АО, 2012, март Основные направления законодательного регулирования налоговой политики Российской Федерации
3. Основные направления налоговой политики
В сфере налоговой политики в последние годы в парламенте обсуждались и принимались принципиальные решения, в числе которых, безусловно, поправки в Налоговый кодекс в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость. Законодательно устранена одна из основных проблем процедуры возмещения НДС – длительный срок рассмотрения налоговыми органами деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога. Эти меры серьезно помогли российским предпринимателям в сложный период экономического кризиса.
Был упрощен порядок заявления к вычету и уплаты НДС, позволяя законно корректировать изменение цены сделки при скидках или возврате брака отрицательными счетами-фактурами. Бизнес получает эффективный инструмент расчетов (в том числе и по налогам) и избавляется от необходимости доказывать очевидное в судах и вышестоящих налоговых органах.
В целом налоговое законодательство существенно скорректировано, принят комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на организации и физических лиц. Изменения коснулись налога на добавленную стоимость в части применения нулевой ставки, налога на прибыль, ставка которого существенно снижается, амортизационных премий, размер которых вырос с 10 до 30 процентов. Эти решения являются еще одним шагом государства навстречу бизнесу. Другой пакет поправок в Налоговый кодекс направлен на стимулирование капитальных вложений в строительство и модернизацию аэропортов, портов и иных объектов транспортной инфраструктуры.
В дальнейшем не планируется увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора – это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен, дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров. При этом под такие меры не должны попасть представители среднего класса.
Большой резерв – в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через оффшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства.
Необходимо также качественно улучшать работу с налогоплательщиками за счёт перехода к полноценному электронному обмену документами с органами налогового контроля, сокращения сроков и количества налоговых проверок, упрощения налоговой отчётности.
Говоря о необходимости перестройки налоговой системы, «решительного налогового маневра», который перестроил бы фискальную политику на решение задач индустриального развития страны, Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин отметил, что налоговая нагрузка в стране неравномерна: минимум у металлургов и нефтяников, а максимум – в обрабатывающей промышленности и строительстве. Налоговая нагрузка неравномерна даже внутри производственных секторов. В частности, по виду деятельности «производство машин и оборудования» налоговая нагрузка составляет 11,1%, по виду деятельности «строительство» – 11,3%, по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%. Такой перекос мешает притоку инвестиций в несырьевые сектора и препятствует обновлению структуры российской экономики. Деньги и инвестиции всегда идут туда, где высокая норма прибыли. «Сейчас это сырьевой сектор, а мы должны развернуть эти потоки в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса. Это принципиальное условие новой индустриализации.»
В числе мер по реализации «налогового маневра» обсуждаются следующие:
- снижение страховых взносов;
- снижение налога на прибыль;
- снижение налога на добавленную стоимость (НДС);
- увеличение налогов на недвижимость и сверхпотребление;
- увеличение НДПИ.
Важный аспект – реформирование системы специальных налоговых режимов, применяемых малым бизнесом, в частности единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Вопрос об отмене ЕНВД активно обсуждается начиная с 2010 года. Последние события показывают, что Правительство склонно прислушаться к мнению предпринимательского сообщества. Проводились рабочие консультации по вопросу о перспективах сохранения ЕНВД, развитии патентной системы налогообложения. 28 ноября 2011 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев на встрече с представителями малого и среднего предпринимательства в Екатеринбурге отметил, что «патент не должен создавать худших условий для плательщиков ЕНВД, чем есть сейчас».
В конце декабря 2011 года на совещании по социально-экономическому развитию Северного Кавказа глава Минфина А.Г.Силуанов сообщил: «Изначально предлагалась позиция, что-либо патент, либо ЕНВД. Мы договорились о том, что будем на переходный период сохранять и ту, и другую форму уплаты налога.» 18 января 2012 года директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ И.Трунин сообщил, что по поручению первого вице-премьера И.Е.Шувалова в настоящий момент ведется обсуждение сроков отмены ЕНВД, и одно из предложений – отмена ЕНВД не с 2014, а с 1 января 2018 г., а до этого предлагается сделать его добровольным для тех, кто имеет право перейти на патентную систему. Это предложение планируется обсудить с регионами.