Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 10 "Государственные академии наук как субъекты реализации научных интересов в государственной политике Российской Федерации"

Статус субъекта деятельности в науке

Конституция Российской Федерации не содержит словосочетания «юридическое лицо», но оно есть в федеральных законах и применяется к коммерческим и некоммерческим организациям. Система законодательства о юридических лицах представляет собой рационально сконструированное единство нормативных правовых актов. Создание понятия «юридическое лицо» связано с реалиями жизни, деятельностью различных образований в обществе, с более общей концепцией субъекта права. С позиций юридических признаков абстрактное понятие субъекта права конкретизируется, прежде всего, через совокупность прав и обязанностей.

Российская академия наук, как было показано выше, представляет собою сложный взаимно увязанный комплекс физических и юридических лиц. То же можно сказать и про иные государственные академии наук. Поэтому неудивительно, что признание такого сложного конгломерата физических и юридических лиц юридическим лицом некоторым ученым-юристам представлялось неточным[1]. Некоторые правоведы полагали, что, будучи системой учреждений и организаций, Академия юридическим лицом признана быть не может, а в качестве такового выступают ее институты, предприятия и организации, а также органы управления (президиум и т.п.). Одни считают каждую академию научной корпорацией, которая, тем не менее, отличается от научной ассоциации. Другие специалисты определяют ее как научную ассоциацию. Иные - как систему научных органов и учреждений, или как высшее научное учреждение, или как собрание наиболее выдающихся ученых страны, или как орган управления в области науки, или систему научных учреждений и «аппарата управления особого рода». Академия всегда представляла собой сообщество, объединение лиц, корпорацию, ассоциацию.

Положение о том, что государственные академии наук целесообразно относить к особой категории юридических лиц, ныне установлено законом. Установлен порядок утверждения уставов, избрания руководящих органов академии, создания и ликвидации государственных академий наук. Входящие в состав государственной академии наук структуры могут быть юридическими лицами.

Российская академия наук и пять отраслевых академий ранее назывались не государственными, а имеющими государственный статус. Поправки от 4 декабря 2006 г., внесенные в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», исключили неопределенность положения о государственном статусе академий и охарактеризовали их как государственные учреждения.

Не бесспорным является отнесение государственных академий наук к субъектам публичного права или к субъектам частного права. Между понятиями юридического лица, как субъекта частного или субъекта публичного права нет непреодолимой грани, но различия все-таки есть. Эти различия обусловлены тем, чьи интересы лежат в основе деятельности государственных академий наук. Юридические лица частного и публичного права могут иметь и часто имеют неодинаковые организационно-правовые формы[2]. В зависимости от компромисса интересов должна быть выстроена структура управления государственных академий наук, схема финансирования и организации научных исследований.

Юридическое лицо публичного права всегда, хотя и по-разному, связано с публичной властью, государственными нуждами и госзаказом. В деятельности государственных академий наук гармонично сочетаются государственные нужды, публичные и частные интересы. Управление научной, научно-технической, художественной, культурной деятельностью в соответствии с законодательством должно осуществляться таким образом, чтобы не нарушать свободы творчества научных организаций и их работников. Органы государства, другие органы публичной власти гарантируют свободу творческой деятельности (право выбора конкретных направлений и методов деятельности), признают право на творческий риск, обеспечивают доступ к научной информации, гарантируют финансирование проектов, выполняемых по законам государства, других органов публичной власти.

При этих условиях невозможно найти в Гражданском кодексе Российской Федерации одну единственную организационно-правовую форму, которой бы соответствовала Российская академия наук и все остальные «государственные» академии наук, построенные по ее образу и подобию.

Особую проблему представляет адекватное определение организационно-правовой формы имеющих государственный статус академий наук. Академии наук – весьма консервативные образования и возможно, поэтому с давних времен и до сегодняшнего дня они считаются учреждениями (государственными учреждениями).

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) объединены в особую категорию субъектов научной деятельности - «государственные академии наук». Этим подчеркнуто единообразие юридико-технического подхода ко всем академиям наук.

Правительством Российской Федерации в 2007 году утвержден[3] Устав Российской академии наук (ранее устав утверждала сама РАН). В соответствии с Уставом Российская академия наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук. РАН - самоуправляемая организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. При этом Академия вправе сама определять основные направления фундаментальных исследований.

Уставом определены основные задачи РАН, порядок управления и структура РАН, урегулированы вопросы членства в академии, а также имущественные и финансовые вопросы. Органами управления РАН являются общее собрание РАН - высший орган управления академии, президиум РАН и президент РАН. Президент РАН избирается общим собранием академии из числа ее действительных членов и утверждается в должности Президентом РФ по представлению общего собрания академии. Российской академии наук и ее региональным отделениям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию программы фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также на осуществление инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры.

Помимо средств федерального бюджета источниками финансирования РАН могут быть средства, получаемые от общественных и частных фондов, средства от предпринимательской деятельности, от использования имущества и имущественных прав, добровольные пожертвования со стороны различных организаций и отдельных лиц. Начиная с отчета за 2009 год, годовая бухгалтерская отчетность и консолидированная финансовая отчетность РАН подлежат обязательной проверке аудиторской организацией.

Четкой характеристики правовой природы государственных академий наук действующее законодательство не содержит, отдельные нормы сформулированы недостаточно ясно[4].

Возможно, ситуация когда-то изменится, если будут приняты поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации. Проект изменений в отдельные разделы Гражданского кодекса Российской Федерации подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации.

В частности, предполагается ввести новые понятия, разделяющие юридические лица на «корпоративные» и «унитарные». Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями. В предмет гражданского законодательства включена еще одна группа отношений, регулируемых гражданским законодательством, а именно корпоративные отношения, под которыми следует понимать отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими

[5]

.



[1] Джорбенадзе С.М. Развитие правового статуса Академии наук СССР /Правовые исследования. – Тбилиси, 1977. С. 232-242.

[2] Чиркин В.Е . Юридическое лицо публичного права. – М.: НОРМА, 2007. – 352 с.

[3] Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 (ред. от 29.03.2011) «О Российской академии наук» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 6005.

[4] Дозорцев В.А . Академия наук СССР: правовой статус, органы управления и функции // Советское государство и право. 1974. № 11. С. 19-26.