АО, 2012, март Основные направления законодательного регулирования налоговой политики Российской Федерации
2. Законодательное обеспечение мер по улучшению делового климата
На состоявшемся 2 февраля 2012 года инвестиционном «Форуме Россия-2012», организованном Сбербанком и «Тройкой Диалог», Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин рассказал о плане превращения России из страны, где существует «экономика деривативов», в страну, где действует «творческая, креативная экономика созидания». «Россия входит в пятерку наиболее интересных для иностранных инвестиций стран. Но по уровню делового климата мы на позорном 120-м месте. И мы должны разорвать этот порочный круг.»
Для этого предлагается осуществить 6 экономико-политических шагов, которые разработало Правительство страны:
1. Образование института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Омбудсмен для бизнеса будет иметь процессуальный статус: он возьмет на себя представительские функции в судах, сможет вносить предложения в органы власти и даже будет иметь право приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда.
2. Усовершенствование судебной системы с точки зрения прав предпринимателей. Начала действовать упрощенная процедура административного судопроизводства – бремя доказывания возлагается на административный орган. Процедура рассмотрения судебных дел, касающихся предпринимательства, будет максимально ускорена, а сроки для возможного обжалования решений продлены. Предлагается усилить гарантии для бизнеса. По сути речь идет о создании нового судебного органа – аналога административного суда, который будет формироваться на базе существующих арбитражных судов.
3. «Чистка законодательства от рудиментов советского правосознания», которые ведут к искаженному восприятию предпринимателя как заведомо подозреваемого. Предстоят изменения в уголовном законодательстве РФ – должны быть убраны все нормы, позволяющие возбуждать уголовные дела на основании хозяйственных споров. Реализация данной меры приведет к снижению коррупции в правоохранительных органах.
4. Изменение идеологии контроля за предпринимательской деятельностью – от системы разрешений к системе страхования ответственности.
5. Расширение полномочий саморегулируемых организаций (СРО). Профессиональные объединения и ассоциации должны получить право подавать судебные иски, чтобы защищать права предпринимателей. Эта мера должна быть закреплена в законе, она даст возможность малому бизнесу отстаивать свои права, спорить с властями от лица мощной общероссийской общественной организации.
6. «Гармонизация» корпоративной культуры в соответствии с лучшими западными образцами.
Практически все перечисленные шаги требуют корректировки законодательного регулирования, и Государственная Дума рассмотрит соответствующие законопроекты также в приоритетном порядке. Правительство Российской Федерации планирует внести в Государственную Думу ряд важных законопроектов, направленных на формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, они также будут рассмотрены в приоритетном порядке. Это, в частности, законопроекты:
1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»;
2. «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части предоставления кредитной организации сведений для раскрытия структуры собственности);
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей заключения договоров аренды и (или) концессионных соглашений на объекты водоснабжения»;
4. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, а также сокращения избыточного государственного регулирования в сфере связи»;
5. «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Закон Российской Федерации «О недрах» (в части установления особенностей организации и проверок при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр);
6. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в целях совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования);
7. «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иные законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг).