Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ"

16.Тверская область (Законодательное Собрание Тверской области)

Законодательное Собрание Тверской области осуществляло свою деятельность в соответствии с Примерной программой законопроектных работ на 2010 год и планами работы Законодательного Собрания на соответствующие месяцы.

На 15 заседаниях Законодательного Собрания рассмотрено 234 вопроса, принято 127 законов, из которых 35 являются базовыми, 87 - о внесении изменений и дополнений в базовые законы, 5 - о признании утратившими силу.

Основные статистические показатели, отражающие деятельность Законодательного Собрания Тверской области в 2010 году

1

Проведено заседаний

15

2

Рассмотрено вопросов

234

3

Рассмотрено проектов законов Тверской области, всего

120

4

Принято законов Тверской области, всего

127


из них:


4.1

а) базовых законов

35


в том числе по вопросам:


4.1.1

государственного устройства и местного самоуправления

9

4.1.2

экономики, аграрной и промышленной политики

10

4.1.3

бюджета и налогов

8

4.1.4

социальной политики

8

4.2

б) законов о внесении изменений в базовые законы

87 36


в том числе по вопросам:

4.2.1

государственного устройства и местного самоуправления

17

4.2.2

экономики, аграрной и промышленной политики

20

4.2.3

бюджета и налогов

13

4.2.4

4.3.1

социальной политики


4.3

в) законов о признании утратившими силу законов Тверской области

5


в том числе по вопросам:


4.3.1

государственного устройства и местного самоуправления

1

4.3.2 4.3.3

экономики, аграрной и промышленной политики

2


бюджета и налогов

2

4.3.4

социальной политики

-

5

Принято постановлений, всего

331


в том числе:


5.1

о проектах законов и законах Тверской области

127

5.2

о законодательных инициативах Законодательного Собрания Тверской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов.

3

5.3

об обращениях Законодательного Собрания Тверской области в федеральные органы государственной власти


5.4

о поддержке законодательных инициатив по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, о поддержке обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральные органы государственной власти, о проектах федеральных законов

8

5.5

по другим вопросам

73

Деятельность Законодательного Собрания Тверской области в 2010 г.

В 2010 году депутаты Законодательного Собрания Тверской области IV созыва последовательно решали задачи законодательного регулирования вопросов по предметам ведения Тверской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Тверской области. Одновременно велась работа по приведению законодательства Тверской области в соответствие с федеральным законодательством.

Продолжает совершенствоваться законодательная база, призванная создать правовые условия для повышения социальной защищенности и уровня жизни населения. Этому процессу способствует конструктивное взаимодействие с Губернатором Тверской области и Администрацией Тверской области, с представительными органами муниципальных образований, равноправный диалог с политическими партиями.

Бюджетно-финансовая и налоговая политика

В течение 2010 года в закон Тверской области от 29.12.2009 № 116-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» неоднократно вносились изменения. Наиболее значимый из них - закон Тверской области от 26.07.2010 №69-30 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» внесены изменения в бюджет области на 2010 год, с учетом предложений депутатской фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Тверской области. Реализуя партийный проект "Дороги России", предусмотрено в доходной части областного бюджета поступление субсидии из федерального бюджета на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования в сумме 400 233 тыс. рублей в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», принятым Государственной Думой 7 июля 2010 года.

В связи с тем, что с 01.01.2009 субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу по упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы минус расходы» в пределах от 5 до 15% был принят внесенный депутатской фракцией «Единая Россия» Законодательного Собрания Тверской области закон Тверской области от 03.02.2010 № 4-30 « Об установлении дифференцированных налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов ».

Установлены дифференцированные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов:

■ в размере 5% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся деятельностью в сфере образования и в сфере спорта;

■ в размере 15% - для иных организаций и индивидуальных предпринимателей.

В закон Тверской области от 06.11.2002 № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области» законом Тверской области от 28.04.2010 № 34- 30 «О внесении изменения в статью 3 закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области » внесены изменения, касающиеся перечня лиц, полностью освобождающихся от уплаты налога, в том числе: ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, нетрудоспособные супруги погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по лучаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, супруги погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак, на которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ИЖ, "Москвич", "Таврия", "Запорожец", "Ока", "ЛуАЗ" с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 лошадиных сил включительно.

А также законом Тверской области от 09.11.2010 № 93-30 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» осво­бождаются от уплаты транспортного налога все государственные учреждения Тверской облас­ти и муниципальные учреждения муниципальных образований Тверской области, осуществ­ляющие функции в сфере здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, физической культуры и спорта.

Принят закон Тверской области от 27.12.2010 №126-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены основные характеристики областного бюджета Тверской области на 2011 год:

■ общий объем доходов областного бюджета в сумме 34 366 591,9 тыс. руб.;

■ общий объем расходов областного бюджета в сумме 38 462 469,4 тыс. руб.;

■ дефицит областного бюджета в сумме 4 096 177,5 тыс. руб.

Утверждены основные характеристики областного бюджета Тверской области на 2012 год и на 2013 год:

■ общий объем доходов областного бюджета на 2012 год в сумме 36 305 142,5 тыс. руб. и на 2013 год в сумме 38 945 910,6 тыс. руб.;

■ общий объем расходов областного бюджета на 2012 год в сумме 41 031 249,4 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 550 595, 7 тыс. руб., и на 2013 год в сумме 43 818 820,8 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 4 263 272,3 тыс. руб.;

■ дефицит областного бюджета на 2012 год в сумме 4 726 106,9 тыс. руб. и на 2013 год в сумме 4 872 910,2 тыс. руб.

Социальная политика

В 2010 году депутаты Законодательного Собрания Тверской области уделяли большое внимание нормативным правовым актам социальной направленности. Важное социальное значение имеет принятый закон Тверской области от 10.03.2010 №22-30 «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2010 году».

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 №811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год». Определены виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусмотрены критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатно.

Закон Тверской области от 31.03.2010 №24-30 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Тверской области» регулирует отношения, возникающие в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время). Установлены принципы организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей. Определены полномочия Законодательного Собрания Тверской области и Администрации Тверской области по регулированию отношений, возникающих в указанной сфере общественных отношений. Законом Тверской области от 12.10.2010 №83-30 внесены изменения в закон Тверской области от 09.12.2005 №150-30«О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области». Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Тверской области дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходы по которым относятся к расходным обязательствам Тверской области и осуществляются за счет средств областного бюджета Тверской области. Согласно внесенным изменениям дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Законом предусмотрено, что вышеуказанная категория детей, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы и зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения.

Принят закон Тверской области от 09.11.2010 №97-30 «О социальном и постинтернатном сопровождении», устанавливающий дополнительные меры государственной поддержки детей, проживающих в семье и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также выпускников образовательных учреждений, детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Законом введены такие меры государственной подддежки, как: социальное и постинтернатное сопровождение

Закреплены основные задачи социального и постинтернатного сопровождения, а также определены основания и порядок установления данного сопровождения. Закон приводит в соответствие с федеральным законодательством ранее установленные в Тверской области формы помощи выпускникам детских домов и школ - интернатов, а также обеспечивает раннюю профилактику семейного неблагополучия.

Закон Тверской области от 10.03.2010 №21-30 «О физической культуре и спорте» принят в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Новая редакция закона направлена на правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта на территории Тверской области в пределах компетенции Тверской области как субъекта Российской Федерации. Закон Тверской области разграничивает полномочия органов государственной власти Тверской области, определяет основные задачи и направления развития физической культуры и спорта в Тверской области.

В целях приведения законодательства Тверской области в соответствие с федеральным законодательством принят закон Тверской области от 03.02.2010 №8-30 «О порядке использования, средств областного бюджета Тверской области для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области образования».

В 2010 году дважды вносились изменения в закон Тверской области от 11.12.2007 №154-30 «О ветеранах труда Тверской области», снизившие трудовой стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда Тверской области», и предоставляющие дополнительные меры социальной поддержки для граждан, имеющих трудовой стаж для мужчин - 44 года и для женщин - 39 лет в 2010 году, а также, имеющих трудовой стаж не менее 43 лет - для мужчин и 38 лет - для женщин с 1 января 2011 года.

Принят закон Тверской области от 06.07.2010 №57-30 «О музеях Тверской области» в целях усиления контроля за сохранением музейных фондов. Законом устанавливается государственное регулирование отношений в сфере музеев Тверской области и определяются полномочия Законодательного Собрания Тверской области, Администрации Тверской области, областного исполнительного органа государственной власти Тверской области, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

Также законом определены формы государственной поддержки государственной части Музейного фонда Российской Федерации и государственных музеев в Тверской области. Органы государственной власти Тверской области могут устанавливать особые формы поддержки государственных музеев в Тверской области в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по сохранению уникальных историко-художественных комплексов, а также создания наиболее благоприятных условий для деятельности крупнейших государственных музеев в Российской Федерации, хранящих музейные предметы и музейные коллекции, имеющие мировое значение.

В целях обеспечения учета и сохранности музейных предметов и музейных коллекций, данный закон определяет ведение Каталога музейных предметов и музейных коллекций. Каталог музейных предметов и музейных коллекций является документом, содержащим основные сведения о музейных предметах и музейных коллекциях.

В связи с передачей субъектам Российской Федерации полномочий по государственной охране объектов федерального значения (статья 9.1. Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), принят закон Тверской области от 09.11.2010 №95-30 « О порядке использования средств областного бюджета Тверской области для осуществления переданных полномочий Российской Федерации государственной охране объектов культурного наследия федерального значения».

Принятие данного закона позволило улучшить осуществление переданных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Государственное устройство и местное самоуправление

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством, а также с целью оптимизации деятельности органов государственной власти Тверской области внесены поправки в Устав Тверской области. В соответствии с поправкой в статью 84 увеличено количество депутатов Законодательного Собрания Тверской области до 40 человек.

В соответствии с поправками в статьи 117,118 Устава Тверской области, Администрация Тверской области разрабатывает ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, Губернатор Тверской области представляет в Законодательное Собрание Тверской области ежегодные отчеты о результатах деятельности Администрации области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Тверской области.

В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ряд норм Избирательного кодекса Тверской области приведен в соответствие с федеральным законодательством. Изменения касаются:

■ регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации»), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), без сбора подписей избирателей. Без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 17 статьи 35 Федерального закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии);

■ дополнения порядка предоставления печатной площади, эфирного времени положением о том, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайших предыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менее 2 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либо кандидат, который не был избран и получил менее 2 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью;

■ гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста 21 года - быть избранным депутатом Законодательного Собрания Тверской области, выборным должностным лицом местного самоуправления.;

■ изменение порядка формирования избирательных комиссий муниципальных образований;

■ изменение порядка предоставления документов избирательными объединениями при выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;

я внесение правовой нормы, предоставляющей возможность партиям, набравшим от 5% до 7 % голосов на региональных выборах, получить гарантированно 1 мандат в Законодательном Собрании Тверской области, а также освобождающей от сбора подписей во время следующей избирательной кампании;

■ внесена норма, оставляющая порядок проведения досрочного голосования только на референдуме Тверской области и на местном референдуме. Данная норма позволит устранить нарушение избирательных прав граждан при досрочном голосовании на выборах в органы местного самоуправления;

■ увеличиваются сроки полномочий избирательной комиссии Тверской области, избирательных комиссий муниципальных образований и территориальных избирательных комиссий с 4-х до 5 лет;

■ Избирательный кодекс Тверской области дополнен нормами, касающимися выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области. Так, областной список кандидатов должен состоять из общеобластной части и территориальных групп кандидатов, которые соответствуют территориям одномандатных избирательных округов. Число территориальных групп определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, и не может быть менее восемнадцати и более двадцати. В общеобластную часть списка кандидатов и в территориальную группу кандидатов должно быть включено по три кандидата;

■ увеличена предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области с 2 миллионов до 3,5 миллионов рублей, соответственно увеличена предельная сумма расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, с 12 миллионов до 40 миллионов рублей;

■ в соответствии с увеличением количества депутатов Законодательного Собрания Тверской области с 33 до 40 человек, 20 депутатов избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за соответствующие списки кандидатов, и 20 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе, т.е. по избирательным округам. Уточнены нормы, регулирующие распределение депутатских мандатов из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением.

Внесены изменения в статьи 5 и 13 Избирательного кодекса Тверской области, регулирующие вопросы, связанные с всеобщим избирательным правом и составлением списков избирателей. Изменениями устанавливается, что при проведении выборов депутатов

Законодательного Собрания Тверской области активным избирательным правом обладает также гражданин Российской Федерации, обучающийся по очной форме обучения и зарегистрированный по месту пребывания на территории избирательного округа в общежитии, если место его жительства расположено на территории Тверской области. Соответственно при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области такие избиратели включаются в списки избирателей на избирательном участке по месту нахождения общежитий.

Внесены изменения в статью 35 Избирательного кодекса Тверской области, регулирующую вопросы, связанные с выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями. В рамках полномочий субъекта Российской Федерации предложено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения областного списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией Тверской области. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Подписи, собранные в поддержку выдвижения каждого депутата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области, подлежат проверке в полном объеме.

На выборах в органы местного самоуправления проверке подлежат все подписи, собранные в поддержку выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. При проведении выборки и при проверке подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители по финансовым вопросам или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего областные, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Кроме того, внесены изменения в статью 871, регулирующую вопросы, связанные с распределением депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов. Согласно изменениям вакантный депутатский мандат зарегистрированного кандидата, входившего в общеобластную часть областного списка кандидатов, передается следующему в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в общеобластную часть областного списка кандидатов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2010 №80-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях», предусматривающим необходимость установления законами субъектов Российской Федерации гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами, принят закон Тверской области от 06.07.2010 №58-30 «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Тверской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом ». Закон определяет требования, предъявляемые к освещению деятельности политических партий, представленных в Законодательном Собрании Тверской области, порядок осуществления контроля за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Тверской области, при освещении их деятельности.

Законом Тверской области от 26.07.2010 №61-30 внесены изменения в закон Тверской области «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области». Определен порядок назначения на должность государственной гражданской службы Тверской области помощника Уполномоченного по правам человека в Тверской области - Уполномоченного по правам ребенка в Тверской области. С учетом внесенного изменения в целях усиления государственных гарантий по обеспечению и защите на территории Тверской области прав ребенка Уполномоченным на период его полномочий по согласованию с Губернатором Тверской области назначается Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области.

Законом Тверской области от 12.10.2010 №77-30 внесены изменения в закон Тверской области от 18.09.2008 №96-30 «Об Общественной палате Тверской области» в части, касающейся вопросов осуществления экспертной деятельности, определения принципов и форм общественного контроля, формирования общественных советов, а также деятельности аппарата Общественной палаты.

Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 25.03.2010 №1676-П-4 внесены изменения в пункты 1.2 и 1.5 Правил проведения экспертизы нормативных правовых актов Тверской области и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 17.12.2009 №1601-П-4. Согласно внесенным изменениям антикоррупционная экспертиза проводится в порядке, установленном указанными Правилами и согласно Методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» принято постановление Законодательного Собрания Тверской области от 20.10.2010 №1867-П-4 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», которым утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Тверской области в Законодательном Собрании Тверской области и в государственных органах Тверской области, для которых установлены ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Закон Тверской области от 03.02.2010 №13-30 «О внесении изменений в закон Тверской области «О квалификационных требованиях, условиях оплаты труда и социальных гарантиях работников органов государственной власти Тверской области и государственных органов Тверской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы » принят в целях совершенствования структуры и оптимизации численности работников органов государственной власти Тверской области и государственных органов Тверской области.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят закон Тверской области от 26.07.2010 №64-30 «О государственных информационных системах Тверской области», который регулирует отношения, возникающие при создании и эксплуатации государственных информационных систем Тверской области. Закон определяет понятие государственных информационных систем Тверской области, регулирует вопросы регистрации государственных информационных систем, доступа к ним, обеспечения безопасности государственных информационных систем Тверской области. Согласно закону портал государственных органов Тверской области создается в целях достижения открытости и доступности государственных информационных систем, создания условий для эффективного и качественного информационного обеспечения органов государственной власти Тверской области, государственных органов Тверской области и предоставления государственных услуг.

В целях реализации положений Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принят закон Тверской области от 26.07.2010 №68-30 «О предоставлении информации о деятельности государственных органов Тверской области». Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 28.10.2010 №1863-П-4 утвержден Перечень информации о деятельности Законодательного Собрания Тверской области и государственных органов Тверской области, размещаемой в сети Интернет, включая периодичность размещения информации, сроки ее обновления, иные требования к размещению указанной информации в сети Интернет.

Принят закон Тверской области от 28.04.2010 №39-30 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Тверской области». Закон принят с целью урегулирования отдельных вопросов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей Тверской области. В рамках реализации закона предусмотрено обеспечение судебных участков мировых судей Тверской области современным оборудованием, обеспечивающим постоянный доступ в сеть Интернет. Законом Тверской области определена форма предоставления информации о деятельности мировых судей, урегулированы вопросы организации доступа к информации о деятельности мировых судей, в том числе к информации, размещаемой в сети Интернет.

Законом Тверской области от 12.10.2010 №82-30 внесены изменения в закон Тверской области от 14.07.2003 №46-30 «Об административных правонарушениях». В целях обеспечения пожарной безопасности при угрозе массового возникновения лесных (торфяных) пожаров закон от 14.07.2003 №46-30 дополнен статьёй 56.1, которой введена административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Тверской области, нормативных правовых актов местного самоуправления в Тверской области, устанавливающая ограничения пребывания граждан в лесах, расположенных на территории Тверской области и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 4500 до 5000 рублей.

Законом Тверской области от 08.12.2010 №105-30 внесены изменения в статью 4 закона Тверской области от 16.02.2009 №7-30 «О статусе города Тверской области, удостоенного почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы», которым уточнен порядок финансирования мероприятий, связанных с присвоением почетного звания. Так, финансирование расходов на мероприятия, связанные с присвоением почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы» и увековечиванием памяти погибших при защите Отечества, осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением субвенций, предусмотренных статьёй 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, на основании соглашений, заключенных между Администрацией Тверской области или уполномоченным ею областным исполнительным органом государственной власти Тверской области и органом местного самоуправления Города воинской славы.

Законом Тверской области от 08.12.2010 №106-30 внесены изменения в статьи 5 и 6 закона Тверской области от 03.10.2002 №70-30 «О статусе города Твери -административного центра Тверской области», которым также уточнен порядок финансирования расходов. Так, расходы, связанные с осуществлением городом Тверью функций административного центра финансируются из областного бюджета, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, на основании соглашений, заключенных между Администрацией Тверской области и Администрацией города Твери. Ранее финансирование осуществлялось только путем предоставления субвенций и (или) субсидий.

Принят закон Тверской области от 03.02.2010 №12-30 « О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями в сфере осуществления дорожной деятельности ». Закон разработан в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257 - ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерсщии». Законом Тверской области органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений Тверской области наделены отдельными государственными полномочиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса.

Экономическая политика

Депутатами Законодательного Собрания принят закон Тверской области от 28.04.2010 №41-30 « О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков».

Закон разработан в целях развития промышленного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности Тверской области и законодательно закрепляет меры государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков в Тверской области (комплекса экономических, финансовых, природных, технических, организационных и иных необходимых ресурсов, используемого для реализации одного или нескольких инвестиционных проектов в Тверской области).

Инициаторами создания индустриального парка могут выступать: органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (в части создания индустриальных парков на территории соответствующих муниципальных образований), иные заинтересованные лица, обладающие правами на земельные участки, расположенные на территории Тверской области (в части создания индустриальных парков на соответствующих земельных участках).

Законом определены меры государственной поддержки, предоставляемые при развитии индустриальных парков, а именно:

1) строительство и реконструкция объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, включая обеспечение выполнения инженерных изысканий;

2) предоставление инвесторам индустриальных парков государственных гарантий Тверской области;

3) предоставление инвесторам индустриальных парков субсидий из областного бюджета Тверской области в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

4) предоставление инвесторам индустриальных парков налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

5) информационная и консультационная поддержка;

6) содействие инвесторам индустриальных парков в целях получения ими мер
государственной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством.

Законом Тверской области от 26.07.2010 №66-30 приняты изменения в закон от 28.04.2010 №41-30 « О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков». В статью закона внесено положение о том, что не допускается включение в состав индустриального парка земельных участков, которые согласно требованиям федерального законодательства не могут быть использованы в соответствии со специализацией индустриального парка. Таким образом, изменения позволят конкретизировать требования к земельным участкам, включаемым в состав индустриальных парков.

Статья 6 закона Тверской области дополнена новой частью, которая предусматривает возможность представления инициатором создания индустриального парка иных документов и материалов, помимо обязательных документов связанных с созданием индустриального парка.

Изменения в статью 8 закона Тверской области упрощают процедуру принятия решения о придании статуса индустриального парка, т.к. предусматривают конкурсный отбор заявок при наличии одновременно двух и более заявок о создании индустриальных парков с одинаковой специализацией в рамках одного муниципального района или городского округа Тверской области.

Принят закон Тверской области от 08.12.2010 №109-30 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Тверской области ».

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно статье 3 указанного Федерального закона законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В законе Тверской области определён предмет, правовая основа регулирования отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разграничены полномочия Законодательного Собрания Тверской области и исполнительных органов государственной власти Тверской области в соответствующей сфере, а также регламентированы отдельные вопросы разработки, утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Данный закон направлен на реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Тверской области.

Законом Тверской области от 03.02.2010 №6-30 внесены изменения в закон Тверской области « О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области». Необходимость внесения изменений связана с тем, что на территории Тверской области получила распространение практика заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственных угодий на срок менее 1 года. Подобный срок не предоставлял возможности контроля за данными землями, в том числе для предотвращения возможного снижения плодородия и других процессов, ухудшающих их качественное состояние, ввиду необязательности государственной регистрации таких договоров и соответственно прохождения кадастрового учета.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установление минимального срока аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации законом Тверской области установлен минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, и составляет:

■ для земель, занятых многолетними насаждениями, - пять лет;

■ для пашни - три года;

■ для сенокосов и пастбищ - три месяца.

Принятые изменения позволят урегулировать земельные отношения в части заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственных угодий и осуществлять контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в закон Тверской области внесены изменения в части уточнения полномочий Администрации Тверской области в сфере земельных отношений по установлению порядка определения и внесения арендной платы земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В закон включена новая глава 3.1. «Использование отдельных сельскохозяйственных угодий», в которой статьёй 13.2 определены особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, а статей 13.3 определён порядок включения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Принят закон Тверской области от 08.12.2010 №108-30 «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области». В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Принятие закона Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» обусловлено необходимостью принятия полномочий, не нашедших отражение в Федеральном законе №33-Ф3 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», таких как изменение категории особо охраняемых природных территорий, упразднение статуса особо охраняемой природной территории, образование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Закон регулирует отношения в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и устанавливается порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения в Тверской области.

Принят закон Тверской области от 12.10.2010 №75-30 « Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Тверской области». Закон разработан на основании статьёй 4 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьёй 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» с целью улучшения качества транспортного обслуживания населения Тверской области автомобильным транспортом, повышения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, создания прозрачной системы доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг и повышения конкуренции между ними.

Закон устанавливает порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Тверской области в пределах компетенции субъекта Российской Федерации в целях обеспечения безопасности регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Тверской области и качественного удовлетворения потребностей населения Тверской области в указанных перевозках.

Закон Тверской области «Об организации транспортного облуживания населения автомобильным транспортом в Тверской области» будет способствовать упорядочиванию деятельности автомобильного транспорта общего пользования, сокращению расходов областного бюджета Тверской области, развитию маршрутной сети и транспортной инфраструктуры, повышению заинтересованности перевозчиков работать на социальных маршрутах, росту конкуренции среди перевозчиков, улучшению качества и стабильности транспортного обслуживания населения и повышению безопасности перевозок пассажиров и багажа.

Принят закон Тверской области от 29.10.2010 №86-30 «О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции». Закон Тверской области «О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции» разработан в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171~ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Законом установлено, что розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции не разрешается с 21 часа вечера до 10 часов утра, за исключением розничной продажи алкогольной продукции в местах общественного питания.

Законом Тверской области от 16.08.2010 №71-30 внесены изменения в статью 3 закона Тверской области « Об установлении предельных значений площади арендуемого недвижимого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тверской области или в муниципальной собственности ».

Закон Тверской области был приведён в соответствие с федеральным законодательством, срок действия закона продлён до 2013 года.

Принят закон Тверской области от 09.11.2010 №92-30 « О внесении изменений в закон Тверской области «Об управлении государственным имуществом Тверской области». Принятые изменения приводят закон Тверской области в соответствие с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Законом усовершенствовано правовое регулирование отношений в сфере управления государственным имуществом Тверской области, в частности:

■ совершенствование процедуры внесения государственного имущества в качестве вклада в
уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юридических лиц;

и установление расходных обязательств по страхованию государственного имущества;

■ совершенствование порядка определения и взимания платы за пользование государственным имуществом Тверской области;

■ оптимизация процедуры согласования передачи в пользование объектов исключительной собственности Тверской области;

■ совершенствование порядка решения организационных вопросов деятельности государственных унитарных предприятий Тверской области;

■ совершенствование правового регулирования управления имуществом, принадлежащим органам государственной власти Тверской области.

Принят закон Тверской области от 16.12.2010 №124-30 « Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Тверской области на 2011 год». Основными задачами приватизации государственного имущества Тверской области в 2011 году являются:

■ приватизация государственного имущества Тверской области, не задействованного в обеспечении деятельности органов государственной власти, государственных органов Тверской области;

* обеспечение поступления средств в областной бюджет Тверской области.

Планируемые поступления в областной бюджет Тверской области от продажи государственного имущества Тверской области в 2011 году составят 9,915 млн. рублей, в том числе от продажи земельных участков, расположенных под приватизируемыми объектами недвижимого государственного имущества Тверской области, - 2,076 млн. рублей.

Принят закон Тверской области от 04.06,2010 №50-30 «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Тверской области ». Закон направлен на предотвращение фактов незаконной заготовки древесины и повышения эффективности борьбы с незаконной заготовкой, транспортировкой, переработкой и реализацией древесины на территории Тверской области.

Принятый закон регулирует вопросы организации приема древесины на пунктах приема и отгрузки, устанавливает порядок учета древесины, требования к наличию документов при транспортировке древесины на территории Тверской области.

Принят закон Тверской области от 16.12.2010 №125-30 « О внесении изменений в закон Тверской области «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ».

Целью принятия поправок является урегулирование ряда неоднозначных вопросов закона Тверской области от 27.09.2005 №112-30, таких как:

■ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

■ последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий;

■ списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

■ особенностей учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.