Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011 г. май (часть 2), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

БАРБАШИН И.В. , заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В выступлении Алины Владимировны уже прозвучало, каким образом федеральные законодательные органы пытаются использовать наработанный опыт функционирования фондов Аналитического центра в развитии и реализации основных достижений. Эта информация звучала, но, тем не менее, я позволю себе повторить основные направления работы Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

Решается достаточно широкий круг задач. Среди них на первом месте, безусловно, аналитическое сопровождение, попытка оценки проектов законодательных актов с точки зрения принятия или отклонения, последствий этой деятельности, и аналитическо-информационное обеспечение должностных лиц и органов Совета Федерации. Аналитическое и информационное обеспечение проводимых мероприятий. Взаимодействие с субъектами Федерации, взаимодействие с регионами представляется одним из важнейших направлений работы. Отсюда – аналитическое реагирование на важнейшие события, происходящие в России и в мире. Ну и, кроме того, подготовка аналитических материалов в формате различных докладов, «вестников» по различным направлениям обеспечения законодательной деятельности. Я это все говорю, чтобы продемонстрировать, что ряд направлений работы Аналитического управления совпадает с рядом направлений работы Ситуационного центра.

У Совета Федерации на сегодняшний день нет аналитического центра, но, тем не менее, вопрос о его создании прорабатывается. Несколько лет назад была подготовлена концепция создания такого центра в Совете Федерации. Но в связи с известными событиями, в частности, в связи с финансово-экономическим кризисом, урезанием финансирования, к сожалению, этот процесс так и остался в нереализованном виде, в виде концепции. Но, тем не менее, мы не отказываемся от создания ситуационного центра. Может быть, в среднесрочной перспективе. Поэтому я, прежде всего, делаю акцент на ту часть работы, которая может рассматриваться как основа для позиционирования ситуационно-аналитического центра в законодательном органе. Подчеркну, что речь идет именно о ситуационно-аналитическом центре, поскольку с моей точки зрения, разорвать ситуационные задачи и задачи аналитические невозможно.

Заранее очевидно, что никакая ситуационная работа не может выстраиваться без информационных баз данных. Отсутствие подобных баз и моделей решений – это и снижение производительности труда, и рост вероятности ошибок и всего прочего. Поэтому информационная работа в области аналитического обеспечения законодательного процесса строится у нас на основании использования информационно-правовой базы ключевого пользователя, которая доступна всем сотрудникам. Это и наши собственные базы, которые разрабатывались от оболочки до основ нашими специалистами, кроме того и благодаря тесному взаимодействию с коллегами из Государственной Думы. Алина Владимировна упоминала такой замечательный продукт, как автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности, крайне информационно насыщенной и чрезвычайно полезной и в ходе законодательной работы, и в ходе аналитического обеспечения различных сторон деятельности департамента.

Одним из ситуационных направлений работы нашего подразделения является выделение проблемных зон, проблемных мест и внесение предложений в законопроект. Чрезвычайно важно понять, какие законодательные идеи, предложения и проекты привлекают наибольшее внимание общественности, а какие положения быстро вызывают противоположные мнения и споры. Можно сказать по опыту работы, что о некоторых законопроектах говорится чрезвычайно много в экспертном сообществе, но никакой реальной содержательной дискуссии по ним по тем или иным причинам не ведется. Тем более что сегодня практика непосредственного обсуждения законопроектов расширяется. Динамика этой практики была принята на самом высоком уровне. Так было с известным законом о полиции.

Проекты законов обсуждаются на специально созданных электронных площадках, специализированных форумах, даже в социальных сетях, в прессе. И, безусловно, по нашему представлению, важнейшая часть работы аналитика сегодня – быть в курсе самой дискуссии, которые ведутся в этой сфере по данному вопросу. Наше управление, начиная с 2004 года, на регулярной основе по региональной методике, которая совершенствуется, проводит мониторинг публичных дискуссий вокруг конкретных предложений по поводу законодательства. Результат такого мониторинга представлен в виде специальной таблицы, выпускающейся периодически в среднем раз в два месяца. Называется он «Обзор законопроектов, наиболее активно обсуждающихся общественными организациями, СМИ, экспертным сообществом». В эту выборку включаются предложения законодательных органов, СМИ и законопроекты от момента появления, от момента рождения, до принятия Государственной Думой во втором чтении. Материал этот, помимо аргументов, помимо полученной дискуссии, содержит также профессиональные комментарии наших специалистов. Хотел бы сказать, что этот материал доступен для работы, доступен для использования, хотя он находится в нашей корпоративной сети. То есть он доступен, в первую очередь, работникам Совета Федерации, членам Совета Федерации и нашим коллегам из Государственной Думы. Но мне известно, что ряд регионов имеет доступ к этой системе. Так что, коллеги, я призываю активно пользоваться этими оригинальными материалами, обращаю на это ваше внимание.

Кроме того, еще один ресурс в нашей работе и еще одно основание для создания некоего ситуационно-аналитического центра – это использование зарубежного опыта. В частности, мы активно взаимодействуем с Европейским центром парламентских исследований и Парламентской ассамблеей Совета Европы. Буквально в 20-х числах мая в Москве на площадке Совета Федерации проводится очередной семинар этой организации. Хотелось бы рассказать, каким образом происходит взаимодействие, какова его технология, какова технология включения дополнительной информации. Это действительно очень серьезный информационный и политический выход.

Я думаю, что этот материал мы обобщим. Информация, которую мы сейчас услышали, очень важна. Я в конце совещания сделаю такое общее заявление, которое касается сбора информации о таких продуктах информационно-аналитических, экспертно-аналитических и сбора этих методик и технологий работы. Понятно, что в коротком выступлении очень трудно все в деталях описать, но это очень важный момент, и именно в деталях. Важно знать, что такой продукт есть и работа ведется. И важно знать, как ведется. Поэтому мы возьмем на себя труд весь этот массив информации с вашей помощью собрать, обобщить и выпустить в виде доклада. И даже проведем какое-то мероприятие по этому поводу.

И еще одно важное направление работы – это взаимодействие с внешними экспертами. Недавно мы работали над проектом итоговой резолюции IV Невского международного экологического конгресса в Санкт-Петербурге. Крупное мероприятие, которое проводится совместно с ЮНИДО. Разрабатывался итоговый документ. И вот в процессе разработки этого документа мы получили очень серьезную помощь от наших коллег из Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, за что, используя данное мне дополнительное время, хотел бы поблагодарить от лица коллег и от себя лично. Спасибо за сотрудничество и за содержательную помощь.