Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 10 "Государственные академии наук как субъекты реализации научных интересов в государственной политике Российской Федерации"

Новеллы современного законодательства

В настоящее время была сделана еще одна попытка гармонизировать правовой статус государственных академий наук с действующим законодательством.

Проект федерального закона № 556529-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций», был внесен Правительством Российской Федерации в Государственной Думы в начале июня 2011 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 785 «О Российской академии наук».

Согласно указанному законопроекту современный взгляд на правовой статус государственных академий наук можно представить следующим образом.

1. Российская академия наук - РАН, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук - РАСН, Российская академия медицинских наук - РАМН, Российская академия образования - РАО, Российская академия архитектуры и строительных наук - РААСН, Российская академия художеств - РАХ) являются государственными академиями наук - некоммерческими самоуправляемыми организациями, созданными в форме государственных бюджетных учреждений.

2. РАН, РАСН, РАМН, РАО, РААСН и РАХ наделены правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций, изменение типа подведомственного государственного учреждения, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, РАН, РАСН, РАМН, РАО, РААСН и РАХ, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного им федерального имущества, вправе осуществлять функции учредителя государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Государственные унитарные предприятия создаются, реорганизуются и ликвидируются государственными академиями наук по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

4. Организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, закрепленным за указанными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами. Реестры федерального имущества, закрепленного за указанными организациями в оперативном управлении или в хозяйственном ведении, утверждаются соответствующими академиями наук.

5. РАН, РАСН, РАМН, РАО, РААСН и РАХ наделены правом осуществление от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого за подведомственными организациями федерального имущества.

6. Порядок осуществления государственными академиями наук от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого ими за подведомственными организациями, определяет Правительство Российской Федерации.

7. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждает Правительство Российской Федерации.

Имущество государственной академии наук образует единый фонд, предназначенный для выполнения уставных задач. Каждая академия владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с положениями своего устава, при этом право распоряжения имуществом принадлежит исключительно ей как собственнику. Отсюда вытекает нормативный характер тех положений устава, которые посвящены регламентации правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущество включает основные фонды и другое государственное имущество (здания, сооружения, жилищный фонд, транспортные средства, научно-исследовательские суда, оборудование, инвентарь, информацион-ные, библиотечные, архивные и музейные фонды, объекты здравоохранения, материальные ценности, денежные средства и др.), находившиеся в пользовании институтов, лабораторий, предприятий и организаций и переданные в ее исключительную собственность.

Очевидно, государственная академия наук должна оставить в своей собственности основные фонды общего назначения и социальной инфраструктуры. Объекты исключительной собственности (особо ценные или иные по специальному перечню) не могут быть переданы в собственность другим организациям или отчуждены иным образом.

Академия должна распределить основные фонды и другое имущество между подведомственными организациями - юридическими лицами своей системы, чтобы они получили возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Академия признается учредителем всех подведомственных организаций - юридических лиц своей системы. При утверждении уставов академия определяет объем прав на имущество. Наряду с этим Академия решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации, приема и выхода из академии научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций, осуществляет контроль над эффективностью использования и сохранностью имущества в соответствии с законом и уставом академии.

Особого внимания заслуживает правовое положение научно-исследовательских институтов, подведомственных Академии, чей общий статус опирается на акты нормативного характера, обязательные для научных организаций страны. При этом действует единый принцип хозяйственной деятельности с учетом специфических особенностей научных организаций, в частности прав собственности, включая право оперативного управления и право хозяйственного ведения.

Предметом деятельности и основными задачами Российской академии наук являются: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук; участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета; изучение и анализ достижений мировой науки с целью их использования в интересах России; разработка на основе достижений фундаментальной науки прогнозов технологического развития мировой экономики, определение места и роли России на рынке наукоемкой продукции;

Правительственный законопроект вносит изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части государственных унитарных предприятий, создаваемых государственными академиями наук.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон «Об автономных учреждениях», согласно которому решение о создании подведомственного государственной академии наук автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности путем его учреждения или изменения типа, принимается государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ей федерального имущества. Академии наук реализуют функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных им федеральных автономных учреждений.

Таким образом, государственные академии наук выступают как бюджетные учреждения особой организационно-правовой формы.

Основанные на членстве Российская академия наук и иные отраслевые государственные академии наук, составляют согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» особую организационно-правовую форму - «государственная академия наук», по существу, являются бюджетными учреждениями с несколько расширенными (в сравнении с обычными государственными учреждениями) гражданско-правовыми правомочиями (создание других учреждений - институтов и территориальных отделений и центров)[1]. Из всех перечисленных выше положений следует выделить качества и свойства особых бюджетных учреждений - государственных академий наук, отличающие их от иных бюджетных учреждений.

Государственные академии наук относят к категории организаций, основанных на началах членства, что присуще и некоторым другим видам некоммерческих организаций таким как: потребительский кооператив, товарищество собственников жилья, общественная или религиозная организация. Все формы и виды учреждений, кроме государственных академий наук, не основаны на членстве. Наличие членства сказывается, в основном, на способах и формах управления учреждением, но может стать причиной для отнесения соответствующих юридически лиц к особой организационно-правовой форме.

Государственные академии наук отнесены к категории организаций, основанных на началах самоуправления. В общем случае, самоуправление есть состояние, при котором субъект и объект управления совпадают. Наряду с академиями наук есть и другие самоуправляемые (саморегулируемые) учреждения: палаты адвокатов, нотариусов; организации, действующие на рынке ценных бумаг и иные.



[1] Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) (Редакционный материал)// Вестник гражданского права. 2009. № 2.