Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"

12.Орловская область (Орловский областной Совет народных депутатов)

Приоритетными задачами Орловского областного Совета народных депутатов в 2010 году являлись: обеспечение в полном объеме всех социальных обязательств государства и оказание адресной поддержки наиболее не защищенным категориям граждан; реализация комплекса мер по обеспечению занятости населения; дальнейшее снижение административных барьеров для развития предпринимательства, стимулирование малого бизнеса и обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

В целом законотворческая работа областного Совета народных депутатов за рассматриваемый период осуществлялась с учетом реализации положений Послания Президента страны Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, годового плана областного Совета, сформированного на основе предложений Губернатора области и Правительства области, комитетов и депутатов областного Совета народных депутатов, а также других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
План законотворческой деятельности Орловского областного Совета народных депутатов на 2010 года был утвержден Постановлением областного Совета народных депутатов от 18.12.2009 года и содержал 43 проекта законов Орловской области.

Всего в 2010 году состоялось 12 заседаний Орловского областного Совета народных депутатов, на которых был рассмотрен 321 вопрос, принято 319 постановлений Орловского областного Совета народных депутатов и 147 законов Орловской области, включая 29 базовых.

Количественные показатели принятых законов по отраслям правового регулирования

образование, культура, спорт, молодежная политика и туризм

12

здравоохранение и социальная защита населения

17

депутатская деятельность и местное самоуправление

16

государственное строительство и правопорядок

30

аграрная политика, земельные отношения, природопользование и экология

17

экономическая политика, предпринимательство и собственность

18

бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

37

В сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма в 2010 году приняты следующие основные законы:

  • Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области (от 5 февраля 2010 года № 1021-ОЗ). Закон принят на основании изменения механизма проведения детской оздоровительной кампании в Российской Федерации.

Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает правовые и организационные основы государственной поддержки организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области, определяет формы государственной поддержки областных государственных учреждений, оказывающих услуги по оздоровлению и отдыху детей, полномочия органов государственной власти в сфере отдыха и оздоровления детей, меры социальной поддержки отдельным категориям детей в Орловской области в сфере организации отдыха и оздоровления в части оплаты за счет средств областного бюджета:

1) путевок в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, детям, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областных государственных общеобразовательных школах-интернатах, областных государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, негосударственных общественных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) путевок на профильные смены в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, в палаточные лагеря, одаренным детям, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, детям – членам областных общественных детских, молодежных организаций;

3) путевок в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях;

4) путевок в санаторно-оздоровительные учреждения детям, состоящим на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения;

5) путевок в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, организованные областными государственными учреждениями детям, обучающимся в областных государственных учреждениях;

6) путевок в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, детям, обучающимся в муниципальных образовательных учреждениях, при условии софинансирования из местного бюджета в доле, установленной соглашением между Правительством Орловской области и органом местного самоуправления;

7) путевок в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, детям, обучающимся в областных государственных учреждениях, при условии софинансирования за счет средств предприятий (организаций), на которых работают их родители, в доле, установленной договором между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным в сфере отдыха и оздоровления детей, и предприятием (организацией);

8) путевок в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, для детей, обучающихся в областных образовательных учреждениях, родители которых работают на предприятиях (организациях) бюджетной сферы, при условии софинансирования за счет средств родителей в доле, установленной договором между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным в сфере отдыха и оздоровления детей, и родителями;

9) путевок в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению, для детей, из многодетных семей, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях, в доле, установленной договором между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным в сфере отдыха и оздоровления детей, и родителями (родителем);

10) культурно-досуговых мероприятий, организованных областными государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей в каникулярное время.

  • О государственной поддержке народных художественных промыслов и мастеров народных художественных промыслов Орловской области (от 3 сентября 2010 года № 1107-ОЗ). Закон разработан в соответствии со статьей 4 пункта 2 Федерального закона от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», с распоряжением Губернатора Орловской области от 17 ноября 2009 года в рамках законодательной деятельности Губернатора Орловской области на 2010 год, а также в целях осуществления дополнительных мер по поддержке народных художественных промыслов, их сохранению, возрождению, развитию.

Длительное время наблюдается падение объемов производства изделий традиционных народных промыслов в целом в стране и в Орловской области в частности, сокращение численности мастеров и художников. Было утеряно производство фабрики «Восход», ООО «Орловский часовой завод», предприятие «Народных художественных промыслов», швейный цех ООО «Промприбор». На прилавках магазинов недостаточно изделий традиционных народных промыслов Орловского края. В области работает единственное предприятие, относящееся к предприятиям народных художественных промыслов, – это ОАО «Орелкерамика».

На сегодняшний день существует единственный механизм государственной поддержки организаций народных художественных промыслов — субсидирование производства и реализации изделий народных художественных промыслов. Требуется разработка и применение действенных механизмов и инструментов государственного регулирования и управления, концентрации необходимых ресурсов в сфере народных художественных промыслов.

Данный проект закона даст возможность регулировать вопросы создания дополнительных правовых основ, необходимых для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Орловской области как части самобытной культуры и важного элемента национального наследия. Принятие настоящего закона позволит активизировать работу индивидуальных предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса по возрождению ремесленной деятельности в Орловской области и реализации изделий народных художественных промыслов, что создаст дополнительные рабочие места, будет способствовать развитию в области товаропроизводящей индустрии промыслов.

Развитие мест традиционного бытования, создание на их территориях предприятий народных художественных промыслов позволит расширить ассортимент сувенирной продукции, повысить туристическую привлекательность Орловской области.

Организации народных художественных промыслов обеспечат условия для подготовки работников художественных профессий, их обучения основам изобразительного искусства и профессионального мастерства и постоянного повышения их квалификации, уровня мастерства, стимулирования творческой активности.

Организационная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, индивидуальных мастеров Орловской области, присвоение звания «Народный мастер Орловской области» будут способствовать развитию народных художественных промыслов Орловской области.

  • О внесении изменений в часть 2 статьи 9 Закона Орловской области «Об образовании в Орловской области» (от 3 сентября 2010 года № 1111-ОЗ). Часть 2 статьи 9 Закона Орловской области от 22 августа 2005 года № 533-ОЗ «Об образовании в Орловской области» устанавливает, что выпускникам педагогических образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в сельскую местность, выплачивается единовременное денежное пособие на обзаведение хозяйством в размере шести должностных окладов из средств областного бюджета.

В настоящее время не урегулирован вопрос об условиях и порядке выплаты единовременного пособия на обзаведение хозяйством педагогическим работникам, поступившим на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, а также не установлены случаи, в которых лицо, получившее указанное пособие, обязано возвратить полученные денежные средства. Полномочия Правительства Орловской области по установлению порядка и условий выплаты данного пособия не закреплены в действующем законодательстве Орловской области.

Законопроект разработан в целях установления полномочий Правительства Орловской области в части утверждения порядка и условий выплаты данного пособия.

После принятия данного законопроекта потребуется принятие постановления Правительства Орловской области 2Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты единовременного пособия на обзаведение хозяйством педагогическим работникам, поступившим на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности».

· О государственной молодежной политике в Орловской области (от 3 декабря 2010 года № 1154-ОЗ). Закон разработан в целях приведения в соответствие с федеральным и областным законодательством. Закон устанавливает правовые основы, общие принципы, основные направления государственной молодежной политики Орловской области, а также полномочия органов государственной власти Орловской области в указанной сфере.

В сфере здравоохранения, социальной защиты населения и взаимодействия со СМИ в 2010 году приняты следующие основные законы:

  • О гарантиях равенства политических партий, представленных в Орловском областном Совете народных депутатов, при освещении их деятельности государственными региональными телеканалом и радиоканалом (от 11 октября 2010 года № 1115-ОЗ). Закон устанавливает гарантии равенства политических партий представленных в Орловском областном Совете народных депутатов, при освещении их деятельности государственными региональными телеканалом и радиоканалом.
  • Об установлении в Орловской области на 2011 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи» (от 8 ноября 2010 года № 1144-ОЗ). Закон Орловской области «Об установлении в Орловской области на 2011 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» подготовлен с целью создания нормативно-правовой базы для определения размера социальной доплаты к пенсии неработающего пенсионера, проживающего на территории Орловской области, общая сумма материального обеспечения которого меньше величины прожиточного минимума пенсионера.

Устанавливаемая величина прожиточного минимума пенсионера в Орловской области на 2011 год в сумме 4250 рублей является среднегодовой расчетной величиной.

Указанная сумма получена путем расчета исходя из сложившейся динамики величины прожиточного минимума пенсионера в 2003-2009 годах и за 9 месяцев 2010 года в Орловской области с учетом предоставленных Департаментом экономики Орловской области данных о фактических и прогнозируемых индексах потребительских цен на 2010-2011 годы. При этом учтено, что величина прожиточного минимума пенсионера растет опережающими темпами по сравнению с индексом потребительских цен.

  • О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья государственных гражданских служащих Орловской области (от 23 декабря 2010 года № 1163-ОЗ). В соответствии с федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 на втором этапе программы (2011 - 2013 годы) предстоит сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих.

Одной из таких гарантий являются выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья государственных гражданских служащих, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В сфере правового регулирования депутатской деятельности и местного самоуправления в 2010 году приняты следующие основные законы:

· О продлении сроков полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Орловской области (от 11 мая 2010 года № 1057-ОЗ). Закон принят в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.

· О взаимодействии органов государственной власти Орловской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Орловской области» (от 11 мая 2010 года № 1058-ОЗ). Закон устанавливает принципы взаимодействия органов государственной власти Орловской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Орловской области» и полномочия органов государственной власти Орловской области по их взаимодействию с Ассоциацией. Закон обеспечивает возможность участия представителей Ассоциации в подготовке и обсуждении проектов законов Орловской области, затрагивающих интересы муниципальных образований области и рассмотрение предложений представителей Ассоциации по совершенствованию законодательства Орловской области в сфере местного самоуправления.

· О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения на территории Орловской области (от 30 июня 2010 года № 1084-ОЗ). Закон наделяет органы местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.

· О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области (от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ). Предметом правового регулирования этого закона являются общественные отношения в сфере организации местного самоуправления на территории Орловской области, складывающиеся при проведении выборов в органы местного самоуправления, а также обеспечения избирательных прав граждан.

Принятие закона об отдельных правоотношениях, связанных с выборами в органы местного самоуправления, было необходимо для урегулирования тех правовых норм, которые федеральное законодательство корреспондировало компетентному органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

В сфере государственного строительства и правопорядка в 2010 году приняты следующие основные законы:

· О внесении изменений в Закон Орловской области «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (от 5 февраля 2010 года № 1026-ОЗ). Закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом области «О противодействии коррупции в Орловской области» и направлен на недопущение антикоррупционных факторов при разработке проектов нормативных правовых актов области.

· О внесении изменений в Закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» (от 1 апреля 2010 года № 1042-ОЗ). Положения Закона дают право руководителям органов финансового контроля муниципального образования составлять протоколы об административных правонарушениях за невыполнение в срок законного предписания органа государственной власти или органа местного самоуправления Орловской области, а также предписаний их должностных лиц. Это повысит ответственность за нарушения бюджетного законодательства и качество бюджетного процесса.

· О внесении изменений в Устав (Основной закон) Орловской области (от 8 июня 2010 года № 1064-ОЗ). Закон принят в соответствии с федеральным законодательством и расширяет перечень государственных должностей области, включив в него должности заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области, аудитора Контрольно-счетной палаты Орловской области и Уполномоченного по правам ребёнка в Орловской области.

· Об Уполномоченном по правам ребенка в Орловской области (от 4 августа 2010 года № 1097-ОЗ). Закон принят в соответствии с федеральным законодательством и направлен на упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей.

· О внесении изменений в Закон Орловской области «О статусе Губернатора Орловской области» (от 4 августа 2010 года № 1100-ОЗ). Закон принят в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» порядок наделения судей полномочиями не предусматривает участия в процессе наделения судей полномочиями (в том числе путем выражения мнения) органов местного самоуправления, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, поскольку дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации могут быть установлены только федеральным законом.

Законом из полномочий Губернатора области исключено положение по согласованию и представлению в областной Совета народных депутатов кандидатур мировых судей области.

В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Федеральным законом от 29 марта 2010 года № 29-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающие представление высшим должностным лицом субъекта РФ законодательному органу государственной власти субъекта ежегодных отчетов о деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.

Закон области дополняет полномочия Губернатора положением о представлении областному Совету народных депутатов ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства области.

· О внесении изменений в Закон Орловской области «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» (от 8 ноября 2010 года № 1128-ОЗ). Закон принят с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством и правилами юридической техники. Пункт 16 статьи 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет норму, согласно которой законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Исходя из положений вышеуказанной статьи субъект Российской Федерации при разработке концепции по определению результатов выборов вправе самостоятельно определять минимальный процент голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В рамках реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ Законом установлен минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, а именно - 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Это позволит большему количеству партий получить гарантии представительства в областном Совете народных депутатов.

Закон также предусматривает, что список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания, составляется участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующему дню голосования на основании сведений, предоставляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.

В Законе отражено положение в соответствии, с которым, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным избирательным округам, избирательный фонд не создает.

· О внесении изменений в закон Орловской области «О Референдуме в орловской области» (от 3 декабря 2010 года № 1149-ОЗ). Закон принят с целью приведения его в соответствие с Федеральным законодательством и правилами юридической техники. Законом уточняются форма и порядок заверения подписного листа и конкретизированы условия проведения агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях, посредством агитационных публичных мероприятий, а также условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

В сфере аграрной политики, земельных отношений, природопользования и экологии в 2010 году приняты следующие основные законы:

  • О внесении изменений в Закон Орловской области «О реализации положений Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (от 5 февраля 2010 года № 1032-ОЗ). Федеральным законом от 27 декабря 2009 года №342-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» продлен на два года, до 01.01.2012 года, срок действия цен при приобретении в собственность находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений. Закон Оровской области развивает федеральное законодательство.
  • О недропользовании на территории Орловской области (от 3 марта 2010 года № 1034-ОЗ). Принятие данного законопроекта направлено на:

-закрепление порядка реализация полномочий Субъекта РФ в сфере недропользования;

-снятие существующих противоречий в действующем законодательстве в сфере недропользования;

-обеспечение соблюдения интересов и удовлетворение потребностей промышленного сектора, в частности, строительной индустрии Орловской области.

  • О внесении изменений в Закон Орловской области «Об охране и использовании животного мира» (от 11 мая 2010 года № 1054-ОЗ). Закон принят в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2009 года № 23 «Об утверждении порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», специально уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации по охране, контролю и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания рассматривают и анализируют сведения, обосновывающие целесообразность регулирования численности охотничьих животных, и принимают решение о проведении мероприятий по изъятию охотничьих животных. Таким образом, осуществление регулирования численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной государственной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания должно быть включено в полномочия Орелоблэкоконтроля.
  • О предельных максимальных ценах (тарифах) на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (от 30 июня 2010 года № 1085-ОЗ). Федеральным законом от 17.07.2009г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», в соответствии с которыми срок установления представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение территориального землеустройства продлен до 1 марта 2015 года.

В целях дальнейшей реализации полномочия субъекта Российской Федерации по установлению предельных максимальных цен (тарифов) на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на территории Орловской области, срок действия закона области увеличивается до 1 марта 2015 года.

  • О внесении изменения в статью 27 Закона Орловской области «О недропользовании на территории Орловской области» (от 3 сентября 2010 года № 1110-ОЗ). Законом предусматривается разработка карьеров собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, и арендаторами земельных участков, не числящихся на государственном балансе, по добыче общераспространенных полезных ископаемых для дорожных работ, без применения взрывных работ, глубиной до пяти метров без получения лицензии, с последующим восстановлением нарушенных земель (рекультивацией).
  • О внесении изменений в Закон Орловской области «О лесопользовании на территории Орловской области» (от 11 октября 2010 года № 1116-ОЗ). Закон принят в целях приведения норм Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 721-ОЗ «О лесопользовании на территории Орловской области» в соответствие с нормами Лесного кодекса Российской Федерации и регулирования отношений, связанных:

-с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд;

-заготовкой древесины для государственных и муниципальных нужд в исключительных случаях;

-заготовкой елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в исключительных случаях;

-использованием лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Дополнение статьи 2 Закона, регулирующей заготовку гражданами древесины для собственных нужд, частью 3 обусловлено необходимостью документационного подтверждения гражданами потребности в древесине для собственных нужд.

  • О внесении изменений в Закон Орловской области «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области» (от 11 октября 2010 года № 1117-ОЗ). Закон дополняет полномочия Правительства Орловской области в целях реализации пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривающего, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в отношении земельных участков занятых защитными лесными насаждениями государственная собственность на которые не разграничена и необходимостью формирования нормативной базы в сфере обеспечения сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
  • О реализации отдельных положений Земельного кодекса Российской Федерации (от 11 октября 2010 года № 1119-ОЗ). Закон принят в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и регулирует земельные отношения в части реализации права Орловской области помимо случаев, установленных федеральным законодательством, устанавливать исключительные случаи осуществления резервирования и изъятия, в том числе путём выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности Орловской области или муниципальной собственности, для государственных нужд области или муниципальных нужд. Потребность в настоящем законе обусловлена отсутствием региональной правовой базы в части законодательного обеспечения операций по резервированию и изъятию земель для государственных нужд Орловской области или муниципальных нужд, связанных, в частности со стратегическим планированием социально-экономического развития территорий Орловской области. Закон устанавливает конкретные и прозрачные основания для резервирования и изъятия земель для государственных нужд области и муниципальных нужд, что составляет фактор инвестиционной привлекательности региона и является механизмом обеспечения обязательств перед инвесторами со стороны Орловской области и муниципальных образований Орловской области.
  • Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Орловской области (от 3 декабря 2010 года № 1155-ОЗ). Статьей 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» субъекты Российской Федерации наделены правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры на своей территории. Однако постоянное реформирование природоохранных структур всех уровней привело к ряду негативных последствий, в частности к отсутствию государственных стандартов для различных уровней экологического образования и воспитания, недостатку кадрового и научно-методического обеспечения по проблемам экологического образования, слабости материально-технической базы учебных заведений, занимающихся экологическим образованием подрастающего поколения.

Принятие областного закона позволяет развить комплексный подход к изучению проблем взаимодействия общества и окружающей среды, поднять общий уровень культуры и поведения, приблизиться к пониманию глобальности проблем окружающей среды и сочетанию их с постановкой конкретных природоохранных задач на уровне области, населенного пункта, предприятия, организации.

В сфере экономической политики, предпринимательства и собственности в 2010 году приняты следующие основные законы:

  • О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Орловской области (от 5 февраля 2010 года № 1023-ОЗ). Разработка данного Закона обусловлена необходимостью устранения пробела в правовом регулировании порядка безвозмездной передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Орловской области, не распространяющегося на отношения по безвозмездной передаче объектов собственности, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством в связи с разграничением полномочий.

Отношения по безвозмездной передаче объектов областной, федеральной и муниципальной форм собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления урегулированы нормами Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», которыми руководствуются в своей работе многие регионы Российской Федерации.

Данный Закон определяет порядок передачи имущества, излишнего для субъекта РФ – Орловской области и необходимого для органа местного самоуправления с целью поддержки муниципальных образований, находящихся в сложных социально-экономических условиях, и наоборот, излишнего для органа местного самоуправления в связи с невозможностью его содержания и необходимостью его передачи в субъект РФ. При этом, законопроект предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления и органа государственной власти Орловской области на такую передачу.

Закон признает утратившим силу Закон Орловской области от 22.08.2005 г. № 527-ОЗ «О порядке передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Орловской области».

В соответствии с Законом Орловской области от 02.03.2006 г. № 584-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Орловской области» от имени Орловской области права владения, пользования и распоряжения в отношении областной собственности осуществляет Правительство области, решение о приобретении и об отчуждении областного имущества принимается Правительством области.

  • О внесении изменений в Закон Орловской области «Об областной целевой программе «Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы» (от 5 февраля 2010 года № 1024-ОЗ). Внесение изменений в Закон Орловской области «Об областной целевой программе «Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы» связано с реорганизацией Департамента строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области, который определен исполнителем областной целевой программы «Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы» Исполнителем указанной программы определен Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
  • О внесении изменений в Закон Орловской области «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Орловской области» (от 5 февраля 2010 года № 1025-ОЗ). С 1 июля 2006 года за индивидуальными предпринимателями оставлено право заниматься только розничной продажей спиртосодержащей продукции (п.2 ст.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

В соответствии с указанной нормой Закона розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только юридическими лицами (организациями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальным предпринимателям не выдаются).

  • О внесении изменений в Закон Орловской области «Об областной целевой программе «О территориальном планировании развития территории Орловской области на 2005-2010 гг.» (от 1 апреля 2010 года № 1045-ОЗ). Данным Законом проведена корректировка объемов финансирования мероприятий Программы. Объем финансирования Программы уменьшен с 22,0 млн. руб. до 8,865 млн. руб. Программные мероприятия предусматривают разработку региональных нормативов градостроительного проектирования, принятие которых обусловлено необходимостью установления минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения, включая инвалидов, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования станут основой для разработки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования для городских округов и поселений области. В тексте Программы учтены изменения в системе органов исполнительной государственной власти Орловской области.
  • О внесении изменений в Закон Орловской области «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Орловской области» (от 30 июня 2010 года № 1082-ОЗ). Законом Орловской области «Об энергосбережении на территории Орловской области» установлены требования, противоречащие вступившему в силу 23 ноября 2009 года Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Сформулированы меры по повышению энергетической эффективности экономики регионов, изложен порядок исполнения региональными органами соответствующих обязанностей. Установлены требования к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Ряд положений вступившего в силу Федерального закона определяет круг обязанностей предприятий различных сфер деятельности с указанием конкретных сроков их исполнения.

Также в Федеральном законе изложены требования по обеспечению энергосбережения и повышению энергоэффективности при размещении заказов для государственных нужд. Установлено, что государственные заказчики в целях обеспечения государственных нужд вправе заключать государственные энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.

  • О внесении изменений в Закон Орловской области «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области» (от 11 октября 2010 года № 1120-ОЗ). Закон направлен на стимулирование развития инновационной деятельности в Орловской области. Закон расширяет понятийный аппарат, в котором содержится расширенное толкование самого понятия «инновационная деятельность», а также понятий «государственная инновационная политика области», «инфраструктура инновационной системы» и «гранты». Кроме того, Закон устанавливает формы государственной поддержки инновационной деятельности и определяет механизмы и основные меры реализации государственной политики Орловской области в сфере развития инновационной системы. Введение в действие указанных норм увеличит активность инновационных организаций и будет способствовать расширению их круга в рамках данного Закона.
  • О внесении изменений в Закон Орловской области «О промышленной политике в Орловской области» (от 11 октября 2010 года № 1121-ОЗ). Закон направлен на обеспечение ускоренного и стабильного социально-экономического развития Орловской области на инновационной основе. В Законе особое внимание уделено концепции промышленной политики, где предусмотрено обязательное описание возможных сценариев развития отдельных отраслей и секторов промышленности в целом по области и в разрезе муниципальных образований. Это обусловлено необходимостью объективного представления о соотносимости целей и задач промышленной политики с мерами государственной поддержки и влиянии их на развитие отраслей и секторов промышленности. Закон прописывает также и меры государственного регулирования и финансовую основу исполнения этих мер.

В сфере бюджетного, налогового, финансового законодательства в 2010 году приняты следующие основные законы:

  • О программе наказов избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов на 2010 год (от 5 февраля 2010 года № 1030-ОЗ). Закон разработан в соответствии с положениями статьи 6 Закона Орловской области «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов» с целью реализации мероприятий, связанных с исполнением наказов избирателей депутатам областного Совета, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год на указанные цели.
  • Об исполнении областного бюджета за 2009 год (от 30 июня 2010 года № 1088-ОЗ). Законом утвержден отчет об исполнении областного бюджета за 2009 год.
  • Об исполнении бюджета Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год (от 30 июня 2010 года № 1089-ОЗ). Законом утвержден отчет об исполнении бюджета Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год.
  • Об отдельных вопросах правового положения областных бюджетных и казенных учреждений Орловской области в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (от 4 августа 2010 года № 1102-ОЗ). Закон принят в целях обеспечения исполнения Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и устанавливает в переходный период:
  • -форму финансового обеспечения деятельности областных бюджетных учреждений;

· -дату, начиная с которой будет осуществляться зачисление в бюджет Орловской области доходов, полученных казенными учреждениями Орловской области от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

· -порядок и направления использования областными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и областными казенными учреждениями полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности

  • Об установлении на 2011 год налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (от 8 ноября 2010 года № 1140-ОЗ). Принятие Закона обусловлено реализацией на территории Орловской области Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Орловской области от 10.04.2009г. № 888-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области». Данный закон позволит стимулировать деятельность начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства за счет снижения налогового бремени, в результате чего будет происходить увеличение числа хозяйствующих субъектов и количества образующихся рабочих мест.
  • Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (от 3 декабря 2010 года № 1150-ОЗ). В соответствии с положениями бюджетного законодательства Законом утверждены основные характеристики областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в том числе на 2011 год общий объем доходов областного бюджета составляет 19254,6 млн. рублей, расходов – 20630,6 млн. рублей, верхний предел государственного долга Орловской области на 1 января 2012 года – 5897,0 млн. рублей, дефицит бюджета - 1376,0 млн. рублей.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий и субвенций и иных межбюджетных трансфертов запланированы в сумме 9 млрд. 534,4 млн. рублей, и от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов предварительно планируется получить в 2011 году150 млн. рублей.

Бюджет сохраняет свою социальную направленность: на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, спорт и социальную политику в 2011 году планируется направить 13,1 млрд. рублей, или 63.3 процента от общего объема расходов.

Расходы на образование на 2011 год запланированы в объеме 4 млрд. 480,9 млн. рублей. Рост расходов к уровню 2010 года в сопоставимых условиях составляет 118,7 процента, или на 274,2 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение в 2011 году оцениваются в размере 3 млрд. 929,6 млн. рублей с ростом к уровню бюджета текущего года в сопоставимых условиях 192,7 процента, или на 1 млрд. 468,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета планируется получить 683 млн. рублей на капитальное строительство объектов здравоохранения, 440 млн. рублей – в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на проведение мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.

Расходы на социальную политику планируются в размере 4 млрд. 218,3 млн.рублей с ростом 114 процентов в сопоставимых условиях, или на 481,5 млн. рублей.

На реализацию 26-ти областных целевых программ в 2011 году планируется направить средств областного бюджета в сумме 762,6 млн. рублей с ростом 115,6 процента к уровню бюджета 2010 года.

  • О бюджете Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (от 3 декабря 2010 года № 1151-ОЗ). Бюджет Фонда на 2011 - 2013 годы сбалансирован по доходам и расходам, в том числе на 2011 год его объем составляет 2325,4 млн. рублей.

Важным направлением деятельности депутатов Орловского областного Совета народных депутатов является участие в формировании федерального законодательства. Право законодательной инициативы перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Орловский областной Совет народных депутатов реализует по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Орловской области как субъекта Федерации.

В 2010 году Орловским областным Советом народных депутатов было принято 5 законодательных инициатив:

26 февраля 2010 года Орловский областной Совет народных депутатов внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Необходимость внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности по профессии, не указанной в разрешении на работу, обусловлена судебной практикой, которая в последнее время складывается таким образом, что иностранные работники, получив разрешение на работу в пределах установленных квот по одной профессии, беспрепятственно могут осуществлять трудовую деятельность по совершенно другому виду деятельности, поскольку в действиях работника и работодателя отсутствуют составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (к примеру, иностранный гражданин, получив разрешение на работу по профессии дворник, может работать поваром).

Указанная позиция не соответствует действующему законодательству в части определения квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Во исполнение данной правовой нормы Правительством РФ принято постановление от 22.12.2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление), которым регулируются следующие вопросы:

1) определение потребности в привлечении иностранных работников на очередной год по Российской Федерации, а также по приоритетным профессионально-квалификационным группам;

2) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

3) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в месячный срок с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу утверждает распределение указанной квоты по профессиям, специальностям и квалификации иностранных работников, а также странам их происхождения (государствам гражданской принадлежности), иным экономическим и (или) социальным критериям.

Таким образом, установленный законодательством РФ порядок квотирования предполагает, что иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность по той профессии, которая указана им в разрешении на работу.

Предложенные изменения правовых норм закрепят обязанность работодателя и иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получение визы, осуществлять трудовую деятельность только по той профессии, которая указана в разрешении на работу, что исключит злоупотребление на рынке труда в условиях кризиса.

26 февраля 2010 года Орловский областной Совет народных депутатов внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Необходимость внесения изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» обусловлена тем, что проведенный анализ действующего законодательства показал, что оценка арестованного имущества должника, на которое обращается взыскание, согласно части 1 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В определенных данным законом случаях судебный пристав-исполнитель привлекает оценщика для оценки имущества должника. В части 8 статьи 85 указанного закона оговорен вид стоимости, определяемый оценщиком – рыночная стоимость.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается следующее:

рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

2) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

3) объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

4) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

5) платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Содержание условий определения рыночной стоимости раскрываются нижеследующими пояснениями.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей. Под публичной офертой согласно статье 437 ГК РФ признается реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц и содержащие все существенные условия договора.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки – наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Поскольку права собственника арестованного имущества (должника) ограничены наложением на имущество ареста и продажа имущества является вынужденной, то в концепции определения рыночной стоимости не выполняется важнейшее условие – независимость продавца. Одновременно совокупность действий, регламентируемых статьей 87 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», касается установления максимального двухмесячного срока для реализации имущества должника, что в отдельных случаях недостаточно для надлежащего срока экспозиции.

В то же время Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 255, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.08.2007 г. № 00045, предусмотрены другие виды стоимости, отличные от рыночной, в том числе «ликвидационная стоимость».

Ликвидационная стоимость объекта оценки – это расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. Исходя из приведенного выше ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, и разница между их уровнями обусловлена прежде всего временным фактором, а также фактором ликвидности.

В настоящее время в Российской Федерации складывается определенная арбитражная практика по отношению к вопросам оценки имущества должников. При этом судами выносятся решения как в пользу рыночной стоимости имущества, так и в пользу ликвидационной стоимости.

Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» позволят устранить разночтения данного закона с нормами Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки и создадут единое правовое поле для работы судебных приставов-исполнителей, оценщиков и арбитражных судов.

26 февраля 2010 года Орловский областной Совет народных депутатов внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака».

Проект федерального закона подготовлен в целях ограничения негативного влияния курения табака на жизнь и здоровье граждан и снижения заболеваемости населения.

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в России 48 миллионов курильщиков. От болезней, вызываемых курением, в России умирают в год 400-500 тысяч человек. К сожалению, за 15 лет почти в два раза увеличилось потребление табака. Это свидетельствует о том, что пока антитабачная кампания ведётся не совсем эффективно.

В настоящее время статьёй 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» установлено, что курение запрещается на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полёта менее трёх часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведённых местах для курения табака.

В соответствии с предлагаемым проектом закона в статью 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» вносятся изменения, расширяющие перечень мест, курение в которых запрещено, в частности, устанавливается запрет на курение в местах общего пользования многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к содержанию общего имущества собственников в многоквартирных домах относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Принятие данного проекта закона позволит ограничить негативное влияние табакокурения на жизнь и здоровье граждан.

30 апреля и 30 сентября 2010 года Орловский областной Совет народных депутатов внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов «Об упразднении некоторых районных судов Орловской области».

Проекты федеральных законов «Об упразднении некоторых районных судов Орловской области» разработаны в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принятие предлагаемых законов позволит привести судебную систему Орловской области в соответствие с действующим федеральным законодательством.

В 2010 году Орловским областным Советом народных депутатов принято 1 обращение к федеральным органам власти:

28 января - к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу внесения изменения в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В органы государственной власти Орловской области поступают многочисленные обращения граждан, связанные с реализацией Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Данная проблема актуальна и для большинства субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствуют законодательные инициативы Псковского областного Собрания депутатов от 24.12.2007 г. № 254, Законодательного Собрания Кировской области от 22.03.2007 г. № 11/80, обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательного Собрания Калужской области от 22.05.2008 г. № 985.

Согласно статье 17 данного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

С введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации незащищенная категория граждан Российской Федерации, требующая особого внимания со стороны государства (инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов), воспользовавшись своим правом на приватизацию жилого помещения, оказалась лишенной права на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение. В то же время льготы по оплате за коммунальные услуги предоставляются независимо от принадлежности жилищного фонда.

Нормативные положения пункта 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушают права, гарантированные статьями 7, 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают предоставление скидки на оплату жилья инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов.

Право инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, на 50-процентную скидку по оплате жилого помещения относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод.

В связи с вышеизложенным депутаты Орловского областного Совета народных депутатов просят Вас рассмотреть вопрос о внесении изменения в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда, в котором проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.