АВ 2011г. Выпуск 10 "Государственные академии наук как субъекты реализации научных интересов в государственной политике Российской Федерации"
Современное состояние проблемы
Российская академия наук была восстановлена как высшее научное учреждение России Указом Президента РСФСР от 21 ноября 1991 года № 228 «Об организации Российской академии наук». Академии вменялось решение выдвигаемых нуждами государства российского конкретных задач.
Со вступлением страны в рыночные отношения рамки, налагаемые формой учреждения на академии наук, стали для них очевидно тесны и малоэффективны. Начались поиски адекватной для академий наук правовой формы деятельности. С начала 1990 годов неоднократно предпринимались попытки закрепить правовое положение академий наук, в частности РАН, в соответствующем законе, но они пока не увенчались успехом. Попытки идентифицировать организационно-правовую форму академий наук с формами, закрепленными в принятом в 1994 г. Гражданском кодексе Российской Федерации, также ведут в тупик. Ни под одну из этих форм академии наук, в частности РАН, не подпадают, т.к. не отвечают полностью их признакам.
Российская академия наук, как и иные отраслевые академии, имеет достаточно сложную структуру. В первом уставе РАН (1927 года) «академия наук Союза ССР состоит из действительных членов (академиков), почетных членов, членов-корреспондентов и ученого персонала, работающего в ученых учреждениях Академии наук Союза ССР»[1]. На 1 января 1999 г. в Академии состояло 455 действительных членов (академиков) и 675 членов-корреспондентов РАН. На этот момент в институтах и других научных учреждениях Академии наук работало около 112 тыс. человек, из них 53 280 научных сотрудников, в том числе — 8590 докторов наук и 26 420 кандидатов наук. Численность членов РАН по состоянию на 01 января 2011 года составила 1188 человек, в том числе 466 академиков и 722 члена-корреспондента РАН. Вне системы научных организаций подведомственных РАН работали 138 академиков и 247 членов-корреспондентов РАН. Общая численность работающих в научных организациях, подведомственных РАН, составляла 96896 человек, в т.ч. 48223 научных работника.
По состоянию на 1 января 2011 года в систему Российской академии наук (РАН) входило 544 подведомственные организации, из них 431 научных организации, 113 организаций научного обслуживания и социальной сферы. Система РАН объединяет 3 региональных отделения (Уральское, Сибирское и Дальневосточное), 15 региональных научных центров РАН (центральная часть) и 19 региональных научных центров, входящих в состав региональных отделений. Региональные отделения являются прямыми получателями средств федерального бюджета и не подотчетны РАН в части финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины.
Медицинский комплекс РАН на 1 января 2011 года составлял 19 лечебно-профилактических учреждений с общей численностью в 7 тысяч человек. Производственный сектор составили 69 предприятий.
В правовом статусе Академии наук соединены признаки разных организационно-правовых форм (форм юридического лица): корпорации физических лиц, ассоциации юридических лиц, финансируемого собственником учреждения.
Российской академии наук свойственны признаки, характеризующие различные виды общественных объединений. Как общественное объединение, РАН фактически (не юридически) обладает всеми правомочиями собственника на принадлежащее ей имущество, является самоуправляемой организацией, обладающей правом решать вопросы о системе и структуре своих органов управления, самостоятельно образовывать их.
РАН построена на принципе членства, но оно отличается от членства, которое имеет место в некоммерческих корпорациях. Члены РАН не несут обязанностей вносить вступительные, членские, имущественные взносы. Возможность исключения из членов академии Уставом РАН также не предусмотрена.
В построении системы академической науки, в частности РАН, усматриваются признаки организационной системы министерства: Президент РАН, как министр, входит в состав Правительства Российской Федерации, подведомственные РАН организации входят в нее не на основе добровольности и договора, а на основе административных решений и образуют систему организаций РАН. Академия как и министерства, распоряжается имуществом, которое является федеральной собственностью, является получателем и распорядителем бюджетных средств; порядок финансирования академических организаций, а также порядок их деятельности устанавливается Президиумом РАН. Как любое министерство, РАН, согласно последним поправкам к Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», наделена правом управления своей деятельностью, правом на создание академических организаций, утверждение их уставов, назначение их руководителей, управление всем академическим имуществом, в том числе его закрепление за подведомственными организациями.