МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"
15.Тамбовская область (Тамбовская областная Дума)
В примерную программу законодательной деятельности Тамбовской областной Думы на 2010 год было включено более 70 законопроектов, охватывающих самый широкий спектр государственно-правовых и социально-экономический вопросов жизни региона.
В частности, по разделу «Государственно-правовое строительство» речь шла, в том числе, о таких проектах законов Тамбовской области, как:
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О местном референдуме в Тамбовской области»,
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О референдуме Тамбовской области»,
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области»,
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Тамбовской области»,
- «О гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в Тамбовской областной Думе»,
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области по вопросам противодействия коррупции» (в части внедрения электронных технологий, совершенствования нормотворческой деятельности, усиления открытости деятельности органов государственной власти),
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О выборах депутатов Тамбовской областной Думы» (в части представительства партий, за которые проголосовало более 5% избирателей; отказа от сбора подписей; использования открепительных удостоверений; использования объектов государственной и муниципальной собственности в избирательных компаниях),
- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Тамбовской области.
В раздел «Реализация экономической реформы, развитие бюджетного процесса в области» были внесены, в частности, проекты таких законодательных инициатив, как
- проект закона Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года,
- проект закона Тамбовской области «О внесении изменений в Закон области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»,
- проект закона Тамбовской области «О жилищном фонде Тамбовской области»,
- проект закона Тамбовской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Вопросы совершенствования правового регулирования социально-культурной сферы рассматривались в таких законопроектах, как:
- «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области»,
- «О государственной политике в сфере физкультуры и спорта в области»,
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области»,
- «О социальном обслуживании населения»,
- «Об образовании в Тамбовской области» (новая редакция)
По разделу «Аграрная и природоохранная сферы» депутаты Думы рассматривали, в частности, такие законопроекты, как:
- «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области»
- «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области»
- «Об охране окружающей среды Тамбовской области».
Большое внимание в программе было уделено законопроектам в контрольной сфере.
Всего в 2010 году состоялось14 пленарных заседаний Тамбовской областной Думы .
Социальная политика
Основное внимание тамбовские законодатели уделяли совершенствованию
правовой базы по следующим вопросам:
организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей;
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направлений и механизмов реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области;
социальной поддержки многодетных семей, отдельных категорий граждан;
дополнительных мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов;
похоронного дела и погребения.
Были приняты такие законы, как
Закон Тамбовской области «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей» . В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 326-ФЗ « О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 1 января 2010 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация и обеспечение оздоровления и отдыха (за исключением полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время). Указанный законопроект принят с целью обеспечения гарантий прав ребенка в Тамбовской области на отдых и оздоровление, обеспечения стабильного финансирования отдыха и оздоровления детей, определения типов и видов учреждений отдыха и оздоровления детей, установления требований к их обустройству и материально-техническому обеспечению, определения возрастных групп детей на получение услуг в различных видах и типах лагерей.
Принятый Закон позволит улучшить качество государственных услуг, предоставляемых в учреждениях и организациях отдыха и оздоровления детей, укрепить здоровье детей, решить проблемы детей, в том числе детской безнадзорности и беспризорности, обеспечить социальную поддержку семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранить уровень отдыха и оздоровления детей (не менее 80,0 процентов детей школьного возраста).
Закон Тамбовской области «О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области». Данный закон направлен на реализацию полномочий Тамбовской области в сфере физической культуры и спорта. Законом определена основная цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта, которая состоит в создании условий, обеспечивающих государственные гарантии жителям Тамбовской области на здоровый образ жизни, систематические занятия физической культурой и спортом, обеспечении доступности инфраструктуры области физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения. Также определены основные направления развития физической культуры и спорта в Тамбовской области и механизмы их реализации, обозначены государственные гарантии в этой сфере и пути их обеспечения. Представленный правовой акт предусматривает установление материального обеспечения лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые услуги в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области.
Закон Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области». Нормативно-правовым актом предусматривается введение принципа равенства многодетных семей на получение мер социальной поддержки, предоставление единовременной выплаты на приобретение крупного рогатого скота молочного направления, независимо от наличия в ее подсобном хозяйстве иного скота. Закон вводится дополнительная мера социальной поддержки – единовременная выплата на приобретение жилого помещения, в случае рождения одновременно трех и более детей.
Закон Тамбовской области «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области». Согласно положениям Закона установлены размер и порядок выплаты социального пособия гражданам на погребение, а также размер и порядок возмещения расходов на погребение специализированным службам по вопросам похоронного дела предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Финансовое обеспечение осуществляется в случае если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Закон Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Законом расширен перечень получателей права на бесплатный проезд в общественном транспорте на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах: бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Закон Тамбовской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Тамбовской области «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных отдельных категорий граждан, имеющих детей, беременных женщин»
Данный закон исключает условия о наличии регистрации у заявителя по месту жительства при назначении мер социальной поддержки. Граждане, претендующие на получение ежемесячной выплаты либо возмещение стоимости проезда детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, и лицам, сопровождающим их на лечение, и не имеющим регистрации по месту жительства, имеют право на получение мер социальной поддержки при подтверждении факта проживания на территории области.
Закон Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О ежемесячном пособии на ребенка в Тамбовской области». Положениями указанного нормативного правового акта исключаются условия о наличии регистрации по месту жительства при назначении мер социальной поддержки, сохраняется размер ежемесячного пособия на ребенка из семьи, утратившей статус многодетной в размере 300 рублей, увеличивается срок назначения ежемесячного пособия на ребенка на период с одного года до трех лет.
Закон Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области». Нормами указанного закона устанавливается форма предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов представленным категориям граждан в денежной форме.
Закон Тамбовской области «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти области дополнительных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории области. В соответствии с положениями закона определены дополнительные гарантии прав на образование, медицинское образование, отдых и оздоровление детей, порядок реализации дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение, перечень льгот данной категории граждан.
Закон Тамбовской области «Об установлении на 2011 год величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Тамбовской области, в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом «О государственной социальной помощи ». Законогм регламентируется определение и установление величины прожиточного минимума пенсионера в размере 3654 рубля в целом по области для установления доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом «О государственной социальной помощи».
Закон Тамбовской области «О поощрении родителей (усыновителей), награжденных орденом «Родительская слава». Закон разработан и принят в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава». Родители (усыновители) поощряются единовременной денежной выплатой в размере 50 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Закон Тамбовской области «О поощрении родителей (усыновителей), награжденных медалью ордена «Родительская слава». Данный закон разработанный комитетом по труду и социальной политике областной Думы предусматривает поощрение родителей (усыновителей), награжденных медалью ордена «Родительская слава» в виде единовременной выплаты в размере 25 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Закон Тамбовской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Тамбовской области «О ежемесячном пособии на ребенка в Тамбовской области». Законом приводится в соответствие с Законом Российской Федерации «Об образовании» и исключается возможность получения ежемесячного пособия на ребенка из семьи, утратившей статус многодетной по двум основаниям.
Закон Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями Тамбовской области». Положения данного нормативно-правового акта устраняют противоречия, возникшие при реализации Закона Тамбовской области «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области».
Закон Тамбовской области «О наделении администраций городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями Тамбовской области по организации оказания специализированной медицинской помощи». В соответствии с нормами настоящего закона администрации следующих городских округов Тамбовской области наделяются отдельными государственными полномочиями Тамбовской области по организации оказания специализированной медицинской помощи населению Тамбовской области при осуществлении стационарной специализированной медицинской помощи по:
детской хирургии, онкологии – городов Мичуринска, Моршанска;
нейрохирургии – городов Мичуринска, Тамбова;
психиатрии, психиатрии-наркологии – городов Моршанска, Рассказово, Уварово.
Закон Тамбовской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Тамбовской области «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий».
Закон Тамбовской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Тамбовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Тамбовской области». Законодательные акты были разработаны комитетом и приняты областной Думой в целях приведения размеров соответствующих денежных выплат в соответствие с объемом средств, утвержденных бюджетом области на 2010 год.
Депутатами проводилась целенаправленная работа при рассмотрении проекта закона Тамбовской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и проекта закона Тамбовской области « О бюджете Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы».
Так было предложено увеличить расходы областного бюджета на 2011 год на 78297,0 тыс. рублей:
1) на проведение индексации на уровень инфляции, планируемой при формировании областного бюджета на очередной финансовый год ежемесячного пособия на каждого ребенка из многодетных семей; индексации пособия на каждого ребенка; ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам труда Тамбовской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшим от политических репрессий, беременным женщинам, страдающим анемией, кормящим матерям детей первого года жизни, детям первого года жизни, находящимся на искусственном вскармливании - на 29297,0 тыс. рублей;
2) на оказание государственной адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области и оказавшимся в трудной жизненной ситуации на 20 000,0 тыс. рублей;
3) на обязательства в сфере физической культуры и спорта на 29000,0 тыс. рублей.
Большое внимание депутатами уделялось контролю за ходом исполнения законов Тамбовской области в социальной сфере. За истекший период рассмотрены информации администрации области. В частности:
о ходе исполнения Закона Тамбовской области «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»
На основании указанного Закона жилыми помещениями обеспечены 433 ветерана Великой Отечественной войны и 42 ветерана боевых действий, инвалидов и семей с детьми-инвалидами. По состоянию на 15 июня 2010 года в списке ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в жилом помещении после 1 марта 2005 года значатся 1225 ветеранов. Дефицит средств федерального бюджета на обеспечение жильем 993 ветеранов, включенных в список составляет 788,5 млн. рублей. По предварительным данным Тамбовской области будут выделены средства из федерального бюджета в размере 547042,6 тыс. рублей, что позволит обеспечить жильем 648 человек. В единой очереди ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, состоит 802 человека. Сумма средств, предусмотренная на реализацию Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации составляет 12,0 млн. рублей, что позволит обеспечить социальной выплатой 28 человек.
О ходе исполнения Закона Тамбовской области «О квотировании рабочих мест в Тамбовской области».
По состоянию на 1 января 2010 года в перечень организаций, среднесписочная численность которых свыше 100 человек, было включено 609 единиц. В 2010 году количество занятых рабочих мест в счет квоты (с учетом ранее принятых) составляет 4000 единиц, из них инвалидами занято 2400 мест. За 8 месяцев текущего года трудоустроены на рабочие места в счет квоты 48 человек. В настоящее время представлена информация на 184 введенных специальных рабочих места для инвалидов. Сведения об отказах в приеме на работу инвалидов отсутствуют. В целях дополнительного стимулирования работодателей по содействию трудоустройству инвалидов Программой дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2010 год впервые предусмотрено оснащение специальным оборудованием рабочих мест для трудоустройства инвалидов на сумму 3600,0 тыс. рублей для оснащения 120 рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 72 предприятиях области. Члены комитета рекомендовали администрации области предусмотреть в проекте областного бюджета на очередной финансовый год средства на выплату работодателям компенсаций затрат на создание специальных рабочих мест и оплату труда инвалидов и разработать проект нормативного правового акта о порядке выплаты и размере компенсаций затрат.
О ходе исполнения Закона Тамбовской области «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих детей, беременных женщин»
За 2009 год и 11 месяцев 2010 года меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, предоставлены 6248 гражданам, из них: 114 - беременные женщины, страдающие анемией; 3991 кормящая мать детей первого года жизни; 2105 детей первого года жизни, находящиеся на искусственном вскармливании; двое детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, и лиц, сопровождающим их к месту лечения и обратно; 36 детей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Сумма расходов за время действия указанного Закона составила 8,6 млн. рублей. Депутаты рекомендовали администрации области рассмотреть возможность внесения изменения в Закон Тамбовской области от 1 июня 2009 года № 530-З «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих детей, беременных женщин», предусматривающего увеличения ежемесячной выплаты беременным женщинам, страдающим анемией, до 500 рублей.
Бюджетная, налоговая и финансовая политика
Были внесены изменения в Закон Тамбовской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Они были связаны с необходимостью обеспечения в расходах областного бюджета софинансирования целевых средств из федерального бюджета, направляемых на снижение напряженности на рынке труда Тамбовской области, а также:
в соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона области от 21.12.2009 №599-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» внесены изменения в пункт 1 части 1 статьи 15 Закона и в таблицу 25 приложения 21 в части уменьшения общего объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам и объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (дотация, предусмотренная городу Тамбову на 2010 год, профинансирована в конце 2009 года);
в соответствии с постановлением администрации области «О долгосрочной целевой Программе развития элеваторной промышленности Тамбовской области на 2010-2012 годы» были уточнены между исполнителями Программы объемы средств на её реализацию (увеличиваются расходы управлению сельского хозяйства на 25 000,0 тыс. рублей за счет соответствующего уменьшения расходов управлению по развитию перерабатывающей промышленности области).
Были рассмотрены отчеты Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы:
о результатах проверки соблюдения законодательства, целевого, рационального использования средств областного бюджета, выделенных на финансирование доплаты к пенсиям государственных служащих и муниципальных служащих за 9 месяцев 2009 года;
о результатах проведенной проверки исполнения бюджета муниципального образования «Тамбовский район» - получателя межбюджетных трансфертов из областного бюджета за 2008 год и 9 месяцев 2009 года.
Были внесены изменения в закон Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О бюджете Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Основанием для внесения изменений в Закон Тамбовской области «О бюджете Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» являлось следующее.На основании заключенных с 16 муниципальными образованиями Соглашений о реализации эксперимента по переходу муниципальных учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования в 2010 году, вносятся изменения в доходную и расходную часть бюджета фонда.
Доходы и расходы в бюджете фонда на реализацию одноканального финансирования увеличиваются на сумму 208 332,7 тыс. рублей.
С учетом уточнения остатка средств на основном счете фонда на 01.01.2010, источник финансирования дефицита бюджета фонда увеличен на сумму 2 588,0 тыс. рублей. В целом доходная часть бюджета фонда увеличена на сумму 208 332,7 тыс. рублей за счет увеличения доходов, поступающих на реализацию одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования.
В декабре 2010 года на последнем заседании Думы была завершена работа над бюджетом области на 2011 год. Проект главного финансового документа весьма подробно обсуждался на заседаниях всех комитетов регионального парламента, публичных слушаниях, а также пленарных заседаниях. Работа над бюджетом велась вплоть до итогового заседания областной Думы. Причина одна – дополнительно изыскивались доходные источники для продолжения весьма масштабных проектов – как в области инвестиций, так и в социальной сфере. Поэтому основные показатели бюджета на завершающем этапе выросли на 200 млн. рублей. В этой связи депутаты рассмотрели бюджет-2011 в новой редакции в первом чтении, а затем приняли его во втором чтении и в окончательном варианте . Областной бюджет утверждён: по доходам – 22 млрд. 657 млн. рублей, по расходам – 23 млрд. 019 млн. рублей, а бюджетный дефицит – 362 млн. 239 тыс. рублей, или 1,6 процента к расходам областного бюджета.
Также в окончательном виде принят бюджет Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования. Исполнительный директор фонда Тамара Фролова, которая представляла проект бюджета, отметила, что объём доходов Тамбовского областного фонда ОМС на 2011 год составляет 3 млрд. 735 млн. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 12% или 395,6 млн. рублей, а общий объем расходов также составляет 3 млрд. 735 млн. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 12% или 390 млн. рублей. Кроме того, с 2011 года в рамках системы ОМС будут реализовываться основные направления программы модернизации здравоохранения области: укрепляться материально-техническая база медицинских учреждений, в том числе оснащение оборудованием и проведение ремонтных работ, включая завершение строительства; внедряться современные информационные системы.
Начатая в 2009-2010 годах работа по внедрению федеральных стандартов медицинской помощи, будет продолжена в 2011 году при финансовой поддержке федеральными средствами, в связи с чем Перечень гарантированных лекарственных средств для лечения стационарных больных будет значительно расширен современными дорогостоящими лекарственными препаратами, а также увеличится объем средств на проведение диагностических исследований.
Промышленность, строительство, транспорт, связь и развитие предпринимательства
Основное внимание депутаты уделяли совершенствованию правовой базы области по вопросам:
- повышения безопасности дорожного движения;
- развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развития жилищно-коммунального комплекса;
- совершенствования и развития сети автомобильных дорог.
В том числе были приняты такие законодательные инициативы, как:
«О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2010 год». Утверждена программа приватизации государственного имущества. В частности, определены основные направления реализации программы, а также указан перечень объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в областной собственности и подлежащего приватизации в 2010 году. Указана остаточная стоимость этих объектов и планируемый срок их реализации.
"О признании утратившим силу Закона Тамбовской области "Об энергосбережении в Тамбовской области". В связи с изменением федерального законодательства в области энергосбережения Закон Тамбовской области "Об энергосбережении в Тамбовской области" признан утратившим силу.
«О внесении изменения в статью 5 Закона Тамбовской области «О порядке передачи приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность» . Действие Закона Тамбовской области от 29 октября 2003 г. N 162-З "О порядке передачи приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность" продлено до 1 марта 2013 г. (ранее предусматривалось, что Закон прекратит действие с 1 марта 2010 г.). Таким образом, граждане, имеющие приватизированное жилье, могут воспользоваться правом передать его в муниципальную собственность в течение указанного срока действия Закона.
«О внесении изменения в статью 8 Закона Тамбовской области «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции в Тамбовской области» . В связи с изменением федерального законодательства на территории Тамбовской области отменены лицензионные сборы за выдачу, переоформление и продление срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
За предоставление лицензии и иные действия лицензирующего органа, связанные с лицензированием деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, теперь уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены налоговым законодательством РФ.
«Об утверждении отчета об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2009 год». Определены основные направления государственной политики в сфере приватизации областного имущества, реализованные в 2009 году. Утвержден перечень государственного имущества области, в том числе акций открытых акционерных обществ, находящихся в областной собственности, в отношении которых проводилась приватизация согласно прогнозному плану приватизации в 2009 году.
«О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2010 год». С семи до одиннадцати объектов увеличен перечень областной собственности, приватизация которой планируется в 2010 году. Среди этих объектов - здания и нежилые помещения, расположенные в с. Тулиновка Тамбовского района и в г. Мичуринске. В результате, исходя из анализа предлагаемого к приватизации имущества, прогнозируется рост доходов областного бюджета от приватизации с 30 до 56 млн. рублей, в том числе за 2010 год - 8 млн. рублей.
Кроме законодательной деятельности депутатами проводилась серьезная, планомерная и последовательная работа в плане контроля за исполнением областных Законов и программ в промышленной сфере, сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, связи. При осуществлении контроля за ходом исполнения Законов области использовался метод анализа информации, поступившей в комитет от администрации области. Так депутатами рассмотрены, в том числе, следующие информации:
«О ходе исполнения Закона Тамбовской области «О государственной инвестиционной политике и государственных преференциях Тамбовской области»;
«О ходе исполнения Закона Тамбовской области «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции в Тамбовской области» (в части ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции);
«О ходе исполнения Закона Тамбовской области «О пожарной безопасности в Тамбовской области».
«О ходе исполнения Закона Тамбовской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области».
В ходе выездного июльского заседания комитета в город Мичуринск Тамбовской области депутатами была продолжена работа по рассмотрению вопроса «О ходе исполнения органами местного самоуправления городского округа Мичуринск и Мичуринского района Закона Тамбовской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» и эффективности использования средств областного и местного бюджетов на реализацию областной целевой программы «Жилище» на 2009-2011 годы в части подпрограмм «Молодежи – доступное жилье», «Развитие ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области» (строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда)», и комитетом было отмечено, что органами местного самоуправления городского округа Мичуринск и Мичуринского района за прошедший период 2006-2009 годы недостаточно эффективно проделана работа по исполнению вышеуказанных Закона и областной целевой программы.
Анализ показал, что жилищная проблема продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем в области. Ситуация в городе Мичуринске и Мичуринском районе по числу нуждающихся в жилье не менее сложная. Число очередников, как на территории города Мичуринска, так и на территории Мичуринского района в целом с каждым годом увеличивается.
На начало 2009 года в городе Мичуринске состояли на учёте 10 и более лет 1882 семьи, что составляет 82,8 % от числа семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На территории Мичуринского района - 6 семей – это всего лишь 4%. Из-за отсутствия денежных средств на строительство муниципального жилищного фонда в городе Мичуринске по отчётным данным за 3 года (2006-2008) только 15 семей получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия по договорам социального найма в жилищном фонде муниципальной собственности, в Мичуринском районе за этот период в муниципальном жилищном фонде получили жилые помещения только 2 семьи.
В результате данного заседания были приняты решения, которые рекомендуют органам местного самоуправления городского округа Мичуринск и Мичуринского района улучшить работу по реализации данного Закона области и выполнению намеченных мероприятий соответствующих областных целевых программ, осуществлять работу по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению жилья в соответствии с нормами действующего областного законодательства и усилить контроль за соблюдением и исполнением постановлений администраций города Мичуринска и Мичуринского района, направленных на реализацию местных программ по улучшению жилищных условий.
Аграрные вопросы, экология и природопользование
К наиболее важным вопросам, рассмотренным Думой, следует, в частности, отнести следующие.
О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области». В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 17.12.2009) и Уставом Тамбовской области планирование использования земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области. Для приведения в соответствие с вышеуказанными нормативными актами добавлено положение в полномочия администрации области в сфере регулирования земельных отношений.
В соответствии с п. 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья (самые ценные, плодородные земельные участки) и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья, в свою очередь, состоят из участков земли определенного хозяйственного использования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние плодовые насаждения).
Действующее федеральное законодательство не запрещает изменения одного вида угодий в другой земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время порядок такого изменения федеральным земельным законодательством не урегулирован, но данная проблема существует. Необходимость внесения изменений в статью о минимальных размерах земельных участков обусловлена положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым межевание земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в значительной степени изменилось.
Новая редакция статьи о предельных размерах земельных участков позволит устранить возникающие проблемы при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и, соответственно, регистрацию прав на них.
С целью вовлечения в экономический оборот в интересах области земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых собственниками длительное время в соответствии с их целевым назначением или используемых ненадлежащим образом (допускается зарастание участка сорной растительностью, деревьями, обрабатываются только части участка), конкретизирована статья 14 Закона «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» и дополнена положениями, позволяющими обратиться в суд с заявлением о понуждении к использованию по целевому назначению земельного участка либо о принудительном изъятии земельных участков у собственников на основании актов муниципального земельного контроля, составляемых после окончания посевных работ (1 июня) и проведения уборочных работ (1 ноября), а также других документов, подтверждающих нарушение земельного законодательства.
Закон Тамбовской области «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области». Законом распределяются полномочия органов государственной власти области, установленные федеральными законами в области охраны окружающей среды и ранее принятыми к исполнению нормативными правовыми актами области. Распределение полномочий между ветвями власти осуществлено в разрезе полномочий, установленных Уставом (Основным законом) области.
Законом закрепляются условия, позволяющие обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду, а также механизмы участия граждан и общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений. Важнейшими условиями эффективной работы всех механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды являются полная открытость информации о состоянии экосистемы области и угрожающих ей факторах, организация системы информирования населения о состоянии экосистемы области и проблемах ее сохранения, взаимодействие населения и органов государственной власти области.
Введены дополнительные экологические права, существенно усиливающие позицию граждан и общественных объединений, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды. В частности: обращаться в органы государственной власти области и органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации в пределах их компетенции о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Закон содержит комплекс государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, устанавливает требования по охране атмосферного воздуха, по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, по охране зеленого фонда городских и сельских поселений на территории области.
О внесении изменений в постановление Тамбовской областной Думы от 28 мая 1999 года № 337 «Об учреждении Красной книги Тамбовской области». Документ принят для приведения в соответствие с нормами действующего законодательства, с целью уточнения органа исполнительной власти, ответственного за реализацию полномочий по порядку ведения Красной книги Тамбовской области, а также уточнения основных мероприятий по ведению, порядка проведения мониторинга и занесения объектов животного и растительного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Тамбовской области, порядка подготовки предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий, порядка выдачи лицензий на осуществление видов деятельности, по использованию объектов животного и растительного мира и порядка их добывания.
Об информации администрации области «Об эффективности использования средств областного бюджета на финансирование целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы». Финансовая поддержка хозяйств всех форм собственности способствовала улучшению их производственных показателей, укреплению экономики сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, их технической базы, росту производительности труда, расширению площадей сельскохозяйственных культур, возделываемых по интенсивной технологии, росту объемов привлекаемых кредитов, решению проблем развития социальной сферы села. От производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственными предприятиями получено 1 млрд. 256 млн. прибыли до налогообложения, рентабельность составила 10%. С прибылью завершили отчетный год 295 хозяйств или 83%.Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий за 2009 год составила 9785 рублей. К уровню 2008 года она увеличилась на 30%.За 2009 год на развитие сельского хозяйства из областного бюджета выделено 731,9 млн. руб., в том числе на софинансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – 492,2 млн. руб. Вложение средств областного бюджета позволило привлечь в 2009 году: средств федерального бюджета – 1453,9 млн. руб. (в 2008 году было получено 936,5 млн. руб. или в 155,2 процентов);краткосрочных кредитов банка – 6,5 млрд. руб. (в 2008 году было получено 5,6 млрд. руб. или 116,1 процентов);инвестиционных кредитов – 3,5 млрд. руб. (в 2008 году было получено 3,0 млрд. руб. или 116,7 процентов).
Об эффективности использования средств в свиноводстве свидетельствует тот факт, что поголовье свиньей увеличилось на 42,2%.В то же время наблюдалось дальнейшее сокращение численности крупного рогатого скота, в том числе коров. По данным Тамбовстата (на 1 января 2010 года), в 2009 году в хозяйствах всех категорий численность крупного рогатого скота сократилась на 4,0 %, в том числе, коров – на 7,3 % .К началу января 2010 года в крупных, средних и малых сельхозорганизациях области поголовье крупного рогатого скота составило 34,1 тыс. голов или на 7,0 %, меньше, чем на 1 января 2009 года, в том числе, коров – 12,4 тыс. голов (на 12,8 % меньше), овец – 5,0 тыс. голов (на 19,3 % меньше).
В целях предотвращения дальнейшего закисления почв необходимо проведение работ по их известкованию. Первоочередному проведению работ по известкованию кислых почв подлежит 448,8 тыс. га, срок эффективного действия известкования 8-10 лет, поэтому ежегодно необходимо проводить известкование на площади не менее 40,0 тыс. га. Работы по агрохимической мелиорации почв (известкование) проводятся в сельхозпредприятиях области ежегодно на площади около 7 тыс. га. Незначительные объемы этих работ обусловлены недостаточным бюджетным финансированием.
Закон Тамбовской области «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Тамбовской области». Закон не устанавливает новые права и обязанности участников отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства, а конкретизирует и развивает положения Федерального законодательства с учетом изменений земельного, лесного, водного и гражданского законодательства, а также отражает специфику общественных отношений, фактически сложившихся в настоящее время в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства.
О внесении изменений в Закон Тамбовской области « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тамбовской области». Разработан для приведения в соответствии с нормами действующего законодательства, с целью уточнения полномочий областной Думы, администрации Тамбовской области, органов местного самоуправления. В Законе дается определение специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тамбовской области по регулированию отношений в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Тамбовской области.
Об информации администрации области «Об эффективности использования средств областного бюджета на финансирование целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 – 2011 годы ». Производство молока имеет важнейшее значение для экономики области. Качественные изменения в производстве молока могут стать катализатором положительных изменений всей сельскохозяйственной отрасли в целом и рынка сельскохозяйственной продукции. В области производство молока в 2008 году составило 202 кг в расчете на душу населения, при норме потребления 380 кг. Для решения проблемы увеличения производства молока определены два важнейших направления: реализация программы развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Тамбовской области на 2009 - 2012 годы и реализация программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 – 2010 годы».
Программа развития молочного скотоводства работает по направлению привлечения в регион инвесторов для строительства крупных молочных комплексов. Программа развития семейных молочных ферм предполагает развитие молочного животноводства в малых формах хозяйствования. В настоящее время личные подсобные хозяйства производят 76 процентов от всего объема молока производимого в области. В целом малые формы хозяйствования представлены по состоянию на 1 января 2010 года 2657 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями (общая площадь земли 449,6 тыс.га) и 273,6 тыс. личных подсобных хозяйств (общая площадь земли 106 тыс.га), а также 70 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Ежегодно из областного бюджета в бюджеты районов направляются субсидии на адресное товарное кредитование через районные агентства поддержки малого предпринимательства крестьянских (фермерских) хозяйств и приобретение для них нетелей и коров. В 2010 году на эти цели направлено 18 млн. рублей.
Значительным фактором, дающим шанс на прорыв в техническом и технологическом перевооружении ферм и увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах, стала возможность участия области в пилотном проекте по строительству, реконструкции и модернизации семейных молочных ферм. Минсельхоз утвердил целевую ведомственную программу и определил пять наиболее активных регионов участниками пилотного проекта, в число которых вошла Тамбовская область.