МИ 2011 г. май (часть 2), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
ГАЙДЕНКО А.В ., заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей плодотворной работе. Это говорит о том, что эта тема безумно актуальна: создание ситуационных центров и собрание именно региональных органов исполнительной и законодательной власти. В общем, это тот путь, по которому нам необходимо идти. Мы будем отвечать оперативно на вызовы нашего ускоряющегося ритма жизни, на принятие эффективных государственных решений и на эффективное прогнозирование. Актуальность этих тем доказали практически все докладчики, практически каждый сказал о необходимости мониторинга вопросов, связанных с продовольственным обеспечением, продовольственной безопасностью. Главный фактор – это достоверность информации, способ получения этой информации и предоставления ее на стол руководителя. А задача, как я уже сказала, - это ориентирование работы на обсуждение практических ситуаций. Вот как мне представляется создание ситуационных центров на уровне исполнительных органов власти.
Работа с финансовыми, экономическими, промышленными показателями, процессами лежит в области математических изменений, каких-то моделей, создания каких-то понятных механизмов, которые нужно выбрать. И главная задача – определить, что считать, что представлять на панели ситуационных центров. Вот Николай Иванович [Ильин] сказал, что создание ситуационных центров в органах законодательной власти на низком уровне проработки. Я не считаю, что в Государственной Думе этому вопросу не придается должное значение, они нам жизненно необходимы. Это – реалия сегодняшней жизни. Но, как мне представляется, основная проблема заключается в том, что создание ситуационных центров на уровне законодательных органов власти – задача более сложная. Здесь необходимо работать не с прямыми показателями, а с большими массивами текстовой информации, с законодательной, нормативной базой, со средствами массовой информации, обращениями граждан, органами исполнительной власти всех уровней и, безусловно, с экспертным сообществом (не без учета, естественно, человеческого фактора). И в таком комплексе мы сможем анализировать законодательные процессы, а также работать на упреждение ситуаций и давать прогнозы и оценки. А это нам сейчас крайне необходимо. Что делается и что каждый думает в этом направлении?
В соответствии с государственным контрактом от 2007 года был разработан проект развертывания объединенной государственной автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации под названием «Законотворчество». Основная цель этой программы – создание автоматизированной базы данных о законодательной деятельности палат Федерального Собрания, законодательных представительных органов субъектов Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы. Работа ведется, в общем-то, в плановом порядке. Государственная Дума прикладывает все усилия для того, чтобы она развивалась.
Но хочу сказать отдельно: помимо множества подсистем, таких как хранение данных, поиск информации, обработка, редакция нормативно-правовых актов, электронное дистанционное обучение, всесторонний обмен между участниками информацией, центр управления, удостоверяющий центр, центр информационной безопасности, так же, как нам видится, для аналитиков, основной темой этого блока, этой автоматизированной системы законотворчества является создание так называемого «электронного досье».
В расширенном виде нам представляется, что это именно та платформа создания ситуационного центра в области права. И этот блок, эта автоматизированная система подразумевает взаимодействие и получение информации от других государственных автоматизированных систем, таких, как «Управление», «Правосудие», «Выборы» и другие «электронные правительства». То есть систем, которые сейчас уже работают. Объединение всех источников информации, их полнотекстовое индексирование позволит интегрировать, обрабатывать и анализировать эту информацию. И здесь, помимо всех внешних и внутренних электронных источников, средств массовой информации, подразумевается также обработка обращений граждан. То есть это непосредственный доступ граждан через приемные. Сейчас в соответствии с законом граждане имеют доступ к информации о работе органов законодательной власти. Эта система подразумевает непосредственное участие в процессе законотворчества. Также оперативное взаимодействие с органами законодательной власти всех уровней позволит более качественно прорабатывать законодательные инициативы на уровне субъектов. И, соответственно, автоматизированная обработка собранной информации устранит избыточные и мало соответствующие критериям поиска данные.
Но, безусловно, мы будем говорить о влиянии человеческого фактора. В аналитической работе человеческий фактор в настоящее время является определяющим. От знания, умения, навыков сотрудника аналитического управления, который готовит тот или иной документ, во многом зависит качество итогового документа. Поэтому ситуационный центр должен максимально облегчить все этапы работы для того, чтобы мы могли на стол руководителю класть все-таки оперативный и достоверный материал, позволяющий принимать государственные решения. Мы в этом направлении движемся. Чего нам не хватает? Не хватает информационной автоматизированной системы законотворчества с автоматизированной системой обеспечения законодательной деятельности Правительства, то есть связи непосредственно с исполнительной властью, потому что все наши правовые решения реализуются на уровне исполнительной власти, на уровне местного самоуправления и просто каждым гражданином. Поэтому необходимо выстроить общую цепочку. Планы у нас, конечно, глобальные, но я призываю всех на местах тоже двигаться в этом направлении. Нам нужно активно начинать работать с ЦСО для того, чтобы ситуационный центр работал без отрыва от исполнительной власти.