федерации». Предлагаемые изменения в пункт 1 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в части устранения запрета ведения охотничьего хозяйства в зеленых зонах защитных лесов, при этом сохраняя запрет на осуществление этой деятельности в лесопарковых зонах, направлены на сохранение охотничьего хозяйства и охоты, как источника оздоровления граждан, сохранения благоприятной экологической ситуации.

(В связи с предложением Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии отклонить проект закона законодательная инициатива отозвана постановлением Московской областной Думы от 10.06.2010 № 3/122-П).

4) «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и статью 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Проект закона направлен на приведение Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». (Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.)

5) «О внесении изменения в статью 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Изменения вносятся в части уточнения полномочий общественных объединений потребителей при проверке соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. (Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству);

6) «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Изменения вносятся с целью установить дополнительно следующие основания для проведения внеплановой проверки - непредставление юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере орган исполнительной власти уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, либо представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, включая недостоверные сведения о соблюдении хозяйствующими субъектами обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. (Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству);

Всего по состоянию на 31 декабря 2010 года на рассмотрении в Государственной Думе находилось 9 законодательных инициатив Московской областной Думы.

23 июля 2010 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части изменения отдельных положений, касающихся производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения), внесенный в порядке законодательной инициативы Московской областной Думой в 2009 году.

Основные итоги деятельности Московской областной Думы
за период 2007-2010 гг.



2007 год (март–декабрь)

2008 год

2009 год

2010

год

Всего

1

Проведено заседаний

28

37

38

37

140

2

Рассмотрено вопросов

737

870

793

842

3242

3

Принято решений

279

305

308

299

1191

4

Принято постановлений

467

541

479

508

1995

5

Принято законов Московской области

208

249

183

183

823

6

Использование права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

12

12

4

6

34