Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"

14.Смоленская область (Смоленская областная Дума)

В последние несколько лет основным направлением деятельности Смоленской областной думы стало сохранение экономической и социальной стабильности в регионе. В 2010 году была продолжена работа в этом направлении и взят курс на восстановление и инновационное развитие экономики Смоленской области. Потребовалось немало времени на преодоление последствий финансового кризиса, восстановления экономики даже до докризисного уровня. Приоритетом осталась поддержка реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и граждан, нуждающихся в особой защите государства. И, конечно же, законодательная реализация послания Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. В 2010 году в экономике Смоленской области продолжился восстановительный рост, начавшийся со второго полугодия 2009 года. Предприятиями области отгружено продукции, выполнено работ и услуг в объеме ВВП- 148,1 млрд. рублей, на 18,6 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. Улучшилась ситуация на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря текущего года составил 1,58 % от численности экономически активного населения, что по-прежнему значительно ниже чем по России (2,1%). Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по области за 2010 год составила 14 тыс. 145 рублей и выросла по сравнению с 2009 годом на 12,6%.

Численность постоянного населения Смоленской области на 1 декабря 2010 года составила 959,9 тыс. человек и с начала года уменьшилась на 6,1 тыс. человек.

В начале года было запланировано к принятию 58 законопроектов 17 из которых были базовыми. Принято на сегодня 137 областных законов.

За этот год было проведено 11 заседаний Смоленской областной Думы. Рассмотрено 443 вопроса, из них 137 проектов приняты в качестве областных законов. Поддержаны концепции 103 проектов федеральных законов. Поддержано 34 законодательных инициатив других субъектов РФ. Проведено 130 заседаний рабочих групп и 105 заседаний профильных комитетов. Нельзя не отметить активность депутатов в законотворческом процессе. Именно они стали авторами 22 % принятых областных законов.

Всего с начала деятельности Смоленской областной Думы четвертого созыва на ее заседаниях рассмотрено 516 проектов областных законов, приняты 507 областных закона.

Поддержка реального сектора экономики:

Меры, принятые еще в прошлом году и в начале этого года по поддержке реального сектора экономики, в том числе по предоставлению налоговых льгот по снижению налоговых ставок для налогоплательщиков, выбравших упрощенную систему налогообложения (с 15% до 5%), по реструктуризации задолженности дали свои первые положительные результаты. Доходы бюджета в 2010 году были увеличены на 5,15 млрд. или на 31,6 % и стали 21, 4 млрд. рублей. Немалую роль в увеличении доходной части бюджета сыграл рост суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Размер безвозмездных поступлений составил 8, 2 млрд. рублей. Расходы выросли на 7,2 млрд. рублей и стали 25,7 млрд. рублей Предельный размер дефицита областного бюджета составляет 4,25 млрд. рублей.

В результате по итогам исполнения бюджета стало возможным направить дополнительные средства на реализацию мероприятий долгосрочной областной целевой программы « Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2009-2012 годы в сумме порядка 400 млн. рублей; на социальную сферу более 1 млрд. рублей , на здравоохранение – 250 млн .рублей (на обеспечение льготными лекарственными средствами, на приобретение медицинского оборудования, в том числе по инициативе депутатов.

Были приняты ряд областных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности нашего региона и повышение эффективности использования областного государственного имущества, в том числе:

«О внесении изменения в статью 3 областного закона «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности». Законом устанавливается полномочие Администрации Смоленской области по принятию решений об использовании на платной основе участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

«О внесении изменений в областной закон «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области. Закон принят в целях установления возможности внесения имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ.

«О внесении изменения в статью 1 областного закона «О налоговых льготах на 2010 год». Областной закон расширяет перечень крупных предприятий, имеющих льготы по налогу на имущество организаций (при условии, что доля выручки от указанной деятельности составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки этих организаций) и направлен на реальную поддержку организаций, осуществляющих деятельность автомобильного грузового транспорта.

«О налоговых льготах на 2011 год». Закон принят в соответствии с областным законом от 3 июня 2004 года № 23-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области» и Решением Межведомственной комиссии при Администрации Смоленской области по налоговой политике, установившей категории налогоплательщиков, которым в 2011 году необходимо предоставить налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль организаций. Категория налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога дополнена автономными и казенными учреждениями. В 2011 году 2 044 налогоплательщика подпадают под налоговые льготы. Потери консолидированного бюджета Смоленской области от предоставления в 2011 году налоговых льгот составят 921 153,3 тыс. рублей, в том числе: - по налогу на имущество организаций – 908 938,4 тыс. рублей; - по налогу на прибыль организаций – 75,0 тыс. рублей; - по транспортному налогу – 12 139,9 тыс. рублей.

«Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области » принят в рамках работы по антикризисной поддержки реального сектора экономики. Данный закон направлен на установление льготной выкупной цены в размере 0,15 кадастровой стоимости на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности для предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Действовавшая до вступления в силу этого закона цена составляла 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка. В конце прошлого года выкупная цена земельного участка снижалась до 0,15 процентов кадастровой стоимости. Данная льгота действовала до 1 января 2010 года, и ею успели воспользоваться 37 хозяйствующих субъектов. Изначально проектом закона предлагалось снизить на период до 1 января 2012 года цену на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с 2,5 процентов кадастровой стоимости до 0,4 процентов кадастровой стоимости земельного участка, а для лиц, указанных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона, установить возможность приобретать земельные участки в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов по цене в размере трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Депутаты областной Думы предложили поправки к проекту, в соответствии с которыми предлагаемая цена снижена с 0,4 процентов до 0,15 процента кадастровой стоимости. Сегодня выкупаемые участки находятся в бессрочном пользовании, но с 1 января 2012 года они должны будут перейти в режим аренды или приобретены в собственность.

Был принят ряд законов, направленных на развитие инфраструктуры области, в частности:

« О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности». Закон впервые более чем за 20 лет определяет в сфере государственного регулирования торговой деятельности полномочия органов государственной власти в сфере государственного регулирования торговой деятельности.

«О туристской деятельности на территории Смоленской области». Закон определяет полномочия в сфере туристской деятельности органов государственной власти Смоленской области и предлагает вести в Смоленской области реестр субъектов туристской деятельности Смоленской области и реестр туристских ресурсов Смоленской области.

Ранее Смоленской областной Думой уже были приняты областные законы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности:

- от 23.12.2002 N 95-з «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области";

- от 28.04.2003 N 16-з «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области»;

- от 04.09.2007 № 88-з «О порядке отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Смоленской области»;

- от 10.07.2009 N 51-з «О порядке отбора муниципальных образований Смоленской области и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»;

- от 07.07.2003 № 48-з, «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Смоленской области».

На протяжении года в области отмечен рост инвестиций . Это стало результатом выполнения работ по строительству участка Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). В настоящее время на территории региона сварено 196,2 км трубопровода. Кроме того продолжается реализация ряда крупных инвестиционных проектов такими предприятиями, как: филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция», ОАО «ОСРАМ», ОАО «Дорогобуж», литейно-прокатный завод в г. Ярцево, ООО «Ярцевский ХБК», ЗАО «РОСНЕРУД» (Починковский район), ООО «Сталькон-регион» (Ярцевский район) и другими. Продолжается реализация регионального инвестиционного проекта на ОАО «Игоревский деревообрабатывающий комбинат».

По-прежнему большое внимание уделяется мерам государственной поддержки инвесторов . И все же, главный стимул для развития бизнеса – упрощение всех возможных процедур: упрощение или вообще отмена регистрации, упрощение налогообложения и бухучета, механизмов инвестирования и кредитования с четкой регламентацией каждой из этих процедур.

Поддержка сельского хозяйства

Сельское хозяйство занимает в экономике Смоленской области особое место. В валовом региональном продукте Смоленской области его доля составляет до 11%. Поэтому поддержка сельского хозяйства всегда было одним из приоритетных направлений в деятельности Смоленской областной Думы. Безусловно, ситуация, которая складывается у нас в сельском хозяйстве непростая. Необходима государственная поддержка этой отрасли.

За счет средств областного бюджета на реализацию 2-х долгосрочных областных целевых программ в сфере с/х в 2010 году изначально планировалось расходы в объеме 566 млн. рублей.

В течение года внесены изменения, на реализацию мероприятий программы « Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2009-2012 годы расходы составили 1 562 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 555 млн. рублей, областного 1 007 тыс. рублей.

В 2010 году в рамках программы для своевременного и качественного обеспечения весеннего сева совместно и исполнительной властью принимались серьезные меры для поддержки этой отрасли.

- 135 млн.рублей на авансирование субсидий на молоко и дизельное топливо было выделено из областного бюджета в период сева;

- 83 млн. рублей возмещение расходов на приобретение техники и зап.частей

558 млн. рублей, субсидия на погашения процентов по кредитам и основного долга кредитов;

- 203 млн. рубл. на газификацию (160 км. сетей), водоснабжение (42 км.сетей);

- 72 млн.рубл. строительство жилья для специалистов и молодых семей. Пособие на приобретение жилья в сельской местности получили 79 семьи (из них 54-молодых семей).

- 50 млн. на проведение сева озимых;

- 228 млн. рублей субсидии сельхозпроизводителям на возмещение ущерба от засухи

- 0,9 млн. на единовременную выплату молодым специалистам в размере 30 тысяч рублей. При этом областным законом «О внесении изменений в статьи 1 и областного закона «О единовременном областном государственном пособии молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, расположенных на территории Смоленской области» данная выплата увеличена молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, расположенных на территории Смоленской области, до 70 000 рублей.

- 1,5 млн. на ежемесячную выплату молодым специалистам: в первый год работы - 3 тыс. рублей, во второй год работы - 2 тыс. рублей, в третий год работы - 1 тыс. рублей, компенсацию расходов на оплату услуг ЖКХ в размере 563 рубля, и стипендии студентам учащимся по направлениям в размере 2500 рублей.

Депутаты держат на постоянном контроле вопросы готовности к севу и уборке урожая. На заседании агропромышленного комитета депутаты регулярно рассматривают информацию уполномоченного в этой сфере органа исполнительной власти. В эту посевную компанию складывалась нелегкая ситуация с обеспечением горюче-смазочными материалами. Депутаты комитета приняли решение обратиться в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по агропромышленным вопросом с просьбой оказать содействие в решении вопроса обеспечения горюче-смазочными материалами по льготным ценам.

На начало 2010 года производством сельскохозяйственной продукции занимались 304 сельскохозяйственной организаций, 184 действующих крестьянских (фермерских) хозяйства и 139,4 тыс. хозяйств населения.

За 11 месяцев 2010 года всеми категориями хозяйств произведено продукции в объеме 11,6 млрд. рублей, что составляет 92,7% к соответствующему уровню 2009 года. Производство сельхозпродукции сократилось как в хозяйствах населения, так и в сельскохозяйственных организациях и крестьянских хозяйствах.

Сокращение посевных площадей из-за поздней весны и летняя засуха привели к сокращению валового сбора зерновых и зернобобовых культур. Вследствие аномально жаркой погоды произошла гибель сельскохозяйственных культур на площади более 16 тыс. гектаров, сумма ущерба от гибели посевов 191 млн. рублей, фактические затраты на погибшие посевы 78,3 млн.рублей. 228 млн.руб. субсидий будет предоставлено сельхозтоваропроизводителям на возмещение ущерба от засухи (из них 223 млн. рублей бюджетный кредит из федерального бюджета) на эти же цели. К 1 октября 2010 года всеми категориями хозяйств собрано 93,1 тыс. тонн зерновых, (53,4% к уровню прошлого года). Валовой сбор картофеля составил 169,9 тыс. тонн (105,2%), овощей – 48,8 тыс. тонн (106,4%).

Социальная поддержка граждан

Из 137 областных законов принятых в 2010 году одна треть регулирует отношения в сфере социальной защиты . Большинство из них направлены на защиту семьи, материнства и детства, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

СПРАВОЧНО: В Смоленской области нуждающихся в улучшении жилищных условий в возрасте до 23 лет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 1396 чел., На обеспечение их жилыми помещениями в 2010 году из областного бюджета выделено89,7 млн. рублей из них 12,3 млн. рублей из федерального бюджета. Приобретено 87 квартир. На 2011 запланировано - 78,7 млн.рублей.

Размер областного материнского (семейного) капитала с 01.01.2010 составляет 124,3 тыс. рублей (с 1 января 2011 года -132,4 тыс .рублей). По состоянию на 01.12.2010 выдано 13 000 сертификатов на областной материнский (семейный) капитал.

Ежемесячное детское пособие получают 37 76 детей. Единовременное пособие при рождении ребенка составляет 4101 рубль, ежемесячные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой или переданного в приемную семью, – 5494 рубля, вознаграждение приемным родителям – 2500- 3000 рублей. Единовременные выплаты при всех формах устройства детей в семью – 10988 рублей.

В этой сфере в 2010 году приняты следующие областные законы:

- «О внесении изменений в областной закон «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым была до 244 рублей увеличена ежемесячная денежная компенсации на проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезд к месту жительства и обратно к месту учебы. Теперь около 5 тысяч детей будут получать компенсацию в таком размере. Данным областным законом впервые эта мера социальной поддержки была распространена и на лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А это ребята в возрасте от 18 до 23 лет.

- «О внесении изменений в областной закон «Об образовании в Смоленской области». Закон предусматривает назначение социальных стипендий в размере 600 рублей обучающимся по очной форме и получающим образование за счет средств областного бюджета студентам и учащимся областных государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- «О мерах, устанавливаемых в Смоленской области в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию » и «О внесении изменений в областной закон «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области». Субъектом права законодательной инициативы в отношении этих законов выступил прокурор Смоленской области. Законом определены места, в которых не допускается нахождение детей в возрасте до 18 лет, а именно места, где реализуются товары только сексуального характера, в пивных барах, и иных местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции. Также установлен запрет на нахождение детей в возрасте до 16 лет в некоторых общественных местах с 22 до 6 часов без сопровождения родителей или лиц их заменяющих. Второй принятый областной закон устанавливает административную ответственность за нарушения вышеизложенных запретов. И если на родителей накладывается штраф в размере от 1 до 1,5 тыс. рублей, то на юридические лица - от 10 до 15 тысяч рублей.

- «О внесении изменений в областной закон «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым отменили установленные ограничения, т.е. то, что услуги ЖКХ компенсируются в пределах нормативов. Теперь будут компенсироваться в полном объеме. Кроме того мы постарались решить проблему обеспечения этих работников твердым топливом. Суть ее была в том, что педработники в сельской местности не могли получать компенсацию за приобретение дров без подтверждающих документов. И, к сожалению, в силу федерального закона «Об образовании» есть ограничения для монетизации этой льготы, т.е. для предоставления чистой выплаты без привязки ее к понесенным расходам. Поэтому на местах эти вопросы решались по – разному. Где то централизованно органы власти помогали с заготовкой дров, где то педагоги решали этот вопрос своими силами. Мы приняли новый порядок, по которому педработники смогут получать компенсацию за приобретенное топливо без предоставления подтверждающих документов, только по заявлению. Эта ситуация является для нас ярким примером наличия обратной связи Думы с избирателями. Ведь законодательный орган не только принимает законы, но и контролирует, как они реализуются на местах. И это не первый случай, когда депутаты откликаются на пожелания граждан и вносят изменения в нормативные правовые акты.

- «О внесении изменений в областной закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области», направленный на предоставление гражданам права на использование средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома без привлечения специализированных подрядных организаций, т.е. самостоятельно, а также права на единовременную выплату в размере до 15 000 рублей в случае наличия остатка денежных средств областного материнского (семейного) капитала после его использования.

« О региональных нормативах финансирования областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2011 год». Мы приняли ряд областных законов, направленных на увеличение в следующем году нормативов финансирования и социальных выплат. Так, например, областным законом установили подушевой региональный норматив для финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений с численностью обучающихся более 100 человек. Расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды на одного обучающегося в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в городских населенных пунктах, составляют 303 рубля 65 копеек, в сельской местности, - 647 рублей. Расходы на одного обучающегося в областных государственных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городских населенных пунктах, составляют 314 рублей 97 копеек, в сельской местности, - 420 рублей.

- «О внесении изменений в статью 3 областного закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» . Данным законом были увеличены размеры ежемесячных денежных выплат многодетным семьям, установленных областным законом от 1 декабря 2004 года № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области». Законом устанавливаются с 1 января 2011 года следующие размеры ежемесячных денежных выплат многодетным семьям (с учетом индексации исходя из прогнозируемого в 2011 году уровня инфляции, а также размера суммы на проезд в общественном транспорте): - каждому родителю (усыновителю) многодетной семьи – 444 рубля 60 копеек; - на ребенка в возрасте до 6 лет – 204 рубля 80 копеек; - на ребенка в возрасте от 6 до 18 лет– 639 рублей 15 копеек.

- «О внесении изменения в статью 18 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области». Проект данного закона внесен депутатом Смоленской областной Думы В.В. Кузнецовым. Закон направлен на усиление административной ответственности за нанесение надписей, рисунков на объекты, находящиеся на остановках общественного транспорта, на стены домов, на памятники и другие объекты, расположенные на территориях общего пользования, на транспортные средства, а также внутри них (трамваи, троллейбусы, автобусы городского и пригородного сообщения, маршрутные такси), размещение рекламы и объявлений с нарушением установленного органами местного самоуправления порядка путем увеличения размера административного штрафа для граждан (низшего предела административного штрафа с двух до трех тысяч рублей, высшего предела – с четырех до пяти тысяч рублей).

- «О звании "Ветеран труда Смоленской области ". Законом определено, что в целях поощрения за многолетний добросовестный труд граждан РФ, постоянно проживающих на территории нашего региона, устанавливается звание "Ветеран труда Смоленской области". Гражданин должен быть награжден либо Почетной грамотой Смоленской области, либо Администрации области, либо областной Думы, либо почетным знаком "За заслуги перед Смоленщиной". Также обязательно наличие общего трудового стажа или страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин. Если нет этих наград, звание присваивается при наличии общего трудового или страхового стажа не менее 45 лет для мужчин и не менее 40 лет для женщин, из которых на территории Смоленщины проработано не менее 15 лет. Гражданину, которому присвоено звание, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 370 рублей 88 копеек, которая ежегодно индексируется. Порядка 10 тысяч граждан смогут претендовать на получение этого звания.

- «О потребительской корзине в Смоленской области». Закон принят в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Вновь установленная корзина будет действовать до 31 декабря 2015 года включительно. Величина прожиточного минимума, рассчитанная на основании установленной потребительской корзины, увеличивается в среднем на 7,9 процента. Напомню, что на основании данной корзины и устанавливается прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения, который утверждается постановлением Администрации области.

- «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Смоленской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на 2011 год"
На основании уже нового набора потребительской корзины рассчитан прожиточный минимум пенсионера в целях назначения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на 2011 год. Только данный прожиточный минимум в указанных целях устанавливается законом, и будет он составлять на следующий год 4 783 рубля.

- «О внесении изменений в статью 3 областного закона «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». с 1 января 2011 года реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, размер ежемесячной денежной выплаты (с учетом индексации, а также размера суммы на проезд в общественном транспорте) увеличен с 504 рублей до 591 рубля.

- «О внесении изменений в статьи 3 и 5 областного закона «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области устанавливаются с 1 января 2011 года следующие размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы – с 370 рублей до 448 рублей 99 копеек, труженикам тыла – с 474 рублей до 559 рублей 59 копеек.

В 2010 году законодательная деятельность Смоленской областной Думы была также направлена на реализацию Послания Президента РФ Д.А. Медведева . Послание носит исключительно социальный характер. И это ожидаемо, после претворения в жизнь идей модернизации экономики, политической системы, внедрения инноваций настало время подумать и позаботиться о главной ценности, ради которой нужны все эти преобразования, о человеке, комфортности его проживания в нашей стране и конкретном регионе. Прежде всего, это забота о будущем поколении, о детях и подростках, об их здоровье, нравственно-психическом состоянии, патриотическом воспитании и социально-материальном положении семей с детьми, в том числе многодетных. И наша задача, органов государственной власти субъектов РФ, видится нам в том, чтобы со всей ответственностью подойти к решению обозначенных и поставленных Президентом РФ задач. И в качестве первого шага в этом направлении необходимо сделать ревизию всех социальных программ и социального законодательства в сфере защиты семьи, материнства и детства, с тем, чтобы выявить слабые места и те направления, которые заслуживают особой защиты и поддержки со стороны государства. Далее необходимо реально оценить свои возможности и принять меры по разработке и принятию необходимых нормативных правовых актов.

В Смоленской области уже действует ряд законодательных актов, направленных на поддержку семей с детьми. Еще в начале 2008 года с целью стимулирования на территории области рождаемости и устройства детей на воспитание в семью Смоленской областной Думой одной из первых среди субъектов РФ был принят областной закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области». Закон предусматривает право на получение областного материнского (семейного) капитала в сумме 132 тысяч рублей (в 2011 году с учетом индексации) семьям (на 1.12.2010 выдано 13 тыс. сертификатов), в которых с 1 января 2008 года родился или которые усыновили второго ребенка, а также третьего и последующего ребенка (в случае, если они не использовали ранее право на дополнительные меры поддержки). Эта мера является дополнительной к выплате материнского капитала, установленного федеральным законодательством.

Кроме того, областным законом «О Почетном знаке Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной» учрежден почетный знак Смоленской области, которым награждаются женщины–матери, родившие и воспитывающие четырех и более детей. К знаку прилагается выплата в размере 15 тыс. рублей.

В Смоленской области с целью создания условий по улучшению демографической ситуации путем стимулирования процесса рождаемости областным законом «Об областном государственном единовременном пособии при рождении ребенка» введена областная единовременная выплата при рождении ребенка в размере 4101 рублей. Пособие выплачивается одному из родителей из средств областного бюджета вне зависимости от выплаты единовременного пособия, установленного федеральным законодательством.

С целью повышения уровня социальной защиты семей с новорожденными детьми областным законом « О мере социальной поддержки семей, имеющих детей первого года жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, на территории Смоленской области» установлена денежная компенсация в размере 463 рубля на приобретение молочных продуктов.

В целях обеспечения расширения доступности для детей дошкольных образовательных учреждений, нехватка которых остро ощущается и в городах и сельской местности, областным законом «Об образовании в Смоленской области» установлена компенсация части родительской платы, взимаемой за содержание детей не только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях системы дошкольного образования, но и иных учреждениях этой системы. На следующий год мы предусмотрели в рамках Областной адресной инвестиционной программы строительство детского сада на ул. Гагарина на 150 мест. Необходимо рассмотреть возможность создания детских групп в общеобразовательных школах с одновременным обучением в нулевых классах.

В Смоленской области на протяжении нескольких лет также осуществляется социальная поддержка многодетных семей. С этой целью принят областной закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» (2800 семей), устанавливающий денежные выплаты для членов многодетных семей.

Программа поддержки многодетных семей получит своё развитие. К тем традиционным и уже принятым мерам, которые мы имеем в рамках бюджета, присоединяться в областную программу инициативы, которые прозвучали в послании Президента РФ.

В Смоленской области еще в 2003 году принят областной закон «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», в соответствии с которым семьи, имеющие трех и более детей, имеют право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Но по ряду причин реализация этого закона затруднена. С целью улучшения жилищных условий многодетных семей планируем разработать законопроект, устанавливающий право семей при рождении третьего ребенка получать безвозмездно земельный участок для индивидуального жилищного строительства на более выгодных условиях без каких либо препятствий.

В целом улучшение жилищных условий для семей, имеющих детей возможно в рамках долгосрочной областной целевой программы «Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области» на 2011-2012 годы, на реализацию которой в 2011 году предусмотрено 16 млн. рублей, а также в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей», на реализацию которой в 2011 году предусмотрено областных средств 30,5 млн. рублей.

В целях обеспечения занятости несовершеннолетних был принят областной закон « О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних».

В целях определения мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию принят областной закон «О мерах, устанавливаемых в Смоленской области в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».

Большое внимание в Смоленской области уделяется защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов. И, несмотря на то, что к полномочиям субъекта относится только дополнительная поддержка этих категорий детей, в области были приняты:

- областной закон « Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области»;

- областной закон « О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и о компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели на территории Смоленской области».

- долгосрочная областная целевая программа «Дети Смоленщины» на 2011-2015 годы с финансированием в размере 1238,143 млн.рублей. В рамках данной программы предлагаются к реализации новая подпрограмма: «Право ребенка на семью», а также программы «Дети – инвалиды», «Организация отдыха и оздоровления детей» и т.д.;

- долгосрочная областная целевая программа « Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающих на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры» на 2010 – 2012 годы

- долгосрочная областная целевая программа «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов» на 2009-2013 годы.

С этого года в Смоленской области введен институт Уполномоченного по правам ребенка. В школьных общеобразовательных учреждениях все дети обеспечены горячим питанием за счет средств областного и муниципальных бюджетов. В 2011 году мы увеличиваем расхода на питание в школах с 22 до 23, 5 рублей на каждого школьника, заложив на эти цели 100 млн.рублей, что на 31,8 млн. рублей больше прошлого года.

Следующим важным направлением в деятельности, направленной на реализацию Послания Президента РФ, считаем реформирование и модернизацию системы здравоохранения. И заключаться она будет не только в обновлении оборудования, реструктуризации коечных мест и информатизации, но главное в построении полноценной вертикали управления и областном финансировании. Как один из первых шагов начала реализации этой реформы мы видим в изыскании дополнительных источников поступления средств в областной бюджет.

В рамках этих процессов мы уже внесли изменения в отдельные областные законы, например, «О внесении изменений в областной закон «О здравоохранении в Смоленской области», согласно которому к компетенции органов государственной власти субъекта отнесены полномочия по оказанию медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Данные полномочия на территории Смоленской области будут осуществляться при согласования с органами местного самоуправления с 1 января 2011 года.

Для повышения доступности и качества предоставляемой медицинской помощи с 2011 года на территории Смоленской области планируется организовать межмуниципальные центры, готовые взять на себя обеспечение населения близлежащих районов специализированной медицинской помощью.

В прошлом своем послании Президент РФ наметил курс на модернизацию в том числе политической системы. В реализацию этого направления Думой были приняты ряд областных законов.

«О поправках в Устав Смоленской области», разработанные и внесенные нашими депутатами. Законами дополняется перечень основных полномочий Смоленской областной Думы положением, согласно которому Смоленская областная Дума заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Смоленской области о результатах деятельности Администрации Смоленской области, в том числе по вопросам, поставленным Смоленской областной Думой, а также меняются сроки с 14 до 10 дней рассмотрения Смоленской областной Думой представленной Президентом РФ кандидатуры на должность Губернатора и процедуры вступления в должность гражданина, наделенного указанными полномочиями, а также на установление нового порядка изменения границ Смоленской области как субъекта РФ.

«О внесении изменений в статьи 18 и 20 областного закона «О референдуме Смоленской области» внесен депутатами Смоленской областной Думы. Закон направлен на освобождение от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».

« О внесении изменений в областной закон «О референдуме Смоленской области». Областной закон устанавливает дополнительные гарантии предоставления инициативной группе по проведению референдума Смоленской области помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности для встреч с участниками референдума Смоленской области.

«О внесении изменений в статью 11 областного закона «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области». Закон направлен на уточнение порядка формирования, касающегося количественного состава избирательных комиссий муниципальных образований, муниципального района, городского округа.

«О внесении изменений в областной закон «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области». Закон предусматривает на выборах в органы местного самоуправления возможность освобождения от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных органах государственной власти Смоленской области.

«О внесении изменений в областной закон «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» . Проект данного закона внесен депутатами Смоленской областной Думы. Так, законом предусматривается, что на выборах депутатов Смоленской областной Думы до распределения депутатских мандатов между списками кандидатов по единому избирательному округу, допущенными к их распределению, по одному депутатскому мандату передается спискам кандидатов по единому избирательному округу, получившим менее 7, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Законом предусмотрены случаи регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу без сбора подписей избирателей.

«О внесении изменений в областной закон «О статусе депутата Смоленской областной Думы». Проект данного закона внесен депутатами Смоленской областной Думы. Концепция закона направлена на расширение определенного статьей 14 областного закона от 1 июля 1997 года № 19-з «О статусе депутата Смоленской областной Думы» круга субъектов, по инициативе которых Смоленская областная Дума назначает депутатское расследование.

«О внесении изменений в областной закон «О Смоленской областной Думе». Законопроект внесен депутатами Смоленской областной Думы. Теперь согласно областному закону политические партии, не представленные в Смоленской областной Думе, вправе будут не менее четырех раз в год участвовать в заседаниях Смоленской областной Думы. При этом вопросы, рассматриваемые на таких заседаниях, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в заседаниях Смоленской областной Думы указанных политических партий должны определяться Регламентом Смоленской областной Думы. Так на одном из заседаний Думы присутствовали представители партий «Яблоко», «Патриоты России».

Кроме того, установлены гарантии равенства политических партий, представленных в Смоленской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами. Но необходимо продолжить эту работу на местах. И для формирования представительных органов муниципальных образований законодательно закрепить обязательное использование пропорциональной или смешанной избирательной системы. С этой целью мы планируем внести изменения в областной закон «О выборах органов местного самоуправления».

Взаимодействие с федеральными органами государственной власти

Смоленская областная Дума является субъектом права законодательной инициативы. Неоднократно депутаты выступали с обращениями и законодательными инициативами и по игорному бизнесу и о присвоении городу Вязьме почетного звания «Город воинской славы», по вопросам законодательного закрепления статуса городов-героев и оказания государственной поддержки. Не так давно было принято обращение мы по вопросу о необходимости принятии мер социально-экономического характера в п. Шаталово в связи с проводимой в Российской Федерации военной реформой, обращение по вопросу сохранения спортивной базы СКА МВО в городе Смоленске, обращение по выделению дополнительных лимитов на льготные горюче-смазочные материалы.

В октябре на заседании Думы было принято постановление «Об обращении Смоленской областной Думы «К Министру обороны Российской Федерации, членам Федерального Собрания РФ по вопросу, связанному с передачей имущества, в том числе здания ликвидируемого федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Смоленского гарнизона» в государственную собственность Смоленской области».

7 мая 2010 года Государственной Думой РФ принят в первом чтении, а 23 июня уже рассмотрен в трех чтениях, Советом Федерации РФ и подписан Президентом РФ федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 федерального закона «О ветеранах», направленный на предоставление мер социальной поддержки по 50 % оплате коммунальных услуг членам семьи инвалидов и ветеранов Вов. Законодательная инициатива принадлежит депутатам Смоленской областной Думы. В июле 2009 года мы выступили с такой инициативой, в январе 2010 года она стала проектом федерального закона.

В своем Послании Президент РФ Д.Медведев назвал коррупцию одним из барьеров на пути развития экономики. И борьба с ней должна вестись по всем направлениям, в том числе и по пути совершенствования законодательства.

В этой связи важными являются изменения, внесенные в закон «О противодействии коррупции в Смоленской области», которые в соответствие с положениями Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» накладывают на органы государственной власти Смоленской области обязанность по обеспечению проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и проектов областных нормативных правовых актов в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации. При этом в пояснительной записке к проекту закона должны содержаться сведения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы. Разработчиками проекта этого областного закона стали депутаты комитета по законности и правопорядку при активном содействии прокуратуры Смоленской области и Администрации области. По проблеме проведения антикоррупционной экспертизы проводился круглый стол, участниками которого стали депутаты областной Думы, представители органов прокуратуры, юстиции, исполнительной власти Смоленской области.

Большой интерес и много вопросов вызвал у депутатов областной Думы законопроект « О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области, лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области, соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Смоленской области требований к служебному поведению», внесенный Губернатором Смоленской области. Закон принят в целях организации проверки достоверности и полноты представляемых указанными гражданами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Смоленской области требований к служебному поведению.

« О внесении изменений в областной закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» . Закон принят в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», создания правовой основы для формирования и обеспечения деятельности в государственных органах Смоленской области комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов.

« О перечне должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещение которых налагает на гражданина ограничения при заключении трудового договора после увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области » принят в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Был утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Смоленской области в Смоленской областной Думе, замещение которых налагает на гражданина ограничения при заключении трудового договора после увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области.